Они любили мёртвого поэта

Памятник поставлен двум жрицам поэзии Анне Ахматовой и Марине Цветаевой, связанными триадой с Анной Первой, как её назвал Евгений Евтушенко, посвятив её мольбе, стоящей на коленях перед столпами русской поэзии о признании равности поэтического дара.

Из одной черновой записи Анны Ахматовой: «…В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была теткой моего деда Эразма Ивановича Стогова…»

Анну Бунину признали первой русской профессиональной поэтессой, то есть той, которая посвятила свою жизнь поэзии, переводам на русский язык учебников по стихосложению и лучших образцов мировой литературы, создавшей свой путь творчества, который оплачивал, переводя в монету, все психологические затраты. Женщины печатались и до нее, но они не трудились так много и не были признаны мужским литературным кругом. «Ни одна женщина не писала у нас так сильно», — говорил о ней Карамзин;. Хвалил ее «приятные, звонкие стихи и тонкий ум» и Державин;. Императорская Академия художеств поместила ее портрет в зале собраний, где висели изображения Карамзина, Дмитриева и Гнедича. Поэты ее эпохи сравнивали Бунину с Сапфо, называли десятой музой и северной Коринной, в ее честь писали оды.

Однако дальше 1820-х слава Анны Буниной не продлилась. Золотой век русской речи подняло следующее поколение творцов словесности, опустив все усилия предшественников к подножию того пьедестала, которым мы пользуемся и сейчас, называя речь образованного человека часто литературной речью. Стихи Анны Буниной вскоре стали «старомодными» — она творила еще до карамзинской реформы языка. А данную реформу принято считать именно золотым эталоном культуры речи, от которой строятся ориентиры, сравнения и изменения с возвратом в данное русло при сильном уклонении не только в брань, но и увлечением притоком новых слов, становящихся  показателями "не отсталости" от времени, что присуще часто молодым поклонникам новшеств, не озабоченными вплетением оный новизны в основополагающую канву общей речи.

По сути "Наше всё" - это тот самый эталон, хоть в разговоре мы условно приписываем этот эпитет только Пушкину, а не всей плеяде творцов русского языка, продолжающего свой путь. Но следует заметить, что Пушкин - продолжатель той психологической среды, в которой главное роль женщины в жизни мужчины - это быть возлюбленной и матерью, как завещала природа, в то время, как мужчина выполняет свою роль материальной опоры или столпа поднятого тонуса в продолжении рода. Потому, если женщина хочет равноправия и оного признания рядом с мужчиной, то принимает на себя и саму мужскую ответственность за всё происходящее, где нет женщин и мужчин, но есть ум в ребре жёсткости вместе с насилием против усилия встать опорой пустоты, сделав слово богом, которое есть не только посев, но и чёткость осознания словесной опоры в указках на субъективность, как содержание вечной сущности, называемой как богом, так и неделимостью, недвойственностью, любовью. Именно последнее название Пушкин отстоял в своё время, убрав негативную окраску с данного слова и создающей причину, по которой слово "любовь" до золотого века считалось "ненормативной лексикой", а значит, и недостойного звания словарного запаса общепринятой нормы.

Далее я предлагаю только верлибр, связывающий двух муз Серебряного века с Нашим всё и их желанием поднять планку искусства самовыражения до признания звания поэта, которую Пушкин для Анны Буниной опустил легко и беззаботно, сравнивая её с графоманом и не разбираясь в тонкостях самой передачи чувства через логические вставки многоуровневого перехода, ведущие во взаимопонимания безусловной любви. Но это уже совсем другая история, поднимающая на поверхность только отголоски бездонности. )


Они любили мёртвого поэта
Так любят матери
Омывающие тело и
Ожидающие воскресение в нём
Живого духа
Так любят те,
Кто, теряя надежду на встречу,
Чтят стихи Пушкина
Где горит его дух,
Слышен голос,
Но остывает время
Без обновления

Так любит жена Осириса,
Вынимая семя
Из остывающего трупа
И внедряя его
В свой живот
Любя так сильна,
Что семя оживает
И уже не известно
Кто говорит - Он или Она
Или это один голос
Выходящий из недра
За глотком вдохновения

Живому поэту ты -
Море безмолвия
Невидимая Афродита
Появляющаяся на миг
В дырявых покровах пены
За которым - бездна
Живой поэт встречает тебя
Сфинксом,
Преграждающим путь
Страх уйдёт, загадка - нет
Кто делит с Царём трон -
Суженная или Мать?

Орфей из лона тьмы, где тени
Тебя не выведет. О! Нет!
Дева чередует два образа
Человека
Поэт в поэзии один.
Ты для него - везде
А значит, мёртвая,
Невидимая Богиня
Без возраста, без голоса
Волнующий воздух,
Бескрайность воды
Днём - солнце, ночью - звёзды
Недосягаемая и присутствующая

Мадонна чарует портретом,
Дающая ему жизнь снова и снова
Бесконечно его возрождающая
Но ты - такая же поэт как и он?
Он штык, вонзающийся в пустоту
И ловящий предельное отзвук от волны
Твоего Марианского вздоха
И это слово - выдох маленького тела
Которое не способно тобой
Ни напиться, ни надышаться
Ты смеёшься,
Царица-душа?

Ни один мужчина,
Взявшийся тебя воспевать
В Твоих виршах
Тебя не признает!
Конечное познаёт безграничное
И море стихов твоих
Его не убедят, что это ты.
Умри! Тогда ты станешь той
Которая равна ему -
Не живая, но присутствующая,
Не видящая, но проходящая
Насквозь до мурашек на коже.


Рецензии
Есть скрытые стихи Буниной, надо поискать...
Сравнения Пушкина. Кукольник и Бунина. Почему? Оба восхваляли самодержавие.
Её, «Народа счастие есть лучший гимн царям!»,
явное, что Пушкин не воспринимал об Александре 1.

Интересна, как женщина поэтесса и только.

Генетики проверили, ни Ахматова, ни Бунин, никакого родства быть не может.
Прихлебатели наврали, как всегда...

Владимир Конюков   17.06.2025 19:46     Заявить о нарушении
Владимир, спасибо, что заглянули. Про генетиков ничего не знаю. Родственные связи выстраивались раньше точно не по генетической науке, а по семьям и связям родства, передаваясь устно из рода в род. Слова доверия было достаточно.)
Но всё меняется, и игра (Лила) строится по новым правилам, по которым и мы что-то меняем в восприятии. )

Джаля   19.06.2025 22:38   Заявить о нарушении
Я за то, чтобы поисследовать Бунину поглубже. Действительно, забытые не должны быть забыты. Неплохо сочиняла...
Наука фамилию Бунин трактует несколькими вариантами. Правильно, переселенцы с Польши, начало в Руси. Говорит отвлечённо, хитро, "В целом, фамилия Бунин имеет богатую историю, связанную как с дворянским родом, так и с интересными лингвистическими корнями".
Для раздумий деревенское из народа, как приживались фамилии.
1. Бунины, это Нинины бугаи (бугаи Нины, богатой помещицы).
То есть, "Некастрированный бык-производитель:
В этом значении "бугай" - это крупный рогатый скот, бык, не подвергшийся кастрации. Он используется для воспроизводства и отличается от быков, предназначенных для убоя.
2. Нины, уважаемой деревенской бабы, бугаи-сыновья, она ими гордиться.
Бугай, "Большой и сильный мужчина:
В переносном смысле, "бугай" может обозначать крупного, мощного, сильного мужчину. Это слово может использоваться как в прямом, так и в несколько пренебрежительном смысле".
Фольклор местный, Пушкина исследования, сокращение фамилий до клички. Его родословная, например, Ратша.

Владимир Конюков   19.06.2025 23:15   Заявить о нарушении
Владимир, всё в целом бытии связано непрерывной сетью перерождения мгновенной ясности, собираемой "ступенями логики". И эту мгновенную ясность иногда называют божественными молниями (Зевса, Апполона, Перуна). И это подобно тому, как множественность познания и опытов собирается в тучи, производя сам разряд или путь связи удивлением в Разуме: как я этого до сих пор не видел? )
Благодаря Вашим усилиям что-то разглядеть, во мне сложилось это мгновенное прозрение с улыбкой: я связана и с Пушкиным, и Буниным, и с Буниной в самом начале пути хотя бы потому, что имя моей мамы Нина. )))
В таком молниеносном озарении нет ничего серьёзного, кроме радости самого просвета сродни детской наивности и невинности. Чистая радость, весёлость без горького похмелья - что всё это недоказуемо и не имеет значения для кого-то другого. Если связь с сердцем есть - это и есть настоящее чувство. Его достаточно. А дальнейшие исследования и копания - только повод для проявления новой вспышки самой невинности. )
В мёртвой логике нет ничего, достойного внимания, кроме самого света, воспроизводящего связь тебя со всем миром через эти "молнии", когда всё "мёртвое" тотчас оживает, создавая импульсные толчки в сердце от самой сопричастности с тем, что ты знаешь в себе и что было построено самими дорогами любви задолго самих прозрений. )

Джаля   20.06.2025 10:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.