Совсем не банальный роман
Роман «Разбойница Орлиха» с подзаголовком «Из местных преданий XVIII века» был написан уроженцем Щигровского уезда Курской губернии, выходцем из старинного дворянского рода, уходящего корнями во вторую половину XV века, Евгением Львовичем Марковым (1835–1903) в его воронежский период жизни. Сначала роман был опубликован по частям в 1–9 номерах журнала «Русское Обозрение» за 1891 год, затем издан отдельной книгой в 1895 году в С.-Петербурге в типографии В.В. Комарова (Невский проспект, 136).
К этому времени в творческом багаже автора этого романа было несколько изданных книг, в том числе «Очерки Крыма» (1872), принесшие ему известность, «Барчуки. Картины прошлого» (1875, 1882) – с воспоминаниями о дореформенном детстве, «Черноземные поля» в двух томах (1877), «Берег моря» (1880), «Очерки Кавказа» и другие. Кроме того, в известных российских журналах «Новь» и «Книжная неделя» прошла публикация «Учебных годов старого барчука», как естественного продолжения «Барчуков». При этом многие произведения Евгения Львовича имели не только автобиографическую окраску и основу, но и использовали тематические материалы Курского края. Например: «Барчуки». «Учебные годы старого барчука» и «Чернозёмные поля». Следовательно, почва для появления нового романа по мотивам преданий Курского края была подготовлена.
Заметим сразу, что такого интереса у читателей и литературных критиков, какой вызвали «Очерки Крыма» и «Барчуки», роман «Разбойница Орлиха» не удостоился, остался в тени этих и других произведений плодовитого автора. К тому же, ознакомившись с ним, писатель либерально-демократического направления Владимир Галактионович Короленко (1853–1921), ставший в 1895 году членом редакции журнала «Русское богатство», вынес безапелляционный отзыв: «банально и маловероятно». За ним, с его легкой руки, стали повторять и другие критики.
Но, чтобы согласиться или не согласиться с эмоциональным отзывом В.Г. Короленко, обратимся к роману «Разбойница Орлиха», к его главным героям и к его основным сюжетным линиям. Уже на первых страницах романа, в главе «Кулачный бой» автор знакомит читателя с местом действия – боярским имением Теребужем и его окрестностями, с главными персонажами – боярином и бригадиром времен Елизаветы Петровны Степаном Матвеевичем Трегубовым, его дебелой супругой-молчуньей Варварой Михайловной, их юным сыном Алексеем, соседом-помещиком Иваном Васильевичем Прозоровским и его двенадцатью сыновьями-богатырями, теткой И.В. Прозорова – властной Марией Андреевной Охлестышевой, князем-соседом Ираклием Петровичем Солово-Чембуровым и его юной дочерью Катей. Все они отмечают зимний престольный праздник. Следом, во время кулачного боя появляется чужой однорукий боец из Тулы, монашка Аленушка или Алена Васильевна. А несколько позже – старец Зосима, странствующий полумонах полуязычник, знающий колдовские наговоры и ищущий справедливости для простых людей, обижаемых помещиками и властями.
Если место действия романа – село Теребуж на рубеже Курского и Орловского краев, провинциальная лесная глухомань, где действуют не императорские законы, а самодурство и самоуправство местных помещиков, то время действия – первая половина 70-х годов XVIII века, время правления императрицы Екатерины II и пугачевщины, отголоски которой докатываются до Теребужа.
В ходе действия романа, кстати, состоящего из трех частей, выясняется, что Алексей Трегубов, представитель новой образованной, скептически относящейся к вере и проповедующей гуманизм формации дворян, влюблен в княжну Катю Солово-Чембурову, девушку образованную, воспитанную и искренне верующую. Во время встреч и бесед она заявила Алексею, что выйдет за него замуж только тогда, когда он избавится от нигилизма во взглядах и станет настоящим православным христианином. Это одно из ответвлений сюжета, в котором и любовь, и смертельно-опасные приключения для этих лирических героев на пути к счастливой жизни.
Второе ответвление сюжета – жизнь и действия Алены Васильевны (монашки-послушницы Аленушки), а также неизвестной богатырши в цыганской одежде во время кулачного боя и разбойницы Орлихи. О ней тетка Ивана Васильевича и дальняя родственница Степана Трегубова Марья Андреевна при первом знакомстве сказала так: «Богомолка-то эта! Ну ее! Черным платочком, как монашка, увязана, а глаза непутящие! Закидывает на кавалеров, будто крюки на красную рыбу».
Алена Васильевна, дочь разоренного соседями дворянина Василия Назарыча Артемьева, в юности была обесчещена Степаном Трегубовым, «благодетелем», бравшим ее после смерти родителя в свой дом на воспитание и содержание. А когда она забеременела, то «благодетель» изгнал ее зимой на дальний хутор. Там, замерзая и голодая Алена родила сына, вскоре умершего от голода и холода.
Перенеся горе и затаив обиду, она переселилась на отчий лесной хутор. Здесь стала мастерицей на переодевания и перевоплощения. Здесь же тайно ото всех организовала разбойничью шайку из своих челядинцев и под именем атаманши разбойников Орлихи вместе с шайкой совершала нападение на богатых помещиков, но не трогала крестьян. Настоящий Робин Гуд курского разлива, хотя и в сарафане. Сама же она свой путь в разбойницы определила так: «Призвали меня гнев мой и обиды мои. Прежде всего – за себя, а не за людей поднялась. Потому что беса во мне много, и бес меня часто одолевает. Но с бесом я борюсь крепко, и все-таки путь мой теперь от Бога, а не от беса. Хочу душу свою за други положить. И не пожалею себя. На то пошла».
Параллельно с этим она, действуя как Алена Васильевна, стала любима сыном Ивана Васильевича Прозоровского – богатырем Иваном Меньшим, а сама – основательно влюбилась в Алексей Трегубова. Вот вам и любовный треугольник! Правда, Алексей категорически отверг как любовь Алены-богомолки, так и любовь Алены – разбойницы Орлихи. Отсюда озлобленность и мщение Орлихи Алексею и его возлюбленной Кате. Орлиха со своими подручными брала их в плен, но не расправилась, как со Степаном Матвеевичем, высеченным плетьми и оставшимся без сожженного имения, а, проявив благородство, отпустила живыми и здоровыми.
Третье ответвление сюжета романа – это злодеяния Степана Матвеевича Трегубова, который «хотя чином не пошел дальше бригадира, зато знал свою силу и грозно держал свое боярское имя», возведя вокруг Теребужа заставы и посты из челядинцев и не позволяя войти в свои пределы не только мелким чиновникам, но и самому градоначальнику. (До появления Курского наместничества, наместника и губернатора, а также Щигровского уезда оставалось несколько лет.) Когда же Орлиха через подставных лиц добилась следствия над Степаном Трегубовым, убившим очередную свою жертву – воспитанницу Феклушу, дочь бедной уколовской попадьи Фионы Ивановны, – то боярин подкупает прокурора Тюрякова, и тот закрывает уголовное дело. Правда, чтобы показать свою деятельность перед вышестоящим начальством, арестовывает одного из ближайших подручников Трегубова, взявшим на себя убийство Феклуши.
Четвертое ответвление сюжета – второстепенные персонажи романа: сухорукий тульский кузнец, он же разбойник Журавлиная Лапа (Лапка), он же со временем затворник мужского монастыря Петр Сидящий или Петр Провидец, спасший Орлиху от расправы; искатель правды на земле и тайный почитатель «воскресшего» Петра III – Емельяна Пугачева. К их числу можно добавить и сельского попа Никиту, открыто обвинившего боярина Трегубова в преступлениях и едва не поплатившегося за это своей головой. Все они в какой-то мере то помогают Орлихе, то действуют против нее, например, поп Никита.
Финал романа таков: боярин-разбойник и убивец Степан Трегубов во время второго следствия умирает, гибнут Иван Васильевич Прозоровский и его сын Иван Меньшой, павший от руки отца во время облавы на Орлиху; Алексей и Катя венчаются; Орлиха спасается, но оказывается на Святой земле бродячей монашкой – матерью Еленой. Здесь ее находит старец Зосима, которому она указывает путь в монастырь – отмаливать грехи.
Таким образом, произведение Е.Л. Маркова «Разбойница Орлиха» полностью соответствует жанровым канонам романа, в котором есть романтические и любовные линии, злодейские убийства и отмщения, чистая дружба и коварное предательство, реализм описания природы и мистические моменты.
Конечно, В.Г. Короленко – большой авторитет в отечественной литературе. Но и авторитеты, если не знают всех обстоятельств, предшествующих созданию произведения, тоже могут ошибаться. Дело в том, что сюжет романа и отдельные перипетии его главных героев взяты из событий, имевших место в жизни предков автора. А предки эти, если верить внуку Евгения Львовича – Анатолию Львовичу Маркову (1893–1961), – и во время царя Ивана Грозного разбойничали, и при императрице Екатерине II тем же занимались, даже в фальшивомонетчество пустились. Анатолий Львович, ссылаясь на семейные предания, в книгах «Родные гнезда» и «Записки о прошлом» писал, что представитель их рода в третьем поколении, некто Кильдеяр Иванович Марков, был известным на Руси атаманом разбойников Кудеяром. А представитель IX колена Марковых, Андрей Федорович, покинувший столицу из-за приверженности к изгнанному с престола императору Петру III и живший в Теребуже, не только фрондировал против императрицы Екатерины II и вместе с соседом-помещиком занимался фальшивомонетчеством, но и был готов убить собственную жену, чтобы она не выдала их тайны. И, возможно, убил бы, если бы не защита местного священника и не последовавшая за этим неожиданная смерть самого злодея.
Выведенная в романе тетка Ивана Васильевича Прозоровского, волевая, властная и энергичная Марья Андреевна Охлестышева, взявшая после его смерти обязанности по присмотру над племянниками, полностью соответствует реально жившей Марии Андреевне (в девичестве – Марковой), овдовевшей в день своего венчания. О ней довольно подробно сообщает все тот же А.Л. Марков в названных выше произведениях-воспоминаниях. Она была дочерью Андрея Федоровича, бабкой отца автора романа «Разбойница Орлиха» – Льва Александровича Маркова (1799–1868).
В дошедших до настоящего времени преданиях и легендах Курского края упоминаний о разбойнице Орлихе, к сожалению, нет, но есть упоминания о разбойнике Журавлиная Лапка, действовавшем как раз в местах, где с 1779 года появится Щигровский уезд, в котором есть селение Теребуж и одноименное родовое имение Марковых. И вообще Курский край на разбойников, в том числе из сословия дворян, славился до середины XIX века.
Это к короленковскому «маловероятно».
Что же касается другого короленковского определения – «банально», то злодейства, описанные в романе, убийства людей, в том числе юных девушек, коррупцию, самодурство помещиков банальным считать нельзя, как нельзя считать банальным и любовь юных сердец двух представителей «новых людей» в дворянской среде. У курского писателя Владимира Павловича Деткова (1937–2009) есть миниатюра «Истина», в которой человек спрашивает у Бога, какие мысли слова и чувства в нем от Бога. И Господь ответил: «Моими являются твои самые Высшие Мысли, твои самые Ясные Слова, твои самые Великие Чувства. Все, что меньше этого, из другого источника». Расшифровывая Великие Чувства, Господь назвал Любовь.
Многие критики считали Е.Л. Маркова апологетом «нового человека» в дворянском сословии – просвещенного и гуманного, устремленного к созиданию и к справедливости, видящего свое призвание на службе отечеству и обществу. И при этом являющегося руководящим звеном этого общества. Часто говорилось о его сусальном восхвалении дворян «новой формации» и отстраненности от народных масс. Но именно в романе «Разбойница Орлиха» Евгений Львович наиболее критически показал дворянство, вскрыв внутренние язвы этого привилегированного сословия, и более нейтрально отнесся к народным массам, в том числе к однодворцам, защитившим попа Никиту от расправы со стороны Степана Трегубова и его подручных.
В целом же роман «Разбойница Орлиха» достоин быть в одном ряду с подобными романами историко-приключенческой направленности как отечественных, так и зарубежных писателей. А для курян, особенно для жителей Щигровского района, он вообще должен быть вещью нужной и привлекательной, поднимающей из людского забытья на свет большой пласт истории края.
Свидетельство о публикации №225060200655