Владимир и Ксения Дудоровы

    Владимир Александрович Дудоров (1913-1942) родился в 1913 году в Писцове, современная Ивановская область. До войны работал на Писцовской ткацкой фабрике помощником мастера.

    В 1941 году его забрали на фронт. Хотя ему давали бронь (освобождение), он отказался и пошёл на войну. Причиной этому стала усталость от отношений с непростыми родственниками, в частности, с его матерью Екатериной. Его жена – баба Ксения - обиделась на него из-за такого решения, поскольку была бронь за фабрикой.

    Звание - сержант или же старший сержант. За боевые заслуги получил «Орден Красного Знамени». Служил артиллеристом в дальнобойной артиллерии. Однажды зимой 1942 г. под Ленинградом в него попал снаряд, из-за чего ему вывернуло левый бок, и он погиб.

    Характер. По рассказу бабы Анны Николаевны Рыжаковой, был человеком весёлым.

    Хобби. Игра в карты, охота.

***

    Дудорова (Рыжакова) Ксения Александровна (24.01.1913-10.09.1993) родилась 24 января 1913 года в д. Кондюково современного Комсомольского района Ивановской области. Сначала работала на торфдобыче в Малых Писцах, потом на Писцовской ткацкой фабрике (единственная фабрика в Писцове). Познакомилась с Владимиром Александровичем в 1930-31 гг. в артели, ухаживали друг за другом. В 1932 году вышла замуж. Венчалась в с. Березники, за что их выгнали из комсомола как «нежелательных элементов».

    У них было трое детей: Галина (1933-06.07.1995 г.), Рудольф (1934-1949), Нина (1937-1975).

    Жили трудно. Менялись на фабрике сменами. Ходила в Ярославскую область на солёное озеро за водой: набирала воду в колбы-четверти (по 3,5 литра), всё время приносила по 4-5 четвертей, выпаривала соль в печке, на лошади привозила домой и затем сама ездила на продажу соли на рынок в Иваново.
 
    Попала в милицию за спекуляцию в 1946 году. Обменяла гранёные стаканы-рюмки (100 г) соли на булку хлеба. Суд (так называемая «тройка») дал пять лет ГУЛАГа. И это несмотря на то, что дома осталось трое малолетних детей, двое из которых – инвалиды, и мать Анна Николаевна тоже была инвалидом. Отбывала срок, работая на яблоневых садах под Алма-Атой. Писала просьбы о помиловании И.В. Сталину, и срок сократили на два года. Приехала домой в 1949 году.

    В 1950-х гг. восстановилась на работу на Писцовской ткацкой фабрике, сначала работала ткачихой, потом – отрывщицей.

    В основном постоянно работала, из-за чего воспитанием её внуков, в т.ч. бабы Кати, занималась её мама - прабабушка Анна Николаевна.

    Получила инвалидность по зрению. Из-за этого перешла работать в военизированную охрану магазинов (ходила с патрулём, носила на плече ружьё без патронов). Далее работала на охране в Писцовской ткацкой фабрике.

    В последние годы жизни стала много уделять времени внукам. Часто сидела с папой. В первый раз он к ней приехал в 1975 году на три месяца. Тогда папу не принимали в детский сад, поэтому баба Ксения с удовольствием сидела с ним. Затем уже практически каждый год его и иногда дядю Пашу деда Вася отвозил к бабе Ксении на каникулы как поездом, так и самолётом. Так, в 1976 году папа съездил к ней на целых девять месяцев.

   Последние 15 лет жизни (1978-1993) работала охранником на районной писцовской сельхозтехнике. Папа помнит, как ходил вместе с прабабушкой на задания: она однажды поручила ему записывать номера всех водителей, которые приезжали поздно на фабрику. За что бабушка наградила папу вкусными пирогами.

   Характер. Была в семье за мужика. Как дед погиб, была добытчицей для домашних. Вспыльчивая временами, но справедливая. Любила внуков сильно, была добрая с внуками. Со своими была очень общительной: через два дома жила её подруга – баба Таня. Постоянно проводили время вместе. Любили вместе пить чай: за одну посиделку выпивали по полсамовара и обсуждали множество разных тем.

   Хобби. Её главное хобби – садоводство. В 1930-х гг. вместе с дедом Владимиром посадили красивый сад, где росли вишни, малина, сливы, крыжовник, пять-шесть яблонь и пять-шесть рябин перед домом. Её особой гордостью были крыжовник и яблони, правда с годами из последних осталось лишь одно дерево. Сад был огорожен высоким забором из прутьев. Запрещала папе лазать в красивый огород, за что ему иногда попадало. Папа вспоминает, что лазать в огород было сложнейшей операцией. Тем не менее ему иногда удавалось есть оттуда ягоды, в особенности, крыжовник, хотя бабушка говорила, что могла бы и собрать ягоды.

    Любила читать книги.

    Отлично вышивала и шила, хотя не очень любила это. У неё выходили очень красивые вышивки, часто на белом фоне, в форме мулине. В 1960-е стяжила ватные одеяла, к ней обращалось за заказами много людей.

    В красном углу дома была большая икона. Верила в Бога.

    Дом. Дом одноэтажный, зелёный, с двумя входами, крылечком и сенями. Дом располагался на краю посёлка.

    Улица была очень зелёная. У выхода из дома располагалось кладбище, а за кладбищем – сельхозтехника, где работала бабушка. За посёлком находилось болото, где рос кустарник; баба Ксения запрещала ходить туда папе и его другу – внуку бабы Тани Жене.

    Любила ходить с папой на чёрную речку.

    В Писцово уничтожили много церквей, использовали их не по назначению, одну из них как склад.

    У бабы Тани рядом с домом был пруд.


Рецензии