Фильм Зеркало
Неспешная аллегория с очень яркими земными и библейскими образами, где сцены и кадры выверены безупречно. Композиция, перспектива, плавные переходы без растянутости. Смена сюжетов, соединение цветных и чёрно-белых кадров для разных времён. Красочные картины детства и чёрно-белая реальность. Серость будней. Вставки хроники, прекрасно изданная книга Леонардо да Винчи, цитата из письма Пушкина Чаадаеву. У России и русских свой путь, иное прошлое невозможно. Запотевшее пятно на гладкой поверхности, испаряющееся за несколько секунд, как уходящее воспоминание исчезнувшей дамы.
Глубина простых вещей притягивает. Подтекстом идёт сквозная нить – всё взаимосвязано.
Обращение к стихиям. Контраст огня и воды. Воздух в порывах ветра и разлетающихся перьях петуха. И лишь потом понимаешь, что без земли ничего не было. Природа, город и деревня, солдатские сапоги и ноги мальчика – всё земля. Родина.
Есть ли сюжет в отсутствии сюжета? Сложно выделить единственную линию. Смешение персонажей и наслоений временных промежутков на первом просмотре воспринимается неоднозначно.
При обсуждении мне понравилась идея о нелинейности ассоциативного мышления. Мысли скачут из прошлого в настоящее, не силах задержаться на чём-то одном, возвращаясь к отдельным моментам, заново проживая их в памяти. Взрослый Алексей рассказывает сыну о первой любви:
- Рыжая-рыжая, с трещинами на губах. Всюду за нею ходил. Военком за ней ухлёстывал контуженный.
И память переносит его на зимний урок военной подготовки. Стрельба по мишеням, команда «кругом», граната.
Все мы родом из детства. Самые яркие воспоминания и неосознанные травмы получены в раннем возрасте. В жизни всё взаимосвязано. Ищи ответ в себе. Насколько прошлое определяет настоящее? Почему некоторые вещи повторяются на протяжении жизни, словно старый сон из детства? Противоречивость – одно из качеств человека. У каждого есть тёмная и светлая сторона. Часть поступков диктует время.
Почему Зеркало? Воспоминания – это отражения ушедшего и глубокого внутреннего мира. Столкновение текущего момента с реальностью вечных ценностей. Возвращение ключевых моментов. Всего, что не принято и не отпущено. Спустя много лет догоняет и тревожит. Нерешённые проблемы родителей передаются детям. Отражаются в них как в зеркале. Незрелость. Неумение выразить любовь, выстроить отношения. Принять себя и других. Отпустить прошлое. Перестать притягивать реальность к ожиданиям. Это современная точка зрения.
Где грань между образом и реальностью? Каждый видит и чувствует что-то своё, пытаясь на зыбком восприятии создать и объяснить цельную картину настоящего и ушедшего.
Гениальность Андрея Тарковского намного глубже всех попыток объяснить её словами. Ум использует слова, подсознание – образы. Образы первичны, они воздействуют сильнее. «Зеркало» отразило то, что предшествует словам и определяет прошлое, настоящее и будущее. Восприятие фильма меняется в течение временем вместе со зрителями.
В одном из интервью, фигурирующем в документальном фильме Андрея Тарковского-младшего «Кино как молитва»[1], А. Тарковский определяет художественный образ как явление, не поддающееся расшифровке. Если бы образ был подобен ребусу с единственным решением, то после его разгадывания зрителем он был бы исчерпан. Художественность образа заключается в бесконечности смыслов, он отличается глубиной и неисчерпаемостью. https://pravoslavie.ru/163617.html
Королёв 30.05.2025
Свидетельство о публикации №225060200597
Все эти воспоминания, наши потери, и достижения, это то, что мы можем (если хотим) забрать с собой в другой "жизни".
Вячеслав Горелов 02.06.2025 21:54 Заявить о нарушении
Елена Разгон-Скорнякова 03.06.2025 00:35 Заявить о нарушении