АКТ 1. Сцена 5. Сокол над змеей

Сцена 5. Сокол над змеей

1 Архистратиг (1) поднес всем чашу,
Так угощал вином и открывал он душу.
Эжен сидел несмело и взирал
На то, как венец архангелов (2) вещал:

3 «Я вел вперед два низших чина,
Луна была подобием рубина.
Дракон, поганый змей, он раскрывал
Грехи людей. Тогда пылал скандал!

5 И было страшно, ангелы делились.
По разным баррикадам расходились.
Обличила всех предателей война,
Ведь господином стал им сатана!

7 Я потерял в пожаре том друзей,
Хрипел один в агонии: «Убей…».
Копье огня души я направлял
На брата, что всегда мне доверял.

9 Самаил (3) тогда заплакал и сказал:
«Хотел я быть любим Отцом – изгнал…
Но ты не отвергай меня, прошу.
Я оступился, но подвиг совершу!».

11 И я сказал ему: «Умри!
Не будешь больше ты стращать умы!».
Низвергнут был тогда он в Ад,
Распался блеск наших триад.

13 Уриилу было тяжело, я знал:
Не сможет он простить. Молчал.
Он все прочел в глазах моих – ушел
И вечности подснежник так отцвел.

15 В тот день мы разлучились навека.
Остался подле Господа я завсегда».
Элайн сказала: «Это истинная мощь
Карать справедливо тех, что нощь (4)».

17 «Они пришли ко мне, как другу.
Я оказал медвежью им услугу», –
Поник архангел Михаил,
Трон Господа тогда он защитил.

19 «Дарю тебе копье, Элайн,
Чтоб стала ты свята как лань (5)», –
Оружие ей протянул мужчина
И пахло от него жасмином.

21 «Когда друзья ввергают в мрак,
Не избежать на них атак.
И правда в том, чтоб видеть сквозь обман,
Пусть даже ложь сольется с небом как Уран (6)», –

23 Вмиг прогремел гром, как Элайн заговорила,
Цепями к земле прижало всех. Она, как пригрозила!
«Твои слова имеют вес,
Не достучись ты до небес!», –

25 Эжен чуть злился и насупил нос.
Тут Михаил заметил, как же он подрос.
Архангел улыбнулся, протянул
И прядь блондинистых волос смахнул:

27 «Я Чудеса (7) творил по воле Бога,
Рассказываю вам все дальше от пролога.
Мне храм воздвигнут в Колоссе (8) был,
Когда дитя от хвори отпустил.

29 В том храме служил потом Архипп (9),
Завидовали все, был как Эдип (10).
Наслали воды, две реки неслись,
Но он взмолился и взывал: «явись».

31 Господь мне разрешил ему помочь:
Я разогнал те реки сразу прочь.
Однажды в Риме исцелял я от чумы.
Я произнес: «болезнь сама себя уйми» (11).

33 В Сипонте разогнал я всех врагов
И арианство (12) пало пред Христом.
И близ Афона отрока я спас,
Там утопить его хотели, без прикрас (13).

35 Да Новгород я спас от войск Батыя.
Увидел мой он лик и стихла его выя (14).
И голосом я стал, кричал: «Мессия!».
Так Жанну д’Арк настигла синергия» (15).

37 «Ты много видел, много знал.
Но как же избежать нам чар,
Которыми окутают еретики,
По облаченью знатоки», –

39 Эжен поднес к губам питье
И стал тянутся, вдруг былье
В очах архангела зажглось
Из памяти все унеслось.

41 «Не может предсказать вам Михаил.
Он пророческие силы уступил», –
Гавриил возник перед детьми,
Напоминая, что пора читать псалмы.

43 «Дети, Вам нужно это знать:
Не будут архангелы вам лгать.
Вы – небожители двух ветвей.
Никто с вами не одних кровей», –

45 Михаил коснулся их волос,
Приласкал, лепту свою внес.
«Рафаил совсем поник,
Но нашел священный он родник (16)», –

47 Уриил ступил к столу
И его доспехи отражали мглу,
Переливаясь, ловя лучи зари,
Зажглись бы разом алтари!

49 «Наш братец, право, молодец.
Никогда не был он сорванец.
Божьим агнцем ему
Быть. Пусть разгоняет тьму!» (17).


 1. В православии Михаила называют Архистратигом, что означает «глава святого воинства Ангелов и Архангелов». Выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля».

 2. Венец архангелов – это метафора, обозначающая высший ранг и власть архангелов в иерархии небесных сил. Венцы символизируют честь, благословение и награду от Бога, которые архангелы получают за свою службу. Архангелы, особенно Михаил, Гавриил, Рафаил, и Уриил, часто изображаются с венцами, что подчеркивает их роль в небесной иерархии. В иконографии архангел Михаил часто изображается с золотым венцом, что символизирует его роль как предводителя небесных сил и победу над злом.

 3. Самаэль или Самаил (др.-евр. «яд» и «бог») — это начальник демонов, разрушительная сила и ангел смерти. Находится в вечном противоборстве с архангелом Михаилом. Вражда между двумя бесплотными духами началась с того дня, когда Самаил был низвергнут с небес: падший ангел пытался увлечь Михаила за собой в преисподнюю.

 4. Нощь – это устаревшая, поэтическая форма слова "ночь".

 5. Лань, особенно Керинейская лань, считалась священным животным, принадлежащим Артемиде, богине охоты.

 6. Уран (др.-греч. «небо»), у римлян Целум — в древнегреческой мифологии олицетворение неба, супруг Геи (земли), относится к самому древнему поколению богов. Отец титанов и богов-титанов. «Первый стал править всем миром».

 7. Чудеса Михаила – это чудеса, которые, согласно религиозным представлениям, были совершены архангелом Михаилом, чтобы защитить верующих или показать могущество Бога. Самое известное из них - чудо в Хонех (Колоссах), где Михаил спас храм от разрушения бурным потоком, открыв в скале расщелину, в которую ушла вода. Михайлово чудо — день народного календаря у славян, приходящийся на 6 сентября, и посвящённый Чуду архангела Михаила.

 8. Колоссы или Колосса — античный город во Фригии на реке Лик, существовавший между V веком до н. э. и XII веком н. э. близ деревни Хоназ в 10 километрах к востоку от Денизли на территории современной Турции. Сохранились руины построек римского (театр) и христианского периодов.

 9. Архипп — христианский подвижник, преподобный. Согласно Житию, Архипп родился во Фригии, в городе Иераполе, его родители были христианами. В возрасте 10 лет Архипп пришёл на место, носившее название Херотопа. В этом месте находилась церковь, посвящённая архангелу Михаилу.

 10. Не прямое сравнение. Был смелым и прорывным в жизни, подобно этому царю.
 
 11. В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий, проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии, увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком Святого Ангела.

 12. Арианство — антитринитарное течение в христианстве (IV—VI века), названное по имени александрийского пресвитера Ария. Согласно учению Ария, Сын Божий — это не Бог, а Божие творение, не единосущное и не подобное Богу.

 13. Согласно преданию, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного отрока, которого злоумышленники хотели утопить, чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.

  14. Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».
Выя – гордость, превозношение: Господь праведен ссече выя грешников (Пс. 128:4).
 
 15. Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию — короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе и сражался на стороне французов.

 16. В Библии "священный родник" (или «святой источник») часто используется как символ духовной жизни, веры, и Божественной благодати. Он может быть связан с различными отрывками и образами, такими как источник живой воды в Саду Эдемском, источник, из которого Иисус дал воду самаритянке, или источник, символизирующий крещение и новую жизнь в вере.
 
 17. 49-33=?


Рецензии