Продолжение расточения психической энергии

Гриша не подвел. Приехал. Увез вещи. С ним не поехал на дачу, так как погода на три ближайших дня ожидалась ненастной. И действительно, уже на следующий день небо окутала мгла и явно похолодало. Куда идти? Решил съездить к Саше. Привезти ему свежую лепешку, которую он любит. Конечно, не если бы  не Саша, то я бы кроме Набережной никуда не пошел. От Нефтебазы решил пойти к  Змеиному  тропой Валентина Семененко, то есть по тропе через сопку. Взглянуть на пионы. И не зря пошел. Пионы начали расцветать. Но снимать в этот пасмурный день цветы  не стал. Да и морось была на траве. Спустился к Змеиному. Обрадовался, увидев палатку Саши. Он сидел у костра и пил чай.
-По походке вижу, что Гриша вещи увез.
-Да. Все нормально. Разгрузил свою комнату и кухню. Десять коробок только с банками было. Тумбочка. И еще многое другое.
-Тогда пей чай.
-У меня свежие лепешки.
-Тем более. Садись пить чай.
-Как спалось?
-Прекрасно! До утра ни разу не проснулся.
-Кости не ломит?
-Ломит. По прогнозу дождь?
-Угадал. Может с вечера начаться, и на три дня.
-Ничего себе! Вот это начало лета!
-Сегодня продолжу читать о расточении психической энергии.
-Почтай. Тема эта самая нужная. Все мы расточаем эту драгоценную энергию.
«СОМНЕНИЕ. «Явление сомнения уничтожает оружие. Каждый колеблющийся камень шатает башню». «Также нужно возвращаться к змеиному яду сомнения. Есть два вида сомнения: одно- свивающее логово во тьме, неподвижное и колючее, другое- всегда ползающее, скользящее и вертящееся. Обычно первое принадлежит молодости, второе-старости.  Основа не столько болезнь, сколько лживость натуры. Пробуйте пытаться уловить кончик сомнения. Не связывайте свой шаг этими пятнистыми путами. Истинно, легче носить змею на груди, нежели обвиться удавом сомнения». «Явленный отец эгоизма посеял сомнение и самообольщение, чтоб отрезать провод с хранилищем Света». «Сомнение есть гибель качества. Сомнение есть могила сердца. Сомнение есть начало безобразия. Сомнение должно быть упомянуто в каждой беседе, ибо без качества куда же пойдем? Обратимся к качеству пульса у человека сомневающегося, и у него же- в час верного устремления. Если сомнение может менять пульс и эманации, то как физически разлагающе будет оно действовать на нервную систему! Психическая энергия прямо пожирается сомнением.  После сомнения напомним о самом предательстве. Ибо кто же ближе к сомнению, как не предатель?» «Шатун не только расточает свои сокровища, но и обкрадывает других. Можно ужасаться, видя, как явление сомнения противоречит всем огненным основам. При этом замечайте, что шатун обычно не в себе сомневается, но именно в других, и тем самым вносит разложение». «Сомнение-это парадный подъезд темным. Когда сомнение начинает шевелиться, Огонь поникает и парадный вход открывается для черного шептуна. Нужно увеличить согласие и находить радость хотя бы о курочке, принесшей яичко. Так и в малом, и великом закидаем врага». «Сомнение есть темная преграда». «Можно доказать, что сомнение и искусственность будут злейшими врагами. Они поглощают жизненную энергию. Они, как острые преграды». «Следует сказать человеку: «Не обессиливай себя; недовольство, сомнение, саможаление поедают психическую энергию». Уже существуют аппараты для измерения давления крови, также будут аппараты для сопоставления отягощенного или вдохновленного состояния организма. Можно убедиться, что человек, не поддавшийся влиянию трех указанных ехидн, работает в десять раз лучше; кроме того, он сохраняет иммунитет против всех заболеваний». «К лени присасываются сомнение и саможаление. Никакая энергия не придет в действие при таком ядовитом грузе. Сомнение выедает все. Попытки и саможаление расслабляют даже сильных духом. Такое введение должно быть предпослано каждому, кто хочет привести в действие психическую энергию». «Червь сомнения есть символ очень показательный. Именно червь подобен бацилле, разлагающей психическую энергию, и влияет даже на состав крови. Когда-нибудь  ученые покажут психическую и физическую особенность человека, впавшего в сомнение. Такие последствия болезни сомнения будут среди самых заразных. От младенческого возраста нужно употреблять лучшую профилактику против сомнения. Здоровая разумная пытливость не породит сомнения, Но всякое невежество будет источником самых уродливых сомнений.  Сомнение будет прежде всего уродством и, в конце концов, приведет к предательству. Эпидемия предательства есть уже планетарное бедствие. Так из ничтожного червя образуется самый ужасный дракон». «Для опыта над психической энергией сомнение есть самое большое препятствие. «Мысль о дальних мирах пусть будет проста и без сомнения. Сомнение подобно коричневому газу». «Наука установила присутствие яда в человеческом организме, порожденного гневом и раздражением. Также наука опознает яд, происходящий от страха и сомнения. Сомнение есть разновидность страха и разлагает организм. Нужно запомнить, что сомневающийся вредит не только себе, но и силам благоприятным. Само излучение такого человека не может восприять посылаемые ему энергии. Такой человек не может касаться тонкого мира. Он не может воспринять реальность тонких воздействий. Он находится как бы в постоянном отрицании и разрушает свое творчество. Мыслитель говорил: «Сомневающийся подобен убегающему робкому воину».
САМОЖАЛЕНИЕ. «Множество уже близких возможностей разлагается людскими жалобами, порожденными саможалением. Когда люди начинают взвешивать, сколько к то пожертвовал и сколь мало получил от Учителя, то смысл Учения пропадает. Люди учитывают полученное, как плату поденщика, не соизмеряя получение с вечностью, для которой они существуют. Как неприложима мысль оплаты добрых намерений со смыслом совершенствования! У многих чувствознание Вечности отсекается устремлением к саможалению.  Но повторено во всех Учениях о тяготе плоти, чтоб устремить внимание к преимуществу духа. Нужно принять Учение, как начало к истинным преимуществам, которые не могут быть отчуждены. Нужно оценить, как Учение углубляет сознание и действительно дает в жизни возможности, если они не отвергнуты. Это простое соображение редко принимается во внимание; люди предпочитают жаловаться в пространства, вызывая на себя каменный дождь». «Всякое жаление сжимает сердце. Но жаление о других расширяет после сердце новым светом; тогда как саможаление оставляет сердце, как сморщенное манго». «Часто человек жалеет себя и закрывает доступ силам высшим». «Совершенно недопустимы молитвы вредительские и саможаление. Когда человек кричит: «За что?»-он не думает ни о прошлом, ни о будущем. Он отрезает себя от сил высших, как бы обвиняя их». «Человек, чувствующий себя несчастным, назывался омрачителем неба. Он собирал вокруг себя мрак и заражал дальнее пространство. Он вредил себе, но еще больше-всему сущему. Он оказывался себялюбцем, забывшим об окружающем. Лишив себя счастья, он становился рассадником бедствий. Как самодовольный теряет нить преуспеяния, так и саможалеющий отсекает свою удачу. Непристойно человеку обрекать себя на бедствия. Давно посеянные стоны и вопли обращаются в губительный вихрь. Чесотка зависти превращается в проказу. От злобы немеет язык. Целый рассадник бедствий строит человек, предавшийся иллюзии несчастья. Такие отравители несносны в Братстве».
ОГОРЧЕНИЕ И УНЫНИЕ. «Огорчение является заразою мира. Оно действует на печень и порождает известные бациллы, которые очень заразны. Император Акбар, когда чуял в ком-то огорчение, призывал музыкантов, чтобы новый ритм разбивал заразу. Так даже физическое воздействие полезно». «Уныние есть не что иное, как распущенность. Поставьте унылого человека в достаточную степень опасности, и он принужден будет ободриться; но степень потрясения должна быть велика, чтобы заставить человека переменить свое настроение. Даже некоторые болезни излечиваются потрясением. Ужас смерти превосходит, казалось бы все человеческие слабости, но даже и такая степень может найти нечто превосходящее. Существует много рассказов, как смертельная болезнь получала помощь лишь благодаря опасности. Сколько раз параличные выбегали из горящего дома. Сколько раз внутренние поражения исцелялись, ибо центр устремлялся по иному направлению. Спрашивается: «Если люди осознают окружающую опасность, может быть, они излечатся от одной из самых опасных болезней-от распущенности?» «Наука скоро установит вредоносный химизм, порожденный унынием и завистью. Можно наблюдать, что такие припадки являют частичный паралич некоторых нервных центров. Конечно, окраска излучений может наглядно показать, насколько поникает энергия организма. Можно ли при таких условиях получать знаки надземные? Вообще, необходимо разобраться в различных настроениях человека. Мыслитель говорил: «Впавший в уныние и обуянный завистью подобен мертвецу». «Мы часто советуем не огорчаться чрезмерно. Людям может казаться, что произошло нечто непоправимое, но на самом деле это была лишь мимолетная туча. Так каждое Наше указание есть медицинский совет». «Мудро просить друзей не входить в отчаяние, ибо в таком состоянии они открывают вход всем бедствиям. Существуют особые виды болезней, зарождающихся от горя и отчаяния. Трудно лечить эти болезни, ибо пораженные нервы не дают определенной картины, и физические лекарства могут лишь ухудшить положение». «Унылые люди отравляют  пространство и заражают унынием других. Уныние считалось смертным грехом именно благодаря своей пространственной вредности. Печальное зрелище получается, если ярко представить себе смердящие, тлетворные, ядовитые излучения нытика, заражающие все окружающее, и явно и тяжко отлагаемые на каждом предмете вокруг, и яро воздействующие на людей, животных и растения. Многие людские поступки и действия, как бы незаметные на поверхности, приобретут совершенно другой вид, если взглянуть на них под углом зрения из Тонкого Мира. Вот почему Мы Требуем, чтобы внешнее выражение ученика соответствовало внутреннему. Устанавливая над собою контроль, можно постоянно памятовать и представлять себя одновременно со своими действиями, следствие каждого, тут же отражающегося в астрале. Помимо этого следует помнить, что все отлагается и запечатлевается в свитках Акаши». «Нет такого случая, когда  уныние могло бы быть оправдано, когда оно могло бы принести какую-то пользу подпавшему под влияние этого разлагающего чувства. Тем более в момент борьбы и напряжения-уныние недопустимо. Как часто именно уныние бывает единственной причиной неудачи и поражения. Конечно, если устремление ослабло, противостать унынию нелегко. Где же взять мужество, терпение и бодрость? Пусть хотя бы чувство самосохранения заставит преодолеть уныние».
ЛЕНЬ. «Лень ужасна и может граничить с преступлением. Трудно увидеть последствия лени, но она превращает человека в животное. Скажу: она является одной из главных преград на пути. Порой убийца подвижнее на духовном плане». «Леность и невежество спят в одной колыбели». «Мы знаем много трудящихся, которые найдут час для самого важного; им не кажется, что они заняты. Нескупой на труд щедро получит. Это качество вмещения труда необходимо для расширения сознания. Можно ли чем-либо заменить радость роста сознания?» «Как водопад, мчится жизнь, но немногие замечают это движение. Как могила жизнь для тех, кто стремится к покою. Какую уявленную бережливость проявляют люди, когда говорят о покое! Покой понимают, как отдых. Отдых всегда связан с земной радостью, но эта радость безделья не Наша. Когда природа бездействует? Мы, как часть ее, подлежим тому же закону». «Самым опасным для работы человеческой будет застой. Существо, духовно неподвижное, не будет архатом. Учитель говорит вам иногда о надобности отдыха, но никогда не сказано, что отдых подобен духовной смерти. Не слышит и не видит тот, кто ограничил себя. Нам говорят о неподвижных архатах, но эта неподвижность лишь внешняя.  Многие впадают в приятное настроение, когда находят причину неподвижности, ими оправданной. Но призыв действия им портит совершенно сознание. Можно ли таких людей допускать к стихии огня, которая по самой природе своей требует настороженности? Конечно, разные волны пламени созвучат разным ритмам, но Агни йог не будет лежебокой». «Мы говорим: «Лучшей ошибайтесь в действии, нежели в бездействии». Дерзание в действии уже в самом себе содержит оправдание, нагнетая и тем умножая энергию. Разве огонь дыхания будет зажжен бездействием?» «У Нас зовут лентяя нарушителем закона жизни». «Злоба, сомнение, недоверие, нетерпение, лень и прочие вдохновения тьмы отделяют земной мир от высших сфер». «Духовная лень очень обычное задерживающее условие. Можно встретить людей, очень духовно способных и в то же время совершенно идущих вспять только от лени. Каждый может видеть, как уносятся вихрем лучшие возможности только от лени мышления. Такое размышление полезно на пути к Миру Огненному». «Когда сознание стоит, оно равняется каменному состоянию. В таком состоянии люди походят на истуканов. Эти истуканы духа утверждают гибель планеты. На всех путях встречаются эти истуканы духа. Судя по очевидности, можно утвердить явление как бы жизни, но не жизнь окружает истуканов духа-истинно, смерть и разложение. Кто же может допустить, что такое окостенение может дать планете нужное равновесие! Истинно, истуканы духа  порождают катаклизмы и катастрофы. Окостенение заражает атмосферу так же, как самая ужасная эпидемия». «Упражнение энергии полезно. Каждое испытание ее пробуждает новое качество ее. Каждая энергия должна быть испытана в действии. Даже мускулы должны быть упражняемы,- так люди могут постоянно пробуждать дремлющие в них силы. Нужно понять такое пробуждение как долг человека перед высшими мирами. Причин много, почему могут энергии оставаться в сонном состоянии. Можно перечислить, начиная с кармических следствий. Но весьма обычно людское сознание спит по лености. Такое свойство называется пуховиком зла. Самые лучшие возможности не претворяются в жизни, когда завеса лени отяжелит взор. Не нужно искать оправданий, когда тело и дух падают от лени. Некогда заповедано, что лень хуже ошибок». «К лени присасываются сомнение и саможаление. Никакая энергия не придет в действие при таком ядовитом грузе». «Условимся о значении понятия покоя. Около него наслоилось множество неверных и вредных толкований. Люди привыкли считать покой бездействием, таким путем он превращается в психическое расслабление. Самым разлагающим для психической энергии будет бездействие. Всякая духовная неподвижность будет утомлять, но не возрождать. Врачи предписывают отдых,успокоение, явление бездействия и полагают, что в мертвенном состоянии можно восстановить силы. Но те же врачи понимают, что упадок сил происходит от нарушения равновесия. Такой покой есть не что иное, как равновесие. Но равновесие есть равномерное напряжение энергии. Только таким путем можно возродить и укрепить силы. Несовершенство врачей предостерегает об израсходовании сил, но они расходуются при неуравновесии. Наоборот, равновесие будет одной и лучшей панацеей». «Мы видим, насколько мельчает психическая энергия. Она не призывается к действию и засыпает, теряя свою огненность. Нет того трения, которое вызывает огонь». «Каждый высокий дух стремится к трудному пути, но слабый сохранит свою трусливую леность».
НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ. «Извращение человеческого понимания доходит до того, что оно называет человека, зараженного империлом раздражения или злобы, огненным. Даже к злобе иногда прилагают определительное воспламенения. Но если Ани есть элемент связующий, всепроникающий, то он именно будет начало равновесия». «Всякое несоответствие и неуравновесие является признаком хаоса. Между тем в течении многих веков, среди различных достижений нужно поражаться росту неуравновешенности. Никто и ничто не заставляет людей думать о ценностях равновесия. Учение всех народов говорят о Золотом Пути; именно меньше всего думают о нем люди. В неуравновешенности, в хаотичности человечество дожило до приближения восстания Огня. Но даже на самой границе опасности люди будут противиться каждому полезному совету о самосохранении». «Путь равновесия познается размышлением.  Следует очень твердить людям, что чтение и даже понимание не есть размышление. Нужно приучаться к размышлению. Познание извне должно дать повод к огненному процессу размышления. Огонь есть великое равновесие. Нужно совершенно сознательно приближаться к Пути Равновесия, где не будет колебаний и сомнений, где останется именно Великое Служение». «Суета есть лишь мнимое движение. Опять приходим к пути ритма и гармонии. Суета есть диссонанс, и может он лишь раздражать и раздроблять накопления.Только расширенное сознание понимает, где граница между устремлением и суетливостью». «Отражение четко в спокойной поверхности. Каждое  волнение исказит четкость. Также  и всеначальная энергия требует спокойствия, чтобы отражать истину. Не следует полагать, что спокойствие есть упадок и ослабление. Только беспорядочное волнение может исказить зеркало энергии. Много говорят о спокойствии мудрецов, но оно есть великое напряжение, настолько великое, что поверхность энергии становится зеркальной. Так не нужно принимать спокойствие за бездействие». «Человек, впавший в беспокойство, утрачивает оздоровляющие вибрации и попадает в вибрации разрушительные. Не только он сам претерпевает мучение, но становится очагом заразы. Такие распространители эпидемий должны быть под медицинским наблюдением, но, конечно, врачи должны прежде сами признать причину таких заболеваний. Они не должны отравлять организм наркотиками, ибо они могут временно притуплять сознание, но причина не будет устранена. Наоборот, когда наркотики теряют силу, возбуждение и беспокойство лишь возрастают. Они как бы аккумулируются, чтобы вдвойне напасть на незащищенный организм. Можно наблюдать, что лишь психическое воздействие будет лучшим способом излечения. Можно направить силу издалека, но только в случае, если больной не противиться. Многие мании развиваются от постоянного беспокойства. Из тонкого мира можно наблюдать и изумляться, какие ничтожные поводы выводят людей из равновесия. Мыслитель сказал заболевшему соседу: «Друг, стоило ли накликать болезнь из-за корабля с товаром?» «Часто люди произносят правильные  определительные, не понимая их истинного значения. Вот они любят сказать: «Человек расстроен». Они даже позовут врача, и тот начнет убивать болящего наркотиками. Врач скажет о больных нервах, но не подумает, что деятельность нервов есть рефлекс расстройства сознания, иначе можно сказать, расстройство психической энергии. Люди не помыслят, что расстроенный человек подобен расстроенному струнному инструменту. В так ом состоянии он не годен для творческого труда, так же как расстроенный инструмент не пригоден для музыки. Нужно придать струнам созвучие, и кто-то должен это сделать с пониманием музыкального знания.Так же свободная воля должна укрепить сознание, и оно утвердит созвучие нервной системы. При этом не забудем, что расстроенный человек не может приближаться к Надземному Мир. Он даже будет вредить всем окружающим, ибо его излучения будут отравлены».
О ВРЕДЕ НЕПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ.
«Телодвижения человека должны быть осмыслены. Нужно учить детей не только гимнастике, не только ритму, но смыслу экономии движений. Когда люди поймут Мир Огненный и излучения, они не будут бессмысленно махать руками и ногами, трясти головой и качаться без нужды. Если бы они представили свое аурическое яйцо, они не стали бы беспорядочно нарушать его ненужными колебаниями. Когда люди представят себе как бы огненный круг во яви около себя, они не будут бессмысленно прожигать руку свою. Особенно непростительно так называемые нервные движения. Именно они показывают всю недисциплинированность воли. Каждый врач должен следить за такими привычками пациентов. Много заболеваний можно определить одними движениями человека. Можно излечить его от самых отвратительных привычек, наблюдая эти движения и показывая их вредность для тонкого тела. Так врач может проявить самую полезную деятельность и без физических лекарств. «Побеседуем о движении. Около этого понятия продолжают нагромождаться непонимания. Люди, слыша о движении и подвижности, делаются суетливыми бегунами. Но разве суета может быть прилична для высших проявлений? Люди также не различают движение внешнее от движения внутреннего; но такое различие весьма существенно. Оно спасет от суетливости, которая неминуемо доведет до лжи. Также понимание движения внутреннего даст и достоинство движений. Жесты и само движение не легко усваиваются людьми. Часто они не знают, как поступить с собственными руками, ногами и даже головой. Голова трясется, руки машут, ноги заплетаются. Неужели придется учить и ходить? Но все эти промахи зависят от непорядка сознания. Суетливость есть выражение неприспособленности к жизни. Не годится паяц на пути к Братству. Так научимся различать движение внутреннее от внешнего». «Психическая энергия не может быть накапливаема, если болтает язык. Психическая энергия не может накапливаться, если болтаются руки и ноги, если так называемые нервные движения не подчинены контролю воли. Каждое движение тела есть явление огненное. Контроль над ними означает контроль над огнем. Так сдержанность речи, движений и жестов и всех чувств вообще и всех проявлений эмоций и над ними суровый контроль будет путем царственной йоги. Владыкой своего микрокосма утверждает себя человек и к цели своей идет неуклонно. Центры огненные насильственно пробудить нельзя, ибо опасность преждевременного их приоткрытия велика, но подготовить себя к пробуждению центров возможно, и путь-через себя и собой овладение»
О НЕЗДОРОВОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ.
«Люди, имеющие нездоровую психическую энергию, излучают дисгармонические вибрации. Они негативно влияют не только на окружающих, но также на вещи и предметы. Говорят, на предателе рубаха горит. Можно заметить, как разрушаются вещи около нездоровой психической энергии». «Также можно заметить, насколько около одних людей изнашиваются вещи, тогда как другие точно чем-то охраняют их. Обращайте внимание на охранителей-они окажутся близкими Огню. Именно огненное начало сохраняет продолжительность существования вещей». «Вещи могут служить для важных наблюдений. Ценно наблюдать отношение древней ауры к современным излучениям. Получается иногда целая война вещей или взаимное дружелюбие. Мы не только наблюдаем явленным духовным зрением, но и проверяем Нашими аппаратами. Много опытов Нами производится над древними вещами. Это не есть так называемая психометрия, но наука излучений. Так же точно, как вы можете наблюдать полезность плодов и растений, так и Мы сопоставляем язык вещей по их излучениям. Так можно наблюдать, что лишь малая часть священных предметов имеет прекрасные излучения. Слишком часто они изготовляются своекорыстно и попадают в руки еще более корыстные». «Любимые вещи дольше живут нелюбимых. На одних людях не только одежда горит или обувь, но и около них быстрее разрушаются вещи. В каждом предмете есть гармонические и хаотические частицы в различных пропорциях.  Стройное сознание поддерживает и охраняет первые, хаотическое, неуравновешенное-вторые. В вещах и предметах можно излучениями своей ауры вызывать к усилению и те и другие. Все зависит от излучений человеческого организма.  Здоровые излучения способствуют сохранению жизни вещей. Около некоторых людей вянут цветы, исчезает улыбка и незаметно вползает болезнь. Это разрушители и пожиратели гармонических энергий. Их может порождать и человек, обладающий видимым здоровьем. Здоровье здоровью-рознь, равно как и болезни. Есть болезни, вызываемые разложением сознания. Ауры таких организмов разрушительны. Можно даже разделить людей на разрушителей, с одной стороны, и охранителей и созидателей, с другой. Следует очень оберегаться от людей с больными излучениями. Человек может болеть, и даже тяжко, и все же его излучения не будут разрушительными. И бывают случаи, когда разрушители обладают здоровьем. Жизненосители, или жизнедатели, и жизнепожиратели-так можно разделить людей по характеру их ауричесих излучений. Как вампир, выпивает чужую энергию такой разрушитель. И по внешнему виду далеко не всегда они распознаются легко. Им очень легко укрываться, так как никто даже и не думает о том, как ой вред приносят они людям. Только снимки ауры помогут выявить этих скрытых вредителей. Вред от них очень велик. Это носители психической заразы, оря, уныния, болезней, которые они порождают при физическом ит психическом с ними соприкосновении. Их можно определить по глазам, но только совокупность всех признаков может дать полную картину. Нужно очень внимательно всматриваться в людей. Попадаются интересные экземпляры, начиненные отрицательными энергиями. Ни здоровье, ни болезни не служат признаком психического неблагополучия, во всяком случае, для обычного человека. И только для Учителя Света вся сущность человека-как отрытая книга».
Теперь ты понимаешь, почему я рвусь на дачу?
-Давно понимаю. Увидеть одежду своей внучки. Я говорил тебе: в ней энергетика ее, то есть часть души. Она тебя притягивает.
-Вот что я заметил. Когда на даче один, чувства совсем иные, чем когда там нахожусь с Гришей или еще с кем-то. Чувства там  растут только в одиночестве. Дважды в этом году приходил на дачу, когда там были Гриша со своей дочерью Сашкой. Не пришли ко мне эти чувства, описать словами которые невозможно. Как я понял, дочь Гриши поселилась на даче надолго. Я боюсь как-бы не атрофировались мои эти чувства. Без этих чувств и жизни для меня нет. Пустота будет одна, а не жизнь. Уходил с дачи с ощущением, что что-то важное потерял, или даже как будто предал свою внучку. Крайне нехорошее состояние. Не встретился с ней.
-Она что, не работает?
-Второй месяц живет на даче. Видимо, не работает. Конечно, мое дело-сторона, но как посмотрю на нее-сидит и сидит часами,уткнувшись в телефон. Что она там ищет в этом интернете?
-Я досиделся в интернете. Едва выкарабкался огромной ценой. Интернет для бездельников-это бездна. По любому затянет.
-Ладно. У ней есть родители, бабушка. Выправят. Только вот я могу потерять самое ценное, если она там пропишется на все лето. Тебе, наверное, это не понять.
-Ну, конечно. Только, когда мне удается съездить в город по делам, я всегда захожу на двор общежития, где на коляске катал своего сына. Мне знакомо, Сергеич, твое чувство. Была бы возможность, я сейчас же бы поехал к мысу Бринера, где на пляже гулял с ним. Поднимался к маяку. Подходил к скалам Два Брата. Эти воспоминания для меня- самое святое, что еще осталось.
-Вот что я еще заметил. С внучкой я гулял у озера по железнодорожному тупику. Когда она жила с нами Набережной и в проекте не было. Но вот построили Набережную. Конечно, по ней ходить много приятней, чем по шпалам. Кроме того, железнодорожники сделали отсыпку из камней от рельс и сейчас там мало цветов и трав. Ни полюбоваться, ни сфотографировать...Ходит стал редко по этому пути. А тянуть стало сильнее. Когда иду по шпалам вспыхивают воспоминания, а с ними и чувства. На Набережной -ни воспоминаний, ни чувств. Странно это.
-Ничего тут странного нет. Я уже тебе говорил о энергетике места. Воспоминания приходят к тебе потому, что там, на шпалах, осталась ее энергетика. Эта тема как раз и подтверждает твое состояние на пути по тупику.
-Когда я ждал в Барнауле три дня самолета, то мне так хотелось оказаться на даче и на этом тупике! Там чувства эти невероятно обострились. Там я чувствовал себя в дичайшем одиночестве. Словно попал на другую планету. Как только приехал в Находку, в тот же день прогулялся по тупику, а на следующий день поехал на дачу, чтобы встретится с одеждой внучки. И знаешь, что меня сильно гнетет? Вроде бы меня считают неплохим фотографом. Скажу тебе-никудышный я фотограф. Глупый. Внучка жила с нами больше двух лет. Сфотографировал я ее не более двух десяток  раз. Ну не идиот ли?! Теперь-то понимаю, где обязательно надо было ее снимать. Но как говориться-поезд ушел. Жизнь та ушла. Ее не вернуть. Никогда уже не будет тех снимков, которые надо было сделать, но я не сделал.
-После драки, Сергеич, кулаками не машут. В следующей жизни такой ошибки не сделаешь.
-Главное в ее жизни я не отснял, Саша. По собственной глупости. Никогда не прощу себе это! Никогда! Пьем чай. Ни одного человека на пляже. В такую погоду и я бы не пошел. Того и гляди дождь пойдет. Ветер холодный. Давай, прочитаю статью из газеты «Советская Россия». Крайне интересная.
-Почитай.
-Статья В.И.Корнилова «Властитель дум». Это о писателе Михаиле Шолохове. Выборочно, конечно, прочитаю.
«24 мая 2015 года исполняется 120 лет со дня рождения одного из самых выдающихся советских/русских/ писателей 20 века А.А.Шолохова. Его жизненный путь от момента рождения и буквально до кончины-сплошная цепь неординарных событий, каждое из которых обрастало мифами и легендами...В 15 лет Миша возглавил продотряд, который проводил продразверстку, т.е. в принудительном порядке под страхом смерти отбирал в казацких хозяйствах излишки хлеба для голодающих горожан».
-Занимался грабежом, то есть.
-Да. Под страхом смерти. «Однажды попал в плен махновцам. Допрашивал его сам Нестор Махно, знаменитый тогда предводитель партизанского движения анархистов на Украине. Обычно после допроса с пристрастием продотрядовцев, тем более их командиров, расстреливали. Однако чем-то этот лобастый, с вьющимися волосами и прищуром в глазах и с не по возрасту умным взглядом приглянулся знаменитому анархисту, и тот отпустил его на волю...Через 3 года, в 18 лет, он снова был приговорен к расстрелу, но уже своими товарищами по борьбе за счастье трудового народа. По воспоминаниям М.А.Шолохова, «слишком комиссарил и был судим «ревтрибуналом». Можно предположить, что он, как налоговый инспектор, довел не одного станичника до тюрьмы, а то и до расстрела...на вид ему было не больше 15 лет. Суд заменил расстрел исправительными работами в колонии для несовершеннолетних... На рабфак Михаила не приняли без комсомольской путевки. Но он не опустил руки: много занимался самообразованием...Опубликовал несколько фельетонов, перешел к жанру рассказов и до 1927 года выпустил 3 сборника рассказов. Наиболее известным из них был сборник «Донские рассказы»...С женой Шолохов прожил в любви 60 лет, не был замечен в каких-либо амурных делах. Оказался хорошим семьянином и воспитал с ней 4 детей... Подходим к одной наиболее серьезной загадке в его творческой деятельности: являлся ли Шолохов автором «Тихого Дона» или использовал чужой литературный труд...» Помню я, Саша, какой спор велся среди писателей, критиков, ученых в газетах и журналах по этому вопросу. Я все это внимательно читал. В основном Шолохова обвиняли в плагиатстве. Якобы взял рукопись убитого писателя казака. Так как его рукопись этого романа где-то была потеряна. «Недоброжелатели его творчества, включая А.Солженицына, В.Солоухина, В.Аксенова, Р.Медведева и др., об этом открыто говорили в печати, называя его плагиатором.А Солженицын утверждал, что в возрасте23 лет, имея за плечами 4 класса образования и не обладая соответствующим жизненным опытом, Шолохов никак не мог сотворить такой масштабный труд, который поражал вжитостью в быт и психологию казацкой среды. По поручению секретариата Российской ассоциации пролетарских писателей в конце 20-х годов 20 века была создана специальная комиссия...Она , изучив его материалы, пришла к  выводу, что Шолохов есть автор «Тихого Дона». «...Всякий, даже не искушенный в литературе читатель, знающий изданные ранее произведения Шолохова, может без труда заметить общие для тех его ранних произведений и для  «Тихого Дона» стилистические особенности, манеру письма, подход к изображению людей»...Писатель В.Осипов, активно занимающийся изучениеми творчества М.Шолохова, написал обращение к В.В.Путину, тогда премьер-министру РФ, с просьбой оказать помощь в приобретении рукописи М.Шолохова. В 1999 ГОДУ Институт мировой литературы им.А.М.Горького провел три экспертизы: графологическую, текстологическую и индентификационную, которые удостоверили подлинность рукописи М.Шолохова, ее принадлежность своему времени, как и других произведений: «Донские рассказы», «Поднятая целина» и «Они сражались за Родину». Все они написаны одной рукой. Ранее, в 1970-е годы, норвежский славист и математик Гейр Хьетсо провел компьютерный сравнительный анализ бесспорных текстов Шолохова /Донских рассказов»/ с текстом книги «Тихий Дон» и пришел к выводу об авторстве Шолохова.... М.Шолохов был убежденным сторонником советской власти, а с 1932 года-коммунистом. Однозначно: политический стиль и идеологическая канва «Тихого Дона» такова, что этот роман мог написать только человек большевистских убеждений...Несмотря на их пожелания/товарищей по литературе А.Фадеева, А.Толстого и даже самого Сталина, он так и не привел Мелихова, главного героя, в стан большевиков. При обсуждении книги «Тихий Дон» на соискании Сталинской премии Фадеев сказал: «Все мы обижены концом произведения в самых лучших чувствах. Потому что 11 лет ждали конца, а Шолохов привел любимого героя к моральному опустошению». А Толстой: «Книга «Тихий Дон» вызвала и восторги и огорчения среди читателей. Конец «Тихого Дона»-замысел или ошибка? Я думаю, что ошибка. Григорий не должен уйти из литературы как бандит. Это неверно по отношению к народу и  к революции». Дочь Шолохова рассказывает, когда Сталин спросил ее отца: «Когда Григорий Мелехов станет большевиком?», отец отвечал: «Я уговариваю его вступить в партию, а он не хочет»...Юноша Лермонтов в 16 лет в неоконченной повести «Вадим» предвидел масштабные кровавые события, которые произойдут в России в силу жестоких нравов крепостного права. В стихотворении «Предсказание» за 87 лет до Февральской революции он предвидел, что Россию зальют потоки крови и в случае свержения царя, которое вполне может свершиться не без поддержки Запада. У М.Горького из образования было только 2 года ремесленного училища. Широту знаний он приобрел в результате колоссальной работы над собой...Тухачевский командовал дивизией в 18 лет, а Гайдар-полком в 16 лет...Е.Г.Левицкая-старая большевичка, член партии с 1903 года, лично знавшая Ленина, вспоминала, как к ней попала на рецензию рукопись «Тихого Дона». «Пухлая, большая. Прочла несколько страниц и остановилась. Что за чудо?! Может первое впечатление обманчиво? Перечитала начало. Впечатление еще больше. Сына позвала. Он стал читать за мной следом...Книгу сразу рекомендовала к печати. Вскоре встретила Михаила Александровича в издательстве. Паренек невысокий, тонкий, в кожаной курке и кубанке. Меня поразило: очень молодой. С тех пор мы с ним и подружились. Он у нас, в «Московском рабочем», печатал все»...В то же время, считаю, самая главная загадка в творчестве М.А.Шолохова-это его доброжелательное отношение со Сталиным, что позволило ему в 30-е годы, годы обостренной классовой борьбы, не оказаться в числе репрессированных писателей и успешно издать произведения, которые далеко не вписывались в мерки социалистического реализма...Доносы на него сыпались в те годы как из рога изобилия. В 1938 году ростовское НКВД даже состряпало обвинение в контрреволюционной деятельности, согласно  которому он со своими друзьями готовил заговор против советской власти. Всесильный в первой половине 30-х годов Г.Ягода, руководитель НКВД, лично говорил М.А.Шолохову «Миша», а все-таки Вы контрик! Ваш «Тихий Дон» белым ближе, чем нам».  Тем более в этом произведении он ни разу не упомянул имя Сталина, хотя тот руководил обороной Царицына... Избегая ареста Шолохов тайком выехал в Москву, где через помощника Сталина Поскребышева передал вождю записку, в которой просил о встрече с ним. Через две недели Сталин принял Шолохова в своем кабинете в Кремле. Во время двухчасовой беседы присутствовали Ежов, Молотов, Каганович и двое ростовских -Коган и Гречухин. Ростовские чекисты начали оправдываться, что они, мол, не собирались арестовывать Шолохова, и извинились перед ним. Когда Шолохов остался наедине со Сталиным, тот спросил у писателя: «Говорят, Вы выпиваете?» Шолохов ответил:. «От такой жизни, товарищ Сталин, запьешь». Не то в шутку, не то в серьез Сталин подытожил: «Предлагаю решением Политбюро сократить запой у товарища Шолохова до трех дней- а четыре дня пусть работает!»..С подачи вождя Шолохов стал лауреатом Сталинской премии, орденоносцем, академиком в области литературы Ни один из советских писателей не удостаивался такой чести, как личные встречи со Сталиным. Всего их было 16...Шолохов четко знал цену своего таланта и авторитета, а Сталин, понимая значимость литературного дарования великого писателя не только в масштабе страны, но и мирового сообщества, уважал его независимое и гордое поведение. Следует заметить, что Шолохов проявил свой характер, не поклонился шведскому королю Адольфу 6 после вручения им Нобелевской премии, заявив: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом-пожалуйста, а перед королем не буду, и все...» До конца дней Шолохов жил в своем доме в станице Вешенской. Сталинскую премию передал в Фонд обороны СССР, Ленинскую премию за роман «Поднятая целина» направил в распоряжение Каргинского сельсовета Ростовской области-на строительство новой школы, Нобелевскую премию- на постройку библиотеки и школы в станице Вешенской. А Солженицин потратил Нобелевскую премию на приобретение особняка в американском штате Вермонт. Другие Нобелевские лауреаты? Писатель Бунин большую часть премии вложил в финансовую аферу, а Бродский приобрел ресторан. В 1978 году Шолохов отправил письмо Брежневу в защиту русской культуры. «Одним из главных объектов идеологического наступления врагов социализма является в настоящее время русская культура. Не только пропагандируется идея духовного вырождения нации, но и усиливаются попытки создать для этого благоприятные условия. Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру. В свете всего сказанного становится очевидной необходимость еще раз поставить вопрос о более активной защите русской национальной культуры...правильном освещении ее истории в печати, кино и телевидении, раскрытии ее прогрессивного характера, исторической роли в создании, укреплении и развитии русского государства».
-Это тогда, Сергеич, а что сейчас делается в кино, на телевидении и в печати! В тысячи раз страшнее, чем было при Шолохове.
-Потому и пришли к прямому предательству. «Главный порок советской школы заключается в том, что она стремилась воспитать человека-творца, задачей же школы РФ является подготовка квалифицированного потребителя, способного пользоваться тем, что создано другими» Андрей Фурсенко. Министр  образования и науки 2004-20012. Ныне советник Президента. Уходить, Саша, надо. Морось начинается.
-Да, надо сворачиваться, и бежать отсюда.

Фото-путешественник, член Российского Союза писателей Владимир Маратканов


Рецензии