Вторник 7-й седмицы по Пасхе
«Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах»
Глава: «Май. 21-е число»
Автор: святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)
Св. Равноапостольного царя Константина и матери его Елены
У своего кроткого, добродетельного и благоразумного отца Константин заимствовал первые правила честной жизни; с ранних лет обнаруживал свои преимущества будущего царского величия и перед всеми своими сверстниками отличался красотой тела, роста и крепостью сил. Но гораздо более, нежели совершенствами тела, украшался он добродетелями души, и прежде всего отличался скромностью, образованностью, врождённым умом и дарованной от Бога мудростью. Живя и воспитываясь, подобно Моисею, среди язычников и гонителей истинной веры, Константин сохранил себя от нечестия и злобы. «Тогдашние государи, видя, что этот юноша бодр, силён, велик и богат умом, исполнялись зависти и страха и начали выжидать удобного случая, как бы запятнать его каким-нибудь бесчестием. Но юноша, заметив это, искал спасения в бегстве, через что опять уподобился великому пророку Моисею».
…
…Богослужение предстоятелей и священнодействие священников стали совершенными, церковные обряды сделались Боголепными. Люди всякого возраста, пола, всей силой души, радуясь умом и сердцем, воссылали молитвы и благодарения к Виновнику настоящих благ – Богу».
…
…Услышав о тяжком заблуждении Ария, родом из Ливии, священника одного из приходов Александрии, своим лжеучением о Сыне Божием (с 321 года), и Мелетия, своим расколом (с 324 г.), возмущавших Церковь Божию в Египте, Константин, скорбя духом, посылал в Александрию, где Арий начал распространять свои дерзкие и невежественные мысли и Божественное учение подверг оскорбительным глумлениям и насмешкам, сначала письма Александру епископу Александрийскому и Арию и старался примирить его с Церковью…
…
…Когда ни письмо императора, ни посольство благочестивого Осии не прекратили соблазна Ариева, император, по совету епископов, созывает в 325 году по Р. Хр. Первый Вселенский собор в Никее – городе Вифинии, для уврачевания зла и прекращения смятения и соблазна в Церкви Православной…
…
…Наступил праздник Пасхи (337 г.); по обычаю царь провёл всю ночь в бдении молитвенном с верными…
…
…Вступив в 65 лето своей жизни, царь Константин впал в болезнь и из Константинополя поплыл в Еленополь пользоваться тёплыми водами, где часто проводил время во храме мучеников в молитве. Представляя в уме необходимость святого крещения и его благодатную силу, он преклонял колена на землю, изливал молитвы перед Богом, исповедовал в самом храме грехи свои. Чувствуя, что болезнь его усиливается, он из Еленополя отбыл в Ахирон, в предместье Никомидии, и решился принять святое крещение, которое он доселе отлагал, чтобы принять в Иордане…
…
Одна ревность к святой вере могла вызвать его в страну Муромскую, иначе дикая сторона, хотя и богатая лесом, мёдом, зверями не могла быть привлекательной.
…
Здесь погребено было и тело убиенного князя Михаила, с обрядами христианскими; высокая простота и благоговение христианского погребения казались суетному язычеству неприличными сану князя. Так ли, говорили, следует погребать князя? Ни холм не насыпан над князем, ни тризны весёлой нет, ни курения жертвенного, ни битвы в честь его, – не резали кожи своей, не драли лица и не кричали по умершем! Им объяснили, как христианские обряды далеко выше, умнее, назидательнее всего языческого, – передавали понятия о истинном Боге и достойном служении Ему, об Искупителе мира и благодати.
***
***
***
Празднование Владимирской иконе Богоматери
Князь прибыл во Владимир на Клязьме и встречен был жителями с великой радостьй. Продолжая свой путь, князь отправился к Ростову. В 10 верстах от Владимира вниз по течению реки Клязьмы, лошади, вёзшие чудотворную икону, остановились и не шли далее. Запряжены были новые и также не шли вперёд. Князь в трепете повергся с молитвой перед иконой Богоматери, и она явилась и повелела ему поставить икону её во Владимире. По сему случаю 8 апреля 1158 года Андрей немедленно заложил во Владимире храм для пребывания чудотворной иконы, который через два года окончен и великолепно украшен.
Цари благоговейно чтили праздники и крестные ходы, установленные в честь Владимирской иконы Богоматери. Царь Михаил Феодорович во дни сих праздников неопустительно слушал Божественную службу у Рождества Богородицы на сенях. Цари Иоанн Васильевич и Алексей Михайлович усердно посещали крестные ходы в честь Богородицы.
Великие князья молебствовали пред иконой при разных обстоятельствах своей жизни; молились пред нею о детях своих; при конце жизни своей вверялись предстательству Владимирской Богоматери. Великий князь Василий Иоаннович, лежа на смертном одре, пожелал, чтобы к нему принесли Владимирскую икону Богоматери, и последние взоры и молитва его обращены были на её священный лик.
Свидетельство о публикации №225060301685