Одним солнечным днём в Андалусии

Короткометражный пластилиновый мультфильм
 
Сценарий Павла Венгрова

“ОДНИМ СОЛНЕЧНЫМ ДНЕМ В АНДАЛУСИИ”
 
АНДАЛУСИЯ – 1937 ГОД - ВТОРОЙ ЭТАЖ МАГАЗИНЧИКА – СПАЛЬНАЯ ХОЗЯИНА - УТРО
 
В кадре прекрасного качества граммофон с золотым раструбом. ЗА КАДРОМ ЗВУКИ: СКРИПИТ кровать (ХОЗЯИН, просыпаясь, переворачивается на другой бок), продолжительный ЗЕВОК, СКРИПЕНИЕ (Хозяин садится), ВЗДОХИ (потягивается), ШОРОХИ (Хозяин ставит ноги в тапочки, встаёт), ШАГИ удаляющиеся, КОПОШЕНИЕ (Хозяин ищет что-то на полках шкафов), БОРМОТАНИЕ на испанском, что-то падает и разбивается, крепкое слово на испанском (или выдуманное, похожее на испанскую речь); желаемый предмет всё же находится, ШАГИ приближающиеся.
К граммофону тянутся руки, держащие пластинку, проводят необходимые манипуляции, и ЗВУЧИТ МУЗЫКА: джазовый ансамбль, простая привлекательная мелодия, чем-то ностальгическая (например, “Green Leaves of Summer”). Буквы на пластинке плавно по спирали перемещаются к центру кадра.
 
ТИТР
 
ОДНИМ СОЛНЕЧНЫМ ДНЕМ В АНДАЛУСИИ
 
УЛИЦА – УТРО
 
Раскрываются окна домов, из некоторых высовываются хмурые, из других - бодрые весёлые лица. На улицах народа всё больше с каждым мгновением. Кто-то ведёт ожесточённый спор, кто-то из лавочников пересчитывает деньги, в некоторых переулках между домами сидят нищие, кто-то танцует; владелец кафе накрывает столы на веранде перед открытием.
МАМА, молодая женщина в белых одеждах вместе с МАЛЕНЬКОЙ ДЕВОЧКОЙ (своей дочерью) в жёлтом платьице и с плюшевым мишкой в маленьких ручках пробираются сквозь толпу. Маленькая Девочка с любопытством смотрит вокруг. Повсюду разные лица, но все они кажутся ей забавными. Мама хочет поскорее выбраться с многолюдной площади. 
Часть площади люди освобождают, чтобы без труда наблюдать за игрой небольшого ансамбля медных духовых инструментов. Уже многие начинают танцевать. 
Маленькая Девочка улыбается, обращается к маме, чтобы и та порадовалась всеобщему празднику в будний день. Мама останавливается лишь на мгновение, безэмоционально взглядывает на пары танцующих и тянет дочку за руку, призывая поторопиться. Внезапно из толпы появляется высокий ЮНОША в лёгкой рубашке с короткими рукавами и летних брюках и увлекает Маленькую девочку в танец, мишка отлетает в сторону. Юноша и Маленькая Девочка кружатся по площади. Мама, не сразу опомнившись, в страхе пытается догнать и остановить их. Маленькая девочка, поначалу испуганная, теперь смеётся, с радостью танцуя. 
Мама вырывает Маленькую Девочку из рук “похитителя”-Юноши, и теперь с большей осторожностью ведёт её, приобнимая обеими руками. У неё странное предчувствие, что должно произойти нечто ужасное, и им непременно нужно как можно быстрее добраться до дома. Маленькая девочка с удивление смотрит на Маму, но послушно идёт вместе с ней.
Ансамбль заканчивает выступление, часть слушавших и танцевавших аплодирует, кидает монетки, которые музыканты стараются поймать; другая же часть публики с облегчением возвращается к своим делам и к обсуждению насущных вопросов. Утро плавно переходит в ДЕНЬ. 
ТИХО. Лишь поднимается ВЕТЕР, играя скатертями на столах кафе, висящим на верёвках у окон домов сушащимся бельём. Высоко над землёй плывут облака.
Стремительно приближаются звуки летящих самолётов. Раздаётся далёкий женский КРИК. Мама в ужасе оглядывается по сторонам, крепче прижимая к себе своё дитя, непонимающее смысла происходящего. ВОЙ всё усиливающегося ветра, порывы сносят со столов скатерти. Шаги, сначала отдалённые, но стремительно приближающиеся. Топот десятков ног. На какое-то время в кадре Маленькую девочку и её Маму закрывают фигуры десятков бегущих. 
Несколько мужчин толпится у двери в котельную поблизости. Они прикладывают большие усилия, чтобы открыть её. Наконец дверь поддаётся, и десятки людей стремятся забежать внутрь, спуститься вниз. Маленькую девочку и её маму утягивает за собой толпа. 
Но девочка вспоминает о мишке, потерянном где-то на площади. Она обещает маме, что скоро вернётся и вырывается из её рук в надежде спасти любимую игрушку и скрывается из виду. 
Мама кричит и рвётся к дочери, но поток людей её заглатывает. КОРЕНАСТЫЙ МУЖЧИНА, стоящий у двери в котельную, с силой заталкивает Маму внутрь. Она скатывается по лестнице вниз.
 
КОТЕЛЬНАЯ - ДЕНЬ
 
Мама, оказавшись на дне котельной, больше напоминающей подземелье, испытывает ужасную боль в ноге. Она оглядывает помещение. Темно. Отовсюду на неё взглядывают недружелюбные глаза. Она пытается встать. Держась за стены, ограничивающие лестницу, и хромая, стремится вверх по ступенькам к свету, проникающему через дверной проём.
Полоска света всё уменьшается, и внутрь заходит Коренастый мужчина. Мама с трудом забирается наверх и пытается его обойти. Тот хладнокровно толкает её, и Мама в очередной раз скатывается по ступеням: на этот раз падение ощущается ещё больнее.
Мама оказывается окружённой тенями и силуэтами, освещаемыми лишь рыжим светом паровых котлов. Перед ней предстают больное измученное зелёное лицо СТАРИКА, почти слепого; БЛИЗНЕЦЫ-ХУЛИГАНЫ, головами больше похожие на обезьянок, они хохочут, смотря на страдания Мамы, их же матерь с враждебным взглядом уставившись на Маму, качает плачущего младенца с явным желанием, чтобы дитя “заткнулось”; беззубая челюсть СТАРУШКИ, бормочущей что-то; и плотоядные глаза Юноши, взглядом пожирающие Маму, его нервно подвижные губы (вот-вот и он по-настоящему начнёт облизываться). Мама не может встать, ей больно и страшно. В кадрах сменяются равнодушные, злобные, презрительные, неприличные, зверские взгляды. Они будто окружают Маму. 
Оглушающий грохот. Кажется, что всё в котельной готово взорваться. Равнодушные, недоумевающие и испуганные глаза. 
 
УХОД В БЕЛЫЙ
 
УЛИЦА - ДЕНЬ
 
Сине-серый туман. День померк в пыли, поднимающейся от руин города. Шум удаляющихся самолётов. Тихий плач ребёнка. В тумане Маленькая девочка на четвереньках пробирается сквозь мглу. Её жёлтое платьице местами порвано, на её ручках и ножках царапины и раны. Её блестящие от слёз глаза ищут свет. 
В тумане перед ней появляется силуэт мохнатого ЗВЕРЯ. Он держит в зубах что-то похожее на детскую ручку и рычит на Маленькую девочку. Маленькая девочка в страхе замирает и смотрит на существо. Зверь неспешно подходит ближе к ней. Это большой пёс, Бладхаунд. Он хромает. В его зубах кукла, которую Маленькая девочка потеряла. Он кладёт куклу перед девочкой и смотрит ей в глаза: взгляд его человеческий. Затем он опускает голову и продолжает свой путь. 
Девочка некоторое время провожает его взглядом. Она садится, согнув колени, поднимает куклу и прижимает её к себе. Плача, она тихо зовёт Маму.
Единственный луч света касается её лица и исчезает сразу после того, как Девочка открывает глаза. Откуда-то сверху из тумана к ней тянется большая РУКА (настоящая, не пластилиновая). Девочка поначалу пугается и, одной рукой держа куклу, другой прикрывается от явления.
Рука протянута к Маленькой девочке с желанием помочь. Девочка опускает свою ручку и взглядом изучает раскрытую перед ней ладонь. Плавными движениями пальцев, Рука приглашает Девочку взойти на неё. 
Девочка с осторожностью вскарабкивается на ладонь, и Рука уносит девочку ввысь. Туман. Руины. Испорченные предметы: музыкальные инструменты, щепки и отдельные оторванные части столов, погнутый раструб граммофона, обрывки газет, улетающие в никуда.
 
ДОРОГА - ВЕЧЕР
 
Прибрежная дорога. Сотни, тысячи людей в спешке идут по ней. Среди них есть и лица, что были в котельной, но люди теперь объединены общими чувствами боли и скорби. Среди них Мама. Она сильно хромает, но продолжает идти. В её глазах слёзы, но она не издаёт ни звука. Недалеко от неё идёт Юноша. Их взгляды на несколько секунд сталкиваются. В глазах Юноши стыд и просьба о прощении. Безмолвное шествие продолжает путь.
 
ТИТР.
 
8 ФЕВРАЛЯ 1937 ГОДА ВО ВРЕМЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ИСПАНИИ ГОРОД МАЛАГА БЫЛ ЗАХВАЧЕН СИЛАМИ ИСПАНСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ВОЙСК ФАШИСТСКОЙ ИТАЛИИ. В ХОДЕ ОПЕРАЦИИ ГОРОД АТАКОВАЛИ С СУШИ, МОРЯ И ВОЗДУХА. ОТ 15000 ДО 50000 ЖИТЕЛЕЙ БЕЖАЛИ ПО ПРИБРЕЖНОМУ ШОССЕ В СТОРОНУ АЛЬМЕРИИ, ОКОЛО 3000–5000 ИЗ НИХ ПОГИБЛИ ПО ПУТИ ИЗ-ЗА ПОСТОЯННЫХ ОБСТРЕЛОВ И БОМБАРДИРОВОК ДОРОГИ. ТЕ, КТО ДОБРАЛСЯ ДО АЛЬМЕРИИ, БЫЛИ ВСТРЕЧЕНЫ МЕСТНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ НЕДРУЖЕЛЮБНО. ТЕ, КТО ОСТАЛСЯ В МАЛАГЕ, ПОДВЕРГАЛИСЬ ЖЕСТОКОМУ НАСИЛИЮ СО СТОРОНЫ ЗАХВАТЧИКОВ.
 
ЗАТЕМНЕНИЕ
 
ФИНАЛЬНЫЕ ТИТРЫ
 
КОНЕЦ


Рецензии