Цветы для Элджернона

Театр психологической драмы «Многоточие».
Режиссёр Светлана Бутузова.

«Мне всеравно буду я знаменитым или нет. Я только хочю быть умным как другие и штобы у меня было много друзей которые будут меня любить».
(Дэниел Киз. «Цветы для Элджернона»)

Добро пожаловать в мир мыслей, чувствований и действий 37-летнего слабоумного Чарли Гордона! Мир сей по-своему идеален, ибо здесь можно делать что угодно: махать руками, спотыкаться и падать; заикаться и рассказывать о чем-то так, что понять тебя просто невозможно…
Наш Чарли — из тех редких позитивных, улыбчивых и по-детски доверчивых мужчин, которые любят весь мир и очень хотят стать такими же умными, как все вокруг. А для этого он записался в школу для умственно отсталых, где теперь является самым лучшим учеником. Во всяком случае, учительница мисс  Алиса Кинниан утверждает это с полной уверенностью.

А ещё у Чарли есть любимая работа: он моет полы и драит раковины и унитазы в пекарне. Все, кто работает в пекарне — его добрые  друзья. Он просто уверен в этом в силу своего простодушия и наивности. И даже фразы друзей, вроде «не изображай из себя Чарли Гордона» его не настораживают: он считает, что все вокруг него  хорошие и очень его любят.

Однажды в жизни нашего героя произошло выдающееся событие: его выбрали для участия в эксперименте по повышению коэффициента интеллектуальности. А значит, его мечта стать умным могла сбыться! Ведь с мышью Элджерноном у известных профессоров это получилось!

Артисты Игорь Савостин и Лили Журавлева, плюс мышонок Элджи — вот и весь актерский состав этого замечательного спектакля. Элджи, понятно, изображал «очень умную мышь» Элджернона, а на долю Игоря и Лили выпало сыграть всех остальных персонажей романа Дэниэла Киза.
Чарли до операции по повышению интеллекта и Чарли Гениальный; его отец; профессор Гарольд Немур; хозяин хлебопекарни и ее сотрудники — если я никого не забыла, то это все, в кого гениально перевоплощался Игорь Савостин. И так менял свой голос и манеру общения, что никаких сомнений не было: перед нами — уже не Чарли, а кто-то другой.
Алиса Кинниан; сестра Чарли Норма в детстве и зрелом возрасте; его мать Роза; любвеобильная соседка Фэй Лилман и строгая Психолог — все эти роли великолепно сыграла Лили Журавлева. И дело здесь не только в моментальном переодевании: отвязная девчонка Фэй и мудрая, внимательная Алиса выглядят и ведут себя так, как будто их роли играют две разные актрисы.

Немного о чувствах, вызванных этим спектаклем. Мне кажется, не расплакаться во время его просмотра просто невозможно. Даже если читал книгу и знаешь, что будет дальше.
Женщина, сидевшая недалеко от меня, начала всхлипывать и вытирать глаза платочком уже в самом начале, когда Чарли пытался бессвязно рассказать что-то Алисе…
Вашу покорную слугу «пробило» значительно позже, в сцене встречи Чарли с матерью, когда сестрица Норма решила переложить на нашего героя ответственность за помещение мамы в дом престарелых.

Ничего не поделаешь: обретение разума приносит не только радость, но и новые обязанности. А также (о, как же это неожиданно и неприятно!) помогает вспомнить все тяжелые моменты своего детства. И понять, кем на самом деле были его «друзья» по пекарне и на чем держалась их с ним «дружба». «Очень легко иметь друзей, если разрешаешь смеяться над собой», — одна из моих любимых цитат из романа Киза.
А тут ещё эта любовь к Алисе, которая, конечно, была и у прежнего Чарли, но лишь теперь он полностью ее осознал…  Увы, умственное развитие нашего героя сейчас настолько опережает эмоциональное, что в отношениях с любимой женщиной он остаётся на уровне испуганного подростка.
И гнетут Чарли неожиданно нахлынувшие воспоминания, как в детстве мама била его за то, что он якобы подсматривал за купавшейся сестрой…

Проблема «особенных» людей и нашего отношения к ним — далеко не единственная в этом спектакле.
«Высокий IQ — не самое главное в жизни», — считает мудрая мисс Кинниан, и с ней трудно не согласиться.
А что же тогда — главное? Наверное, то, что нам и так уже дано: теплый лучик солнышка, пробившийся ранним утром через занавеску; ласковые руки «второй половинки»; дружба, любовь, работа, учёба, любимое дело и отдых.

Тебе этого мало, хочется ещё больше? Что ж, вперёд! Но постарайся хорошенько рассчитать все возможные риски. И никогда не забывай  о возможном падении вниз. Которое может стать столь же стремительным, каким был твой подъем на вершину.
В случае с нашим героем так и произошло. И маленький лучик надежды, осветивший прижавшихся друг к другу Алису и Чарли в самом конце спектакля, вряд ли успокоит тех, кто читал роман Киза…

Очень сильный, волнующий спектакль получился у режиссера Светланы Бутузовой. Наблюдая за людьми, выходившими из зала, я не заметила ни одного равнодушного лица.
Эту постановку хочется обсуждать, обсуждать и ещё раз обсуждать. И даже если кто-то, как моя подруга Ольга, решит после просмотра ничего не менять в своей так не нравившейся ей доселе жизни, — это тоже результат работы мысли, вызванный увиденным на сцене.
Что ж, Ольга по-своему права. Вопрос «Оно мне надо?», заданный в нужное время и обязательно строгим тоном, как правило, приносит куда больше пользы, чем прыжок в пропасть без страховки.
От добра — добра не ищут.  Да и пребывание в благодушном спокойствии для многих из нас намного приятнее взлётов и падений на эмоциональных «качелях».

Но, что бы не диктовал нам разум, Чарли — всё-таки молодец. Он смог, несмотря ни на что,  воплотить в жизнь свою мечту. Пусть ненадолго, но все же стал умным. «Безумству храбрых поем мы славу», — ну как не процитировать эти бессмертные строчки Максима Горького?
А лучше, вот так: «храбрости безумца…»


Рецензии