Бартини Роберт Людвигович. Авиаконструктор

     Роберт Людвигович Бартини (настоящее имя Роберто Орос ди Бартини - 14 мая 1897, Фиуме Австро-Венгрия - 6 декабря 1974, Москва) - итальянский аристократ (родился в семье барона), коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором, физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах (экраноплан). Автор более 60 законченных проектов самолётов. В анкетах, в графе "национальность" писал "русский".

     В начале 30-х годов под руководством Бартини в моторной бригаде опытного отдела ОПО-3 работал создатель первых космических пилотируемых кораблей С.П.Королёв.

     Бартини выпустил ряд научных статей и монографий включая труды по аэродинамике, в литературе встречается термин "Эффект Бартини".

     Помимо авиации и физики, Роберт Бартини с переменным успехом занимался космогонией и философией. Опубликовал на тему физических соразмерностей две не признанные научным сообществом статьи в научных журналах.

     В 1900 году в городе Флаум, ог же Фиуме, Австро-Венгрия (ныне город Риека в Хорватии) жена вице-губернатора барона Лодовико Ороса ди Бартини, одного из видных вельмож Австро-Венгрии, решила взять на воспитание трёхлетнего Роберто, приёмного сына своего садовника. Но есть версия, садовнику сына подбросила сама мать, некая молодая дворянка, забеременевшая от барона Лодовико. В 1912 году гимназист Роберто увидел в Фиуме демонстрационные полёты русского лётчика Харитона Славороссова. Они поразили его воображение и повлияли на судьбу. Бартини увлёкся авиацией, ставшей его основной страстью на всю жизнь. Он владел несколькими европейскими языками: немецким, итальянским и французским. Бартини - участник Первой мировой войны. Окончил офицерскую школу (1916 год), после чего его отправили на Восточный фронт, в ходе Брусиловского прорыва попал в плен вместе с ещё 417 тысячами солдатами и офицерами Центральных держав, попал в лагерь под Хабаровском, здесь же он, как предполагается, встретился с большевиками. В 1920 году Он вернулся на родину.

     После фашистского переворота в 1922 году итальянская компартия направила его в Советский Союз. Его путь пролегал из Италии через Швейцарию и Германию в Петроград и потом в Москву. С 1923 года Бартини работает в СССР на научно-опытном аэродроме ВВС сначала лаборантом-фотограммистом, потом стал экспертом технического бюро, одновременно - военный лётчик, с сентября 1928 года после ареста Д.П.Григоровича, возглавил экспериментально-научную группу ОПО-3 ОКБ по проектированию гидросамолётов в Севастополе, вначале инженером-механиком авиаминоносной эскадры, затем старшим инспектором по эксплуатации материальной части.

     С 1929 года Бартини начальник отдела морского опытного самолётостроения, а в 1930 году его уволили за подачу в ЦК ВКП(б) докладной записки о бесперспективности создания объединения, подобного ЦКБ, в том же году по рекомендации начальника ВВС П.П.Баранова и начальника вооружений РККА М.Н.Тухачевского он был назначен главным конструктором СНИИ (завод № 240) ГВФ (гражданского воздушного флота). В качестве производственной базы для конструктора был отведён завод опытных конструкций (зок) ЦАГИ.

     В 1932 году в СНИИ были начаты проектные работы по самолёту "Сталь-6", на котором в 1933 году установлен мировой рекорд скорости - 420 км/ч. На основе рекордной машины спроектирован истребитель "Сталь-8", но проект  закрыли в 1934 году, как не соответствующий тематике гражданского института.

     Осенью 1935 года создан 12-ти местный пассажирский самолёт "Сталь-7" с крылом "обратная чайка". В 1936 году Бартини представлялся на международной выставке в Париже, а в августе 1939 года на нём был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км - 405 км/ч.

     На базе этого самолёта создаётся по проекту Бартини дальний бомбардировщик ДБ-240(позже классифицирован как Ер-2), разработку которого завершил В.Г.Ермолаев в связи с арестом Бартини.

     14 февраля 1938 года Роберт Бартини арестован НКВД СССР( после ареста Бартини ОКБ возглавил З.Б.Ценципер). Ему предъявили обвинение в связях с "врагом народа" Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа (т.н. тройки) Бартини приговорили к обычному для подобных дел сроку - 10 лет лишения свободы и пять поражения в правах.

     Заключение Бартини отбывал вместе с Туполевым в закрытом авиационном КБ "тюремного" типа - "болшевской шарашке" (г.Королёв), затем в ЦКБ-29, где работал до 1947 года ( в сентябре 1946 года - по совместительству с должностью главного конструктора ОКБ-86 МВД). Бартини принимал участие в работе по бомбардировщику Т-2, под руководством Туполева, также находившегося в заключении. Вскоре Бартини по его просьбе перевели в группу заключённого Л.Томашевича (бюро 101), где на тот момент осуществлялось проектирование перспективного истребителя. Это сыграло злую шутку в судьбе Бартини - в 1941 году трудившихся с Туполевым освободили, а сотрудники "101-й" вышли на свободу только после войны.

     С приближением немецких войск к Москве ЦКБ-29 эвакуировано в Омск. В Омске в начале войны организовано специальное ОКБ Бартини. в 1942 году Бартини вызвали из Омска в Москву. Здесь Берия поручил Бартини создание реактивных истребителей -перехватчиков.

     "Р" - сверхзвуковой одноместный истребитель типа "летающее крыло". Чертежи не сохранились.
     Р-114 - истребитель-перехватчик ПВО с четырьмя ЖРД В.П.Глушко по 300 кгс тяги со стреловидным крылом. Чертежи не сохранились.

     Осенью 1943 года ОКБ закрыли. В 1944 -1946 годах Бартини выполнял рабочее проектирование и опытную постройку транспортных самолётов.

     Т-108 (1945 год) с двумя двигателями АШ-82 - пассажирский самолёт среднеплан с двухэтажным герметизированным фюзеляжем и трёхкилевым оперением. Не строился.
     Т-108 (1945 год)- лёгкий транспортный самолёт с двумя дизелями по 340 л.с. Не строился.
     Т-117 - магистральный транспортный самолёт с двумя двигателями АШ-73 по 2300-2600 л.с. В 1948 году постройка почти готового самолёта прекращена.
     Т-200 - тяжёлый военно-транспортный и десантный самолёт. Не строился из-за закрытия ОКБ. Но впоследствии эти наработки были частично использованы при создании транспортных самолётов Антонова.

     В 1946 году Бартини был освобождён и после смерти Сталина реабилитирован (1956). В 1948 году работал в ОКБ-86 на территории завода имени Г.Димитрова в Таганроге. С 1952 года Бартини - главный инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ им. С.А.Чаплыгина. Здесь он создал проект самолёта Т-203. Проект Бартини, представленный в 1955 году, планировал создание  сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. первоначально проект был отклонён, так как заявленные характеристики посчитали нереальными. Помогло обращение к С.П.Королёву, он помог обосновать проект экспериментально.

     В 1956 году Бартини реабилитирован, а в 1957 году откомандирован из СибНИА в ОКБС МАП в Люберцах для продолжения работы над проектом А-57. Здесь в ОКБ П.В.Цыбина под руководством Бартини до 1961 года разработаны 5 проектов самолётов полётной массы от 30 до 320 тонн разного назначения (проекты "Ф", "Р", "Р-АЛ", "Е" и "А".

     Практически сразу после снятия Г.Жукова с должности министра обороны осенью 1957 года закрыли целый ряд проектов Бартини,   прекратили работы над самолётами Р-57, Е-57 и другими перспективными образцами. "Стратегические треугольники" (А-55) помимо прекрасных лётных характеристик, должны были оснащаться бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭС), бывшим по тем временам верхом совершенства. Комиссия МАП, в работе которой приняли участие представители ЦАГИ, ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ-156 (А.Н.Туполева) и ОКБ (В.М.Мясищев) дала положительно заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолёта так и не было принято. В 1961 году Бартини представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ.

     Именно в этот период Бартини замыслил проект крупного самолёта-амфибии вертикального взлёта и посадки, который позволил бы охватить транспортными операциями большую часть поверхности Земли, включая вечные льды и пустыни, моря и океаны. Им проведены работы по использованию экранного эффекта для  улучшения взлётно-посадочных характеристик таких самолётов. Первым шагом в этом направлении стал небольшой Бе-1, прошедший лётные испытания в 1961-1963 годах.

     В 1962 году коллектив Бартини переехал из Подмосковья на завод имени Г. Димитрова в КБ Г.М.Бериева (Таганрог), специализировавшийся на гидросамолётах. Здесь в соответствии с позиций "безаэродромных самолётов" в 1972 году построены два противолодочных самолёта ВКА-14 (М-62, вертикально-взлетающая амфибия). В 1976 году один из этих аппаратов преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П. Через некоторое время после смерти Бартини в 1974 году работы над этими летательными аппаратами  прекращены под давлением ТАНТК (КБ им. Бериева), работавшего над летающими лодками А-40 и А-42. Бартини награждён орденом Ленина (1967 год). В день столетия со дня рождения Роберто Бартини 14 мая 1997 года в фойе ОКБ ТАНТК им. Бериева появилась мемориальная доска Р.Л.Бартини.

     Похоронен Роберт Людвигович Бартини на Введенском кладбище. На памятнике надпись: "В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных".

          Источник: википедия.

     О Бартини написано так много, но мне очень понравилась статья Николая Ходанова "Роберто Бартини.Самолёты мастера". Рекомендую прочитать на Проза.ру.
    
      

      


Рецензии