Теодицея
Введение
Проблема существования зла среди людей бросает вызов вере в любящего, всемогущего Бога. Если Бог есть любовь, почему существуют страдания на Земле? Моя теодицея утверждает, что страдания в материальном мире — следствие свободного выбора бессмертных духов, созданных по образу Бога, которые покинули Его Присутствие, несмотря на Его предупреждения. Бог уважает нашу свободу. Но продолжает беспокоиться о нас, посылая нам Своих посланников, пророков, мессий, Своего Посредника Иисуса, чтобы помочь нам вернуться в Высший мир, где нет зла, страданий или смерти. Эта статья излагает мою позицию, подкреплённую стихами из Писания в новом переводе с оригинальных текстов (еврейского для Ветхого Завета и греческого для Нового Завета).
1. Человек как бессмертный дух, созданный по образу Бога
Человек внутри себя является бессмертным духом, созданный по образу и подобию Бога, наделённый свободой воли и способностью к любви:
«...сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему, и пусть владычествует над рыбами моря, и над птицами небес, и над скотом, и над всей землёю, и над всеми ползающими по земле. И сотворил Бог человека по [Своему] образу: по образу Бога сотворил его. Мужчину и женщину сотворил их.» (Бытие 1:26–27, с еврейского).
«Образ Бога» (tzelem Elohim) подразумевает духовную природу, позволяющую человеку существовать вечно, даже если тело умирает.
2. Свобода воли и уход от Присутствия Бога
Бог даровал духам свободу выбора, но некоторые из них решили покинуть Его Присутствие, несмотря на Его предупреждения:
«И повелел Господь Бог человеку, сказав: "От всякого дерева в саду ты можешь есть — ешь свободно. Но от дерева познания добра и зла — не ешь от него, ибо в день, когда ты съешь от него — непременно умрёшь."» (Бытие 2:16–17, с еврейского).
Фраза «непременно умрёшь» (mot tamut) указывает на переход в «мир смерти» — материальный мир страданий и разрыв духовной связи с Богом.
Похожий выбор совершил ангел, возгордившийся против Бога:
«Ты — помазанник, херувим осеняющий. И Я поставил тебя — ты был на святой горе Бога, ходил среди огнистых камней. Безупречен ты был на путях твоих со дня сотворения твоего — пока не нашлась в тебе неправедность. От множества торговли твоей внутренность твоя исполнилась насилием, и ты согрешил. И Я низвергнул тебя с горы Бога, и изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды сверкающих камней.» (Иезекииль 28:14–16, с еврейского).
История херувима (вероятно, Люцифера) показывает, как гордость привела к уходу от Божьего Присутствия.
3. Материальный мир как «мир смерти»
Материальный мир стал местом страданий из-за выбора духов. Писание подтверждает, что грех принёс проклятие:
«А человеку Он сказал: «За то, что ты послушал голос жены своей и ел от дерева, о котором Я повелел тебе, сказав: "не ешь от него", — проклята из-за тебя земля. С трудом ты будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. И колючки и тернии произрастит она тебе, и ты будешь есть траву полевую. В поте лица твоего будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, ибо из неё ты взят: прах ты, и в прах вернёшься.» (Бытие 3:17–19, с еврейского).
Страдания — это следствие решения духов, а не воли Бога, Который ясно предупредил о последствиях.
4. Божья любовь и Посланники
Бог, в Своей любви, посылает Посланников, чтобы помочь духам вернуться. Иисус, как главный Посланник, пришёл из Высшего мира:
«Иисус сказал им: "Вы — снизу, а я — сверху. Вы — от этого мира, а я — не от этого мира"» (Иоанна 8:23, с греческого).
Он указывает путь к Богу:
«...я — путь и истина, и жизнь. Никто не приходит к Отцу, иначе как через меня» (Иоанна 14:6, с греческого).
Божья любовь проявляется в Его долготерпении:
«Господь не медлит с обещанием, как кто-то считает задержкой, но долготерпелив к вам, не желая, чтобы кто погиб,
но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9, с греческого).
5. Страдания как временное состояние
Страдания, включая смерть младенцев, трагическую гибель людей или катастрофы, — это временное состояние, вызванное выбором духов. Писание подчёркивает, что действия человека влекут последствия:
«Не обманывайтесь: Бог не допустит быть обманутым — что человек сеет, то и пожнёт» (Галатам 6:7, с греческого).
Фраза «что сеет человек, то и пожнёт» (ho ean speir; anthr;pos, touto kai therisei) указывает, что страдания могут быть результатом поступков духов, избравших «мир смерти». Однако смерть — это не конец, а переход:
«И возвращается прах в землю, как был, и дух возвращается к Богу, Который его дал.» (Екклесиаст 12:7, с еврейского).
Смерть младенца, например, может быть возвращением духа к Богу, а для родителей — уроком надежды:
«И ототрёт Бог всякую слезу с их глаз, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни боли больше не будет, потому что прежнее прошло» (Откровение 21:4, с греческого).
6. Массовые корректировки
Массовые события, такие как Потоп, — это не уничтожение духов, а их переход на новый этап:
«И сказал Господь: «Истреблю Я человека, которого создал, с лица земли — от людей до скота, и до пресмыкающихся, и до птиц небесных, ибо испортилось сердце человека и умыслы его — только зло всегда. Но Ной нашёл благоволение в глазах Господа» (Бытие 6:7–8, с еврейского).
Потоп был корректировкой, сохраняющей бессмертие духов.
7. Высший мир: отсутствие зла и страданий
Высший мир Бога — это место гармонии, где нет страданий или смерти: «И увидел я святой город — новый Иерусалим, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для своего мужа.» (Откровение 21:2, 22:3, с греческого).
Это конечная цель для духов, желающих вернуться.
8. Особая роль Иисуса как Жертвенного Агнца
Иисус — Жертвенный Агнец, добровольно принявший страдания ради спасения людей, посланный любящим Отцом:
«Потому что так полюбил Бог мир, что отдал Своего избранного Сына, чтобы всякий, кто верует в него,
не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16, с греческого).
Здесь «мир» — это люди, всё человечество, нуждающееся в спасении. Бог полюбил людей, несмотря на их греховное состояние. Это любовь милующая, спасающая.
«Не любите мира, ни того, что в мире...» (1 Иоанна 2:15). Здесь «мир» — это мировая система, противопоставленная Богу: желания, гордость, суета, стремление жить без Него. Это то, что порождает вражду к Богу (см. также Иакова 4:4).
Иисус свободно пошёл на казнь распятием из любви:
«...никто не отнимает её (жизнь) у меня, но я сам отдаю её. Я имею власть отдать её. И имею власть принять её вновь — эту заповедь получил я от Отца моего.» (Иоанна 10:18, с греческого).
Его жертва искупает грехи:
«Вот агнец Божий, который убирает грех мира» (Иоанна 1:29, с греческого).
«Грех мира» здесь — это не просто сумма отдельных проступков, а состояние отчуждения от Бога, духовное зло, порабощающее человечество. Это корень всех грехов — внутреннее искажение, из-за которого человек живёт вне Божьей воли.
Когда Иоанн говорит, что Иисус «убирает грех мира», он указывает на то, что мессия пришёл не только простить, но освободить от самой власти греха — вернуть человечество к Богу.
Эта жертва открывает путь к Высшему миру, отражая любовь Отца и Иисуса.
9. Божья любовь и свобода выбора
Божья любовь проявляется в уважении к свободе духов, даже если они выбирают страдания. Иисус зовёт их вернуться:
«Вот, я стою у двери и стучу. Если кто услышит мой голос и откроет дверь, я войду к нему. И буду вечерять с ним, и он со мной» (Откровение 3:20, с греческого).
Это слова Иисуса, как посланника Бога, через которого говорит воля Отца. Он говорит от своего лица, стараясь передать словами любовь Бога к людям. Он не говорит как Бог Отец, но как тот, кому Отец поручил быть Мессией любящим и прощающим:
«Слово, которое вы слышите, — не моё, но Приславшего меня Отца» (Иоанна 14:24).
Иисус говорит по поручению Бога. Это его личное, но подчинённое обращение. Он стоит у двери как посланник Отца, ожидая отклика от человека.
Страдания — следствие выбора духов, а Бог ждёт их с милостью и прощением.
10. Заключение
Проблема зла не противоречит любящему Богу. Духи, созданные по Его образу (Бытие 1:26–27), покинули Высший мир, игнорируя Его предупреждение о «смерти» (Бытие 2:17). Страдания в материальном мире — их выбор (Бытие 3:17–19; Галатам 6:7), но Бог посылает Иисуса, Жертвенного Агнца (Иоанна 1:29, 3:16), чтобы указать путь обратно (Иоанна 14:6). Страдания временны, а духи возвращаются к Богу (Екклесиаст 12:7). Высший мир ждёт их. Там нет боли (Откровение 21:4). Бог остаётся долготерпеливым (2 Петра 3:9), а Иисус зовёт каждого (Откровение 3:20). Ответственность за страдания лежит на духах, а Божья любовь сияет через Его милость, Жертву Иисуса, являя надежду на возвращение Домой.
Свидетельство о публикации №225060301382