Герой

1.
Ещё совсем недавно, лет 30 назад, – когда человек уже ступил на Луну обеими ногами, - этот, считающийся столичным, аэропорт был просто грунтовым. И если проходил дождь, то приём самолётов откладывался, пока земля не просохнет.
Но теперь на взлётной полосе лежали нормальные бетонные плиты и было построено здание аэропорта. Всё в порядке – можно и московский рейс принять.
Проведя долгих шесть часов в неудобном кресле, Пётр выглянул в иллюминатор. Самолёт делал круг над городом, лежащим в огромном ущелье среди гор и сопок. Внизу, на площади, среди миниатюрных домов, стоящих правильными рядами, был заметен огромный металлический шар. Товарищ Петра Серёга, сидящий рядом, коротко сообщил: это макушка самого большого памятника Ленина в мире – в виде гигантской головы, – памятник виден даже из космоса.
Друзья вышли из самолёта, неся в руках пару блестящих металлических ящиков, – они были съёмочной группой одного московского телеканала, хозяин которого обещал местному правительству сделать программу про их замечательную республику. Серёга был и режиссёром, и оператором одновременно. Роль Петра была более неопределённой.
- Кажется, нас встречают, - Пётр кивнул головой в сторону микроавтобуса, рядом с которым стояла приятной внешности девушка.
- Жанна, - представилась девушка и улыбнулась. Она была пресс-секретарём регионального правительства. Микроавтобус понёс их к гостинице.
Забросив вещи в номера, друзья спустились в кафе – надо же было и позавтракать. Позы – местные пельмени – брать не хотелось, пришлось довольствоваться яичницей. Увидев двух отдельно сидящих девушек, подсели к ним.
- Как погода, как настроение? - Пётр приветливо улыбнулся и уверенно расположился за столиком, - Надеюсь, местная жизнь не даёт скучать?
- А Вы откуда, такие?
- Мы – из Москвы, решили вот немного отдохнуть, получить заряд бодрости…
- Ой, да, ладно рассказывать. Небось, командировочные?
- Нет , мы круче…
- А это как?
- Вот так - это наш небольшой секрет… А хотите, сегодня увидимся и расскажем?
- Ой, да ладно, с Вами встречаться, небось, и денег-то в кармане только на пустой чай с хлебом…
- Ну, уж, Вы даёте, кто ж Вас здесь пустым чаем мучает? Нет, уж, у нас всё найдётся. Верно, Серёга?
- Верьте, ему, девушки, он не обманет…
- Хи-хи, ну, давай, посмотрим. Автовокзал найдёте?
- А почему автовокзал?
- А оттуда сподручней любого места достичь, там увидите…
- Ладно, договорились…

2.
Вечером друзья уже были на съёмной квартире, которую занимали те две девушки. Любовные утехи были в самом разгаре.  Две пары на двух разных диванах. Вскоре всё закончилось. Девушка Петра повернулась на спину, обратила заплаканное лицо к Петру
- Люба, ты чего?
- Господи! Не могу я больше… Хоть бы меня кто-нибудь отсюда забрал!..
- Отсюда? А ты откуда?
- Я из Красноармейска…
- Где это?
- Это под Читой, отсюда ещё тысяча километров…
- И что ж ты там делала?
- Была учителем музыки. Муж у меня, сволочь, там, офицер, танкист. И всё ужасно…
- А здесь, что лучше?
- Лучше, чем в Красноармейске!.. Ну, лучше бы вообще уехать… из этой глуши… Я ж из Смоленска,   когда-то так хорошо играла…
- Ну, ладно, пока Вы тут трепитесь, мы пойдём на кухню, - встревает в разговор Сергей.
- Да, родной… - бормочет, как сомнамбула его подруга.
Они уходят. Вскоре с кухни доносятся звуки ритмичного движения, и что-то с грохотом обрушивается на пол.
3.
Пётр и Серёга в компании Жанны мчатся на микроавтобусе по безлюдному шоссе. Вокруг открываются сказочные пейзажи. За окном мелькают стада коров, брошенные коровники, однообразные деревни (и тогда водитель притормаживает, потому что коровы равнодушно и беспорядочно бредут прямо по дороге…), древние могильники на склонах гор, озёра и буддистские дацаны.
Наконец, они въезжают в Новоселенгинск. Подъезжают к какому-то зданию, оказывающимся музеем декабристов. Из двери выбегает директор с дамой и происходит встреча. Сергей проявляет деланный интерес. Пётр же со скучающим видом оглядывается вокруг, и идёт следом за всеми с двумя серебристыми металлическими ящиками в руках. Директор предлагает снять комнату, имитирующую гостиную в доме Бестужевых, которые в этих краях были в ссылке. Сергей раскрывает ящики – в одном из них среди пенопласта лежит камера. В другом – осветительные приборы. Жанна, надрываясь, подносит что-то продолговатое в чехле. Это, оказывается, штатив для камеры. Пока Сергей ставит свет и камеру и что-то снимает, Пётр осматривает всё вокруг и заглядывает в соседние музейные комнаты, имитирующие дворянскую жизнь 19 века. Его почтительно сопровождают две миловидные юные девушки.
- А Вы, что, здесь работаете? – наконец спрашивает их Пётр.
- Да, - отвечает одна из них, - Мы экскурсоводы. Но работы, вообще-то, не очень много – разве что заедет какая-нибудь школьная экскурсия – мы же далеко, на отшибе находимся…
- Ну, и чёрта ли Вы здесь торчите?
- А нас же распределили, мы музееведение закончили в Иркутске, в университете. А сами – из посёлка, деревенские – там вообще делать нечего.
- Ну, и как же Вы здесь живёте?
- Да как все, обыкновенно… картошку сажаем в огороде, вот Наташа (она кивает на подругу) с мужем поросёнка держат…
Пётр ничего не отвечает, только кивает головой, улыбается и отходит к окну.

4.
Где-то на окраине Новоселенгинска все стоят у мемориала в честь умерших здесь декабристов.
- А там что? – Сергей показывает рукой в сторону руин храма чуть поодаль на той стороне реки.
- Так там Селенгинск и был, там декабристы и жили в ссылке, - с готовностью поясняет директор, - Сейчас-то город построен на новом месте, потому и Новоселегинск. И могилы эти перенесли сюда, на новое место с того церковного погоста.
- Да, обалдеть, - только и говорит Пётр.
5.
Микроавтобус мчит по дороге дальше и, огибая гору, начинает спускаться в долину, где расположено красивое озеро и город Гусиноозёрск.
Через какое-то время Сергей и Пётр ходят по двору Тамчинского дацана.
- Ах, как здесь красиво. Надо обязательно снять подробно… Представляешь, здесь когда-то Пудовкин снимал свой фильм «Буря над Азией» или «Потомок Чингизхана»…
- Так, ну, ты сильно-то не увлекайся, нам надо ещё успеть в одно место зайти…- осаживает его Пётр.
- Да, говно вопрос…
  Пётр переводит взгляд на раскрытую дверь дацана, и в следующий момент мы наблюдаем различные картины фантастически красивой службы буддийских монахов.
6.
Пётр и Сергей бродят по небольшому кладбищу. У бурят не принято хоронить людей (они отправляют умерших в дальний путь по реке. Разве что, можно найти только старые бурятские могилы - с давних советских времён), поэтому основная масса захоронений – обычные русские люди. Пётр явно что-то высматривает. Наконец, останавливается около одной из могил и говорит: Ну, вот, всё хорошо. Порядок!
7.
Пётр просыпается в скромном гостиничном номере гусиноозёрской гостиницы от стука в дверь. Ребята, - слышен из-за двери голос Жанны, - Собирайтесь быстрее, нас уже ждут на комбинате.
- Чёрт! – восклицает заспанный Сергей, подходя к окну, - не успели доснять, да и местных девочек ещё не распробовали…
- Да, брось, ты, - равнодушно говорит Пётр, - Не за этим приехали. К тому же в Улан-Удэ, небось, тебя уже ждут?
- Вот в этом ты прав, пожалуй, - улыбается Сергей.
8.
И снова микроавтобус мчится по пыльной дороге, покрытой мелким камнем, петляя среди окружающих гор.
Наконец, вдали, в распадке, появляется посёлок, который, на деле, является горнообогатительным комбинатом с домами балочного типа, его окружающими. Весь посёлок обнесён забором с воротами. У ворот микроавтобус встречает ещё одна девушка.
- Здравствуйте, - говорит она, - Вы приехали вовремя, это очень хорошо. Анатолий Иванович распорядился Вас встретить и сразу начинать съёмки производства – сам он присоединится чуть позднее.
9.
Сергей с видеокамерой в сопровождении небольшой группы людей ходит по комбинату и снимает всё подряд. Впечатление такое, что комбинат то ли золото извлекает из породы, то ли другой какой редкоземельный элемент. Пётр так и ходит следом с двумя блестящими ящиками. Неожиданно появляется сам директор комбината Анатолий Иванович и знакомится с Сергеем и Петром. У Анатолия Ивановича приятная наружность, только причёска – несколько странная: недлинные волосы зачёсаны так, что скрывают полностью уши. Сергей представляет Петра как сценариста и главного помощника во всех делах, касающихся создания фильма.
- Ну, друзья, давайте, заканчивайте тут и подходите ко мне в офис, - говорит Анатолий Иванович, - Валентина, проводи наших уважаемых гостей, ладно?
10.
Все, кто был занят на съёмках, заходят в кабинет директора и, проходя его насквозь, попадают в зону отдыха, где накрыт шикарный стол с обильной выпивкой и разнообразием блюд. Сергей только удивлённо проговаривает: Да, нам столько не выпить!..  Все рассаживаются и чинно выпивают первый тост в честь приезда.
- Угощайтесь! – призывает Анатолий Иванович, - А то, небось, голодные после Гусиноозёрска. Давайте, давайте, не стесняйтесь. Сейчас мы только с Петром выйдем на минутку – я дам Вам кое-какие материалы для сценария, - обращается Анатолий Иванович уже непосредственно к Петру. И они вдвоём выходят обратно в директорский кабинет.
- Ну, как жизнь? Были на кладбище? – спрашивает Анатолий Иванович у Петра, который возвращается в кабинет с теми двумя блестящими ящиками .
- Да, всё в порядке, - говорит, улыбаясь, Пётр, - Всё мы нашли. У Вас-то как?
- Да, нормально всё у нас. Вот только вчера эти гандоны-рабочие взяли опять в велосипедных камерах водку пронесли на территорию. Заливают водку в камеры, которые просто наматывают на себя. Морока с этим, а ведь контракт подписывали насчёт сухого закона…
- Ну, и что вы с ними сделали?
- А, ничего, всё как в контракте прописано: уволили тотчас и отправили за ворота с выходным пособием – претензий не имеют. А там за воротами, знаете, сколько желающих поработать. Каждый день стоят у проходной, надеятся. А ведь наше условие: шесть месяцев в балке прожить и за ворота не ногой.
- Да, сурово это у Вас…
Пока идёт этот ничего не значащий разговор, Пётр раскрывает оба чемодана, извлекает аппаратуру, вскрывает поролон, и под ним оказываются аккуратно упакованные в полиэтилен пачки долларов. Анатолий Иванович же достаёт из шкафа небольшую матового цвета плоскость, которая удивительным образом точно подходит под полость в поролоне, которая освободилась от денег. И ещё прихватывается там изнутри на винты.
- Ну, всё в порядке, - говорит по-прежнему совершенно спокойным голосом Анатолий Иванович, - Оставьте ящики, где хотите, они никому не нужны. А сами, пойдите поешьте. Всё-таки моя Валентина очень старалась, чтоб Вам угодить.
Анатолий Иванович машинально проводит рукой по причёске, и мы видим, что у него нет уха – оно отрезано.
Вернувшись в зону отдыха Пётр перекидывается выразительным взглядом с Сергеем и садится перекусить.
11.
Вечером микроавтобус въезжает в Улан-Удэ. Сергей говорит Жанне: Слушайте, а давайте, на базар заедем прежде, чем в гостиницу – купим что-нибудь хорошее для ужина. А то в ресторан идти никаких денег не хватит.
- А кто Вам готовить-то будет?
- А мы тут договорились с несколькими гостеприимными людьми – они нас выручат, - отвечает Сергей и подмигивает Петру.
Пётр улыбается и смотрит в окно на дорогу.
12.
Друзья вместе с Жанной ходят по базару. Сергей внезапно говорит: Сейчас, я только вон, в том ряду посмотрю кое-что интересное.
- Да, подожди ты нас, - успевает ещё ответить Пётр, но Сергей уже скрывается за спинами других покупателей.
Спустя мгновение Пётр с Жанной подходят к указанному Сергеем прилавку, но Сергея там нет. Пётр смотрит на висящее кругом мясо и, кажется, начинает что-то понимать. Жанна же лишь растерянно говорит: Господи! Ну, куда он делся, нам же ехать надо, водителю в гараж уже пора…
13.
Пётр тащит свои металлические ящики через холл гостиницы. За ним плетётся Жанна. Неожиданно его подзывают к рецепции: Молодой человек! Тут Вам записку оставили – заберите!
Пётр берёт бумажку, разворачивает, читает, затем суёт в карман и идёт дальше. Жанна спрашивает: Господи! Ну, что там?
- Да, ничего особенного. Вы не беспокойтесь – Сергей, наверняка, убежал от нас к своей тут подружке. Ничего с ним не случится.
14.
В гостиничном кафе за столиком сидит Пётр и Люба.
- Что, чёрт возьми, произошло, я не понимаю. Что за странные записки ты мне пишешь?
- Петя, Серёжа не знает, с кем связался…
- А с кем он связался?
- Он связался с очень уважаемым у нас здесь человеком, который так просто обидеть себя не позволит…
- Что за ерунда? Мы здесь провели только один вечер, а потом были в поездке, по окрестностям…
- Дело не в том, сколько Вы были, а дело в том, с кем Вы были…
- Что?..
- Зоя, ну, моя подруга, с которой Серёжа был, она – жена того человека. Но надоел он ей, сил просто нет, а уйти страшно, практически, невозможно. А Вы тут с Сергеем подвернулись, и она, не думая…
- А ты думала? … Погоди. А откуда этот ваш человек узнал про Серёгу?
- Да, Зойка сама и разболтала – во время очередной ссоры – ну, она порой не владеет собой, ты ж понимаешь…
- Ну и что, где теперь Серёга? На дне речки?
- Петя, нет, мне Зойка, как сказала, я побежала и попросила, чтоб они хотя бы для начала с тобой переговорили – всё-таки у Вас телеканал. Это же жуткий скандал, если Сергея порешат, а местная власть не уследила. Им ведь тоже этого скандала не нужно. Начнут наезжать через ментов потом... Может, как вариант, канал изыщет возможность компенсировать ущерб в обмен на Сергея?
- Да, Люба, играешь ты, виртуозно играешь… Красноармейск, говоришь…
- Да, встреться ты с ним, с этим боссом, Павлом Геннадьевичем, ведь он тоже горячий – вообразит, что его дурят, и порешат Серёгу… У него же одной охраны шесть человек в машине, которая едет следом.
- Значит, стрелка, говоришь… Ну, давай, приведи меня к нему.
- А ты автовокзал помнишь? Приходи туда через пару часов…
15.
В заплёванном кафе автовокзала сидит Пётр и пьёт кофе. Другого народа нет. К дверям подъезжает шикарный джип и машина с охраной. Павел Геннадьевич, с улыбкой, не предвещающей ничего хорошего, входит и сразу подсаживается к Петру.
- Пётр? - вопросительно начинает Павел Геннадьевич.
- Пётр Алексеевич, - подтверждает Пётр.
- А я Павел Геннадьевич – Вам, наверное, говорили. Ну, что, Пётр Алексеевич, мне очень приятно… У Вас есть какие-либо предложения?
 - Да, можно подумать… Есть варианты. Думаю, можно обо всём договорить достаточно быстро, без лишнего оповещения разных серьёзных людей.
- Интересно, выкладывайте Ваше предложение – я Вас внимательно слушаю.
- Я сам человек серьёзный, Павел Геннадьевич, Вы уж поверьте. Одним словом, у меня сейчас есть партия сплава осмия с палладием – это очень дорогой продукт – под миллион долларов. Хотите, могу предложить, я считаю, равноценный обмен.
- Это сколько же вагонов, или, может, грузовиков?
- Ну, нет, это всего под пару килограммов. Это весьма редкий важный стратегический продукт, для некоторого вида игрушек весьма нужен и важен.
- А откуда он у Вас?
- Да нашёл тут неподалёку…
- Ну, ладно, я тут наведу справки, и если всё в порядке, я согласен. Тогда завтра обменяемся игрушками. До свидания, Пётр Алексеевич.
- До встречи, Павел Геннадьевич.
16.
Пётр сидит в холле гостиницы и ждёт. Появляется вновь Павел Геннадьевич. Сзади два его подчинённых ведут Сергея.
- Ну, что, Пётр Алексеевич?
- Ну, я вижу, всё в порядке. Сажайте его сюда рядом со мной, и я Вам передаю квитанцию от камеры хранения, где Вы найдёте искомое.
- А где гарантия от подставы?
- Мы здесь, Павел Геннадьевич, до завтра точно – нам надо урегулировать кое-какие телевизионные дела. Не беспокойтесь.
Сергея сажают рядом с Петром, и он тут же достаёт из кармана багажную квитанцию и передаёт её Павлу Геннадьевичу.
У Сергея под глазом приличный синяк. Он смотрит на Петра, не ожидая ничего хорошего. Но тот просто говорит ему: Ну, что, пойдём, поговорим – нам надо, действительно урегулировать кое-какие дела.

17.
Друзья находятся в гостиничном номере.
- Ну, вот что, Серёга, мне не хотелось, чтоб нас кто-то слышал там. Ситуация для нас очень плохая, но не безнадёжная. Если мы не вернём себе обратно товар, считай, нас закопают ещё в воздухе по дороге в Москву. Мне нужна твоя помощь и помощь твоей красотки.
- Ну, что ж, конечно…
- Стоп! Не кисни! Всё будет проще, чем ты думаешь. Нужно проявить только известную ловкость, и мы обставим этих засранцев. Главное: действовать мгновенно и не давать им опомниться. Звони Зое прямо сейчас и потребуй, чтоб она немедленно пришла сюда, пока те копаются на вокзале с моим портфелем.
- А если она откажется?
- Ну, тогда скажи ей, что мы будем вновь огорчать уважаемого Павла Геннадьевича различными занятными историями.
18.
Пётр, Сергей и Зоя сидят в гостиничном кафе.
- Вот, что, Зоя, дорогая, - весомо говорит Пётр, - Я думаю, ты в курсе наших затруднений и должна нам помочь. Ты ни в чём не виновата, просто так карты легли – надо выпутываться из неприятной ситуации. Где постоянное логово твоего муженька?
- Да в Новом микрорайоне, там только что понастроили коттеджей. Вот мы там…
- Очень хорошо. Мы приедем туда ночью, и ты без звонка нам откроешь. И сразу уходи. Там есть такое место, где Паша хранит все свои драгоценности?
- Да, на втором этаже в биллиардной – там за небольшой дверью комната…
- О, значит, не сейф – очень хорошо. Ладно, разберёмся… 

  Вдвоём на арендованной машине Пётр и Сергей подъезжают к охраняемым воротам посёлка. Пётр незаметно выходит чуть ранее. Сергей бестолковым трёпом отвлекает охрану – Пётр перемахивает через забор.
В доме Пётр пробирается в биллиардную, вскрывает комнату (шифр кодового замка записан у него на бумажке  - кругом картины и прочая дребедень). Он забирает свой портфель со сплавом. И в это время появляется босс с пистолетом. В последний момент Люба бросается и попадает под выстрел. А из-за её спины Пётр выстрелом укладывает босса.
На следующий день Жанна провожает друзей в аэропорту, которые шутят и смеются, а Жанна грустит – ещё увидимся.


Рецензии