О любви к искусству. Часть 2
Часть вторая
Не редки случаи, когда картины художников не покупают, а обменивают. Известные в Красноярске художники Константин Войнов и Виктор Воронов рассказывали, что получив подобные предложения, меняли свои произведения на холодильник, или на квартиру. Наверняка и другие материальные ценности, услуги или предметы быта обменивались на произведения современных художников. Да и какая разница? Получить сначала деньги за картину, а потом идти покупать холодильник. Не лучше ли, если тебе прямо в мастерскую доставят современный и модный, так не обходимый в доме агрегат. Так что и ходить по магазинам не надо, занимайся творчеством, не трать попусту время.
Известный коллекционер Сергей Семёнович Образцов дважды предлагал Андрею поменять картины на машину. Оба раза Андрей принял это предложение. Сначала была шикарная новая «Волга 3110» с Московского автосалона, имеющая слегка тонированные стёкла, мелодичный клаксон и роскошные задние сиденья, скрадывающие все неровности проезжей части. Создавалось устойчивое впечатление, что ты едешь не по дороге на автомобиле, а идёшь по морю, преодолевая волну на теплоходе, ощущая небольшую и приятную сердцу качку. Новенькая машина влюбила в себя не только жену, но и тёщу. Так что когда Андрей решил продать её, чтобы отправиться за корейским кроссовером, предложенным в очередной раз Образцовым за картины, тёща с женой крепко взгрустнули о полюбившейся им «Волге».
Машины каждый раз предстояло перегонять в Красноярск из Ростова-на-Дону, где жил коллекционер. Дело происходило зимой, а ехать одному за рулём почти пять тысяч километров по заснеженной трассе весьма рискованно. Потому в поездки Андрей каждый раз приглашал мужа сестры. Саша опытный водитель, бывалый дальнобойщик, досконально знающий как устроены машины, и при случае могущий устранить возникшую неисправность прямо на трассе. Андрей знал это на опыте. И не только свою машину налаживал его зять, но всегда останавливался и помогал любому незнакомому водителю, стоящему из-за неисправности машины на обочине. Завидев издалека, поломку, Рудяк, впрочем, как и все его шоферские друзья, без приглашения и просьб всегда останавливались и помогали безвозмездно незадачливому автолюбителю.
Летели через Москву с пересадкой. В Ростове в аэропорту их встретил Образцов. В особняке, где жил Сергей Семенович с семьей и хранилась коллекция сибирского искусства. Ближе к вечеру на первом этаже особняка был устроен праздничный ужин по случаю приезда гостей. После щедрого застолья, Образцов повёл гостей в гараж показывать машину для обмена. Каждый раз машина на водителя производила большее впечатление, чем на художника. Тот осматривал всё профессиональным, придирчивым взглядом и давал своё одобрительное заключение. Затем Андрей распаковывал свёрнутые в рулон холсты, и, расстелив их на полу просторной гостиной, показывал свои картины коллекционеру и жене его искусствоведу Ирине. Отобрав для коллекции понравившиеся картины, супруги вели гостей показывать свою коллекцию. Множество картин известных художников было развешано по стенам особняка. Здесь можно было увидеть работы Бориса и Николая Ряузовых, Николая Грицюка, Андрея Поздеева, Юрия Худоногова, Валерия Рослякова, Юрия Деева, Валентина Теплова и многих других авторов, среди которых Андрей взглядом нашёл и несколько своих ранее приобретённых Образцовым холстов. Тут же стояли скульптуры Юрия Злоти, Игоря Яворского, ещё каких-то скульпторов и немного графики.
Гораздо больше графических листов хранилось в отдельной специально оборудованной комнате. Коллекция была большая, и пересмотреть всё казалось было не возможно. Многие холсты были сняты с подрамников и лежали в рулонах или просто на стеллажах стопками или стояли на подрамниках у стен по всему периметру. Тут же хранилась и графика в папках. Образцов попеременно доставал графические листы переложенные пергаментом, и рассказывая о них, передавал их Андрею и Саше для просмотра. Здесь были целые серии гравюр эпохи Возрождения, авторов, которых не было даже в лучших российских музеях, офорты Рембранта, китайская гравюра на тончайшей, просвечивающейся насквозь папирусной бумаге. Коллекцию эту, как рассказывал Сергей Семёнович, начинал собирать его отец, занимавший до революции какой-то важный государственный пост, чуть ли не пост губернатора. С тех пор произрастала эта коллекция и обогащалась произведениями современных авторов.
Слушая Образцова, и рассматривая графические листы, Андрей вдруг обратил внимание каким неподдельным трепетом проникся к искусству его родственник. Бывший дальнобойщик Саша держал в своих больших рабочих руках тончайшую гравюру на папирусной бумаге. Видно было как восторженно и бережно, как великую драгоценность, доверенную ему, брал он листы гравюр из рук Образцова. И любовался ими и восхищался так, как иная мать не восхитится и не озаботится о своём новорождённом младенце. Искренность, с которой обычный шофёр наслаждался изобразительным искусством, его почти детский восторг, доставляемый ему этими хрупкими листами графики, поразили художника и заставили задуматься о силе искусства и о своём месте и предназначении. Иногда можно слышать много пафосных слов от известных и важных людей о смыслах и истинах, о правах и обязанностях, и остаться равнодушным к их витиеватым и часто лукавым речам. Но нередко жизнь дарит неожиданную встречу с совершенно искренним неподдельным отношением к искусству обычного человека, живущего в Сибири, к примеру, простой деревенской бабушки, поющей по вечерам на лавочке с соседками протяжные песни, да вышивавшей когда-то на пяльцах узоры на полотенцах и занавесках, или какого-нибудь честного работяги от станка. Случается такая встреча поражает профессионала-художника, посвятившего жизнь свою творчеству, имеющего за плечами вузы и академии, искушенного во всяких столичных и международных симпозиумах и вернисажах. Это впечатляет его так сильно, что запоминается на всю жизнь и наполняет вдохновенным и неудержимым желанием к дальнейшему творчеству.
Ближе к ночи Образцов повёл своих гостей на второй этаж, где показал просторную комнату с балконом, в которой было всё для сна и отдыха. На втором этаже также висели картины, а у лестницы стояла скульптура козлоногого бога лесов Фавна, покровителя пастухов, охотников и всей природы из черного с густым кофейным отливом металла известного московского скульптора Игоря Яворского. Игорь сам не раз бывал в Красноярске, когда открывал свой монументальный памятник Виктору Астафьеву. Проходя мимо метровой скульптуры сидящего с подогнутыми под себя ногами обнажённого языческого бога Сатира, коллекционер обратил на него внимание гостей и с улыбкой сказал:
- Вы пока гостите у меня, будете часто проходить к лестнице мимо этой скульптуры и должны знать, что можете заработать денег. Если хотите. Для этого нужно потереть причинное место этого чёрта. И будьте уверены, он устроит так, что у вас обязательно появится заметный прибыток в ваших финансах.
После этих слов сразу стало заметно, что место это известное всем как крайняя плоть отличается от всей скульптуры. Потеряв свой первоначальный чёрно-кофейный отлив, оно заметно изменилось по цвету. Очевидно, уже неоднократно и с усердием тёртая эта часть сидящей фигуры, потеряла свой изначальный окрас и теперь светилась розовато бронзовыми оттенками на фоне чёрных бёдер и живота Фавна. Видно сибиряки были не первыми, кому Семёнович открыл эту тайну и не один десяток людей тёр старательно меж ног сатира, чтобы обогатиться.
Надо сказать, что у Игоря много скульптур и монументальных произведений на религиозные и библейские сюжеты, воплощённых в Иерусалиме и других городах Израиля, а также в Москве и по России. Но на других скульптурах таким способом денег не пытаются заработать.
Похожая история и с Юрием Злотей. В Красноярске он открыл несколько значительных и заметных памятников и В.И.Сурикову, и святителю Луке В.Ф. Войно-Ясенецкому, и А.Г.Поздееву. Слава Богу, памятники В.И.Сурикову и святителю Луке не трогают, чего не скажешь о памятнике Поздееву, стоящем в центре города. Правда, если Фавну в стремлении обогатиться натирают причинное место, то Андрею Геннадьевичу по этой же причине трут нос.
И это происходит по всей стране, не только в Красноярске. Вся страна в разных городах усиленно трёт разные места разнообразным скульптурам, в надежде осуществить свои мечты и обогатиться. Когда бы так легко сбывались наши планы, без усердия, разочарований и прочих сопутствующих. Взять, к примеру, всем известного литературного персонажа Обломова. Только представьте себя на его месте. Лежишь себе на диване, генерируешь идеи, или, покачиваясь в кресле, придумываешь какой-нибудь замечательный план и делать больше ничего не надо! Коль стоит рядом скульптурка такого Фавна, не о чём больше не беспокойся. Сгенерировал идейку, тут же простёр руку, потёр причинное место, и вот на тебе - всё, что задумал готово и реализовано. Слава и гонорары тут же потекли рекой, без напряженного труда и пота.
А то ведь еще некоторые требуют перед делом молитвочку прочитать. «Господи благослови»! Или того более литургию отстоять и причаститься, а накануне отстоять вечернюю и исповедаться и заранее все грехи свои вспомнить и на листочке выписать мелким почерком, чтобы батюшка потом на исповеди отпустил тебе их. А дальше читай покаянные каноны и последования, и молитвы. И это ещё не всё. «На бога надейся, а сам не плошай». Сказано ведь – будешь зарабатывать хлеб свой в поте лица твоего. Так что без усилий никак не обойтись.
И всё же хотят люди найти способ более лёгкий. Несмотря ни на что, трёт народ скульптурам носы и другие места по всей стране, надеясь обойти заповеди божьи. Обманываясь, продолжают люди хитрить сами с собой.
Погостив пару дней в Ростове, собрались в дорогу. Сергей Семёнович уговаривал пожить ещё недельку. Но Сашу ждала работа. Он дежурил на дальнем приводе аэродрома и не мог пропустить свою вахту. Тем более, что во время дежурства, чтобы не маяться от безделья, он восстановил все приборы и технику, что были порушены в девяностые годы.
Теперь у командира эскадрилии Саша был незаменим. Да и художника ждали новые выставки и пленэры на новой машине.
Свидетельство о публикации №225060300124