Васенька

                ...притворяется милым ребенком, но очень хитер.

                Максим Горький

Представьте себе Васеньку. Не того, что с баранками, а нашего, современного. Васенька – это такой узел противоречий, что Гордиев рядом с ним – бантик на детском ботинке. Слева ему в ухо жужжит тетушка из Рязани: "Васенька, бездуховность заела, молись да кайся, вот тебе рецепт кулича от прабабки – там вся соль земли русской!"
Справа наступает бывший сослуживец, ныне бизнес-коуч Светозар (в прошлом – Толик): "Вася, ты бренд! Ты проект! Разорви шаблоны, выйди из зоны комфорта, инвестируй в крипту, вот тебе ссылка на мой вебинар 'Как стать Пожарским за три дня!'"
Снизу, из недр интернета, подтягивается анонимный гуру дзена: "Отпусти, Вася, суету. Будь как вода. Теки. Все – тлен. Кстати, задонать на развитие канала."
А сверху, с высоты академического Олимпа, вещает профессор Пышномыслов: "Молодой человек, сиречь Василий, диалектика бытия такова, что, не осмыслив наследия отцов, мы обречены на повторение ошибок! Вот вам монография о роли земства в спасении Отечества. Читайте, конспектируйте!"
И каждый, зараза, тянет свою ниточку. Каждый мнит себя не просто наставником, а тем самым Пожарским, что Отечество спасет, если Васенька правильно дернется. У каждого, как у того державинского героя, "была его душа, наставник и свидетель..." Правда, свидетельствуют они в основном о собственной непогрешимости и Васенькиной дремучести.
А Васенька? О, Васенька – это тот самый "милый ребенок" по Горькому. Глазки – блюдца, улыбка – Джоконды после удачного дня. Он всем кивает, со всеми соглашается. Тетушке обещает кулич и покаяние. Светозару – разрыв шаблонов (как раз вчера старые джинсы порвал). Гуру дзена шлет смайлик с лотосом (и тихо блокирует). Профессору клянется осмыслить наследие (как только досмотрит сериал).
И пока эти самозваные Пожарские бьются за его душу, мня, что куют из него спасителя нации (или хотя бы платежеспособного клиента), Васенька плетет свою паутину. Из тетушкиных советов он выуживает рецепт отменных блинов. Из Светозаровых речей – пару модных словечек, чтобы блеснуть на корпоративе. У гуру дзена подсматривает технику "невозмутимое лицо, когда начальник орет". А монографию профессора использует как отличную подставку под кофе.
Потому что когда тебя одновременно тянут в Рязань, в крипту, в нирвану и в земство, единственное, что можно спасти – это собственное чувство юмора и здоровый цинизм. И Васенька, этот хитрец с ангельским личиком, спасает их виртуозно. Ведь пока Пожарские спорят, чья стратегия вернее, кто-то должен и хозяйство вести, и кофе пить с комфортом. А Отечество? Отечество, глядишь, и само как-нибудь спасется. Не Васенькой единым.
Итак, наши пламенные Пожарские, каждый со своим рецептом спасения Отечества через Васеньку, обступают его, как пчелы – нектар. Только вот Васенька – не цветок, а, скажем, очень качественный, гладко отполированный… булыжник.
Тетушка из Рязани, с глазами, полными слез умиления и духовных прозрений (после просмотра очередного сериала про святых старцев), пытается разжечь в Васеньке огонь веры. Она ему и про благодать, и про смирение, и про то, как важно ощущать единство с космосом через правильное заваривание иван-чая. Васенька слушает, кивает, и даже начинает чуть тише чавкать за столом. Тетушка ликует: "Вот! Нравственно растет! Скоро и до духовности дозреет!" А Васенька просто понял, что так меньше крошек на скатерть падает, и тетушка быстрее отвяжется с чаем.
Светозар (бывший Толик), бизнес-коуч просветления, пытается инициировать Васеньку в высшие сферы финансовой нирваны. Он ему про потоки, энергии денег, про то, как визуализировать миллион, чтобы он материализовался. Васенька, старательно выпучив глаза, пытается визуализировать. В итоге, научился неплохо считать сдачу в магазине и перестал покупать лотерейные билеты. Светозар гордо заявляет: "Первые шаги к осознанности сделаны! Искра зажглась!" А Васенька просто понял, что экономия – вещь полезная.
Интернет-гуру дзена, вещающий из съемной однушки на окраине Мытищ, наставляет Васеньку на путь истинного неделания. "Будь здесь и сейчас, Вася! Отпусти эго! Слейся с вечностью!" Васенька, пытаясь слиться, пару раз чуть не уснул на рабочем совещании. Зато стал меньше нервничать в пробках – какой смысл, если все тлен? Гуру удовлетворенно хмыкает: "Просветление близко! Он почти достиг пустоты!" А Васенька просто открыл для себя аудиокниги.
Профессор Пышномыслов, с томиком Бердяева наперевес, пытается вложить в Васенькину голову всю глубину русской философской мысли, надеясь пробудить в нем "духовный архетип нации". Васенька честно пытается читать, но лучше всего у него получается использовать толстые фолианты как подставку для ноутбука, чтобы шея не затекала. Профессор вздыхает: "Тернист путь к самосознанию, но он хотя бы стремится!" А Васенька просто нашел удобный лайфхак.
И вот они, наши "спасители", мечут бисер своей "духовности" перед… ну, не совсем свиньей, конечно, а скорее перед очень практичным и приземленным существом. Они пытаются зажечь в нем духовное пламя, не замечая, что у них самих в лучшем случае – спичка, отсыревшая от собственной важности. Они путают элементарную воспитанность, которую, да, можно привить примером и наставлением (Васенька стал вежливее, аккуратнее, чуть расчетливее), с тем глубинным горением, которое либо есть, либо его нет.
Как дефектолог не научит высшей математике того, у кого нет к ней способностей, так и наши Пожарские не сделают из Васеньки пророка или святого. Они могут отшлифовать его "человеческое измерение", сделать его чуть более приятным в общении членом общества. Но зажечь искру? Увольте. Для этого нужен, во-первых, материал, способный воспламениться, а во-вторых, настоящий огонь, а не дым от самомнения.
А Васенька? А Васенька, глядя на все эти потуги, тихонько улыбается своей милой детской улыбкой и думает: "Какие же они все... забавные. И главное, каждый уверен, что именно его фонарик – это солнце". И продолжает жить своей жизнью, становясь чуть лучше в бытовом плане, благодаря этим неугомонным, но таким предсказуемым "наставникам". И кто тут хитрее – еще большой вопрос. Ведь Васенька, не имея духовной искры, прекрасно обходится без лишних терзаний, в отличие от своих вечно "пылающих" (или думающих, что пылают) учителей.


Рецензии