АМА концепция
В рамках исследования механизмов воздействия современной поэзии, особенно произведений, тяготеющих к духовно-патриотической тематике, предлагаю концепцию аппроксимации метафорической аффирмации (АМА). Считаю, что она позволяет более глубоко понять способы создания убедительности и эмоционального резонанса в таких текстах.
АМА: Определение и ключевые положения
Под АМА понимаю поэтический прием, заключающийся в сознательном или бессознательном приближении (аппроксимации) лирическим субъектом утверждения (аффирмации), выраженного в форме метафоры, к определенному идеалу, ценности или разделяемому социокультурному значению. Цель этого приближения – достижение максимального эмоционального и идеологического воздействия на читателя. Другими словами, метафорический образ используется не только для выразительности, но и для подкрепления определенного убеждения, создавая иллюзию близости к идеалу, даже если полное его достижение невозможно.
Моя концепция опирается на следующие положения:
Метафора как инструмент познания и убеждения: Исхожу из понимания метафоры, восходящего к Аристотелю, как не просто украшения речи, но и средства познания и убеждения. Она позволяет переносить смыслы из одной области опыта в другую, создавая новые перспективы и возможности интерпретации. В контексте АМА метафора становится инструментом аффирмации, то есть утверждения определенной ценности.
Аффирмация как утверждение ценности:
Понимаю аффирмацию как утверждение чего-либо истинного, желательного или ценного. В поэзии она может быть выражена прямо (например, через провозглашение веры) или косвенно (через создание позитивного образа).
Аппроксимация как стремление к идеалу:
Рассматриваю аппроксимацию как стремление к чему-то, но не обязательно его полное достижение. В контексте АМА это означает, что метафорическая аффирмация стремится к идеалу, но может не полностью соответствовать реальности. Как показывают исследования в области психологии восприятия (Hekkert & Leder, 2008), люди положительно оценивают объекты, приближающиеся к идеалу, даже если они не достигают его полностью. Эта аппроксимация создает пространство для надежды, веры и эмоционального вовлечения читателя.
Анализ стихотворения
Максима Мартынова
"Встанем на Молитву" в контексте АМА
Для иллюстрации эффективности предложенной концепции я обращусь к анализу своего стихотворения "Встанем на Молитву",
которое является частью направления духовно-патриотической поэзии.
Метафорический образ России как АМА: Образ России как "матушки златоглавой" и "березоньки родной, кучерявой" – это яркий пример АМА. Автор приближает образ страны к идеалу святой, красивой и близкой земли, вызывая у читателя чувство любви и патриотизма. Безусловно, этот образ идеализирован, но он апеллирует к глубоко укорененным культурным и историческим ассоциациям, формируя сильный эмоциональный эффект. Как отмечал В.В. Иванов (1998) в своей работе "Русская картина мира", подобные образы важны для национальной самоидентификации. АМА в данном случае усиливает аффирмацию любви к Родине и готовности ее защищать.
Аффирмация силы молитвы как АМА: Утверждение силы молитвы через метафоры "Загради покровом Матери Твоея, огради от нечисти ангела крылом" также можно рассматривать как АМА. Автор приближает молитву к идеалу всемогущей силы, способной защитить от любых бед. Эта аффирмация основана на религиозной вере и предполагает существование невидимой защиты, создаваемой молитвой. Исследования С.Б. Филатова (2002) показывают, что вера в сверхъестественное влияние на мир – важная составляющая религиозного мировоззрения. АМА в данном случае усиливает аффирмацию веры в Бога и силу молитвы.
Метафора небесного рая как АМА: Использование метафоры "Мы попросим рая всем в боях упавшим, Подними же души в небесные сады" представляет собой аффирмацию загробной жизни и награды для тех, кто отдал жизнь за Родину. Автор приближает загробную жизнь к идеалу справедливости и вечного блаженства. Л.Д. Гудков (2003) подчеркивает важность почитания павших героев для конструирования национальной памяти. АМА усиливает аффирмацию ценности жертвы во имя Родины и веры в загробное воздаяние.
Аффирмация мира как АМА: Призыв к миру и безопасности в завершающих строках – это аффирмация стремления к идеальному миру, свободному от зла и насилия. Метафора "Помогите нежить высечь на Руси" выражает желание искоренить все негативное. АМА в данном случае усиливает аффирмацию стремления к миру и благополучию. Как отмечает Е.Б. Шестопал (2009), стремление к стабильности – важный фактор политической культуры России.
Научное обоснование и критический анализ АМА
Концепция АМА опирается на положения когнитивной лингвистики (теория концептуальной метафоры Лакоффа и Джонсона, 1980), социальной психологии (концепция социальной идентичности Tajfel & Turner, 1979) и политологии (в контексте формирования общественного мнения).
Важно отметить и потенциальную критику АМА: возможность манипуляции общественным мнением и субъективность интерпретации метафорических аффирмаций.
Заключение
В заключение подчеркну, что концепция аппроксимации метафорической аффирмации (АМА) представляет собой значимый инструмент для анализа поэтического воздействия, особенно в духовно-патриотических произведениях. Она позволяет глубже понять, как поэзия формирует мировоззрение, влияет на ценности и способствует формированию коллективной идентичности. Дальнейшие исследования в этой области, учитывающие как зарубежный, так и российский научный опыт, позволят расширить наше понимание механизмов воздействия поэтического слова.
Список литературы:
Аристотель. Поэтика.
Festinger, L. (1957). A Theory of Cognitive Dissonance. Stanford University Press.
Hekkert, P., & Leder, H. (2008). Product aesthetics. In J. Janiszewski & C. Pinson (Eds.), Handbook of marketing and society (pp. 257-280). Sage.
Lakoff, G., & Johnson, M. (1980). Metaphors We Live By. University of Chicago Press.
Мартынов, М. (2025). Поэтические работы.
Sperber, D., & Wilson, D. (1995). Relevance: Communication and Cognition. Blackwell.
Tajfel, H., & Turner, J. C. (1979). An Integrative Theory of Intergroup Conflict. In W. G. Austin & S. Worchel (Eds.), The Social Psychology of Intergroup Relations (pp. 33-47). Brooks/Cole.
Гудков, Л.Д. (2003). Негативная идентичность. Новое литературное обозрение.
Дилигенский, Г.Г. (1994). Социально-политическая психология. Наука.
Иванов, В.В. (1998). Русская картина мира. Языки славянской культуры.
Кузьмин, А.И. (2000). История России с древнейших времен до 1618 г. Высшая школа.
Лотман, Ю.М. (1992). Избранные статьи в трех томах. Александра.
Филатов, С.Б. (2002). Религия и общество в современной России. Летний сад.
Шестопал, Е.Б. (2009). Политическая психология. Аспект Пресс.
Свидетельство о публикации №225060200063