Вечерний киносеанс 7
Софи обращается ко мне за помощью в освоении предмета. Соглашаюсь, мне это любопытно.
Берем ноутбук и устраиваемся на диване, включаем первую лекцию.
Из угла в центр экрана «выезжает» педагог. Вид у него подозрительно не спортивный: одет в джинсы, рубашку и пиджак; сам худой и бледный, как будто днями и ночами сидит за компьютером. В титрах значится: «Егор Сергеевич Спартанцев, спикер». “Привет, ребята, — здоровается он без особого энтузиазма. «Физкультпривет!», — отвечает Соня виртуальному учителю.
Лекция началась с заявления о том, что физическая культура – часть общей культуры человека. И каждый образованный человек обязан разбираться в ней так же хорошо, как в литературе живописи, музыке и театре. Видеоряд служил весомым доводом. На экране возник слайд с изображением древнегреческого «Дискобола», за которым последовали фотографии парковых скульптур «Метательниц ядра»…
София презрительно скривила нос. Пора спасать положение. В моей голове начали переворачиваться глянцевые страницы альбомов по искусству и замелькали слайды каталогов художественных галерей и частных коллекций. «Запустился» поиск нужных изображений. Первыми явились кокетливые дамы и их спутники из «Партии в крокет» Мане, за ними нарисовались кубические «Игроки в шахматы» Робертса, а следом на поле моего воображения выбежали игроки в «Футбол» Дейнеки. Я отыскала в интернете репродукции этих произведений и показала Софии. Девушка настолько заинтересовалась, что пожелала углубиться в изучение вопроса, задействовав передовой инструмент — чат GPT. По запросу «Спорт в произведениях искусства» нейросеть сходу ошарашила нас сообщением о том, что стоимость трансферов именитых спортивных игроков соперничает с ценой шедевров прославленных живописцев. К примеру, покупка Зинедина обошлась «Реал Мадриду» в пятьдесят три миллиона долларов, в то время, как одно из полотен Ван Гога ушло с аукциона за сопоставимую цену.
В следующую секунду искусственный интеллект (ИИ) обогатил культурное наследие человечества, выдав примеры «произведений», отражающих спорт в искусстве. Скрестив австрийского мастера ар-нуво с его однофамильцем, немецким футболистом Карстеном Климтом, нейросеть приписала авторству Густава Климта не существующую картину «Вратарь». Полотно «Убийца» Эдварда Мунка вольно назвала «Бегун». После чего совсем расшалилась и выдала фигурку Леонардо, лидера «черепашек-ниндзя», вооруженную парными катанами, с подписью: Леонардо да Винчи, «Битва при Ангьяри». В финале на поклон вышли главные действующие лица балета «Спартак» с совершенными телами, обтянутыми трико, и лицами действующих игроков одноименного хоккейного клуба.
Да… пожалуй, искусственному интеллекту самому еще учиться и учиться, но креативности уже не занимать.
«Однако мы увлеклись , — очнулась я, — время идет, а впереди еще две темы. Переходим к следующей лекции!»
На экране снова возникает наш друг-физрук и безапелляционно заявляет: «Человеческий организм не является суммой его частей». И безо всяких пояснений переходит к обсуждению важности физических упражнений и развития выносливости. София останавливает трансляцию и просит растолковать тезис. Мне на помощь приходит образное мышление: «Давай сравним человека с оркестром: каждый орган музыкальный инструмент. Вспомни, как в опере мы заглядывали в оркестровую яму, когда оркестр настраивался; делала ужасную гримасу и закрывала уши ладошками, не в состоянии выносить адской какофонии. Но когда мы заняли места, погас свет, и дирижер взмахнул палочкой, музыканты заиграли увертюру и их партии сложились в божественную мелодию, ласкающую твой музыкальный слух. Каждый инструмент был слышен в оркестре, но все звуки слились в гармонии, в единстве ритма.
Организм, как оркестр. Слаженность в работе и взаимодействии его органов и систем продуцируют здоровье, поломки и разлад вызывают состояние болезни. Итак, мы смотрим на человека как на целое, а не просто на сумму отдельных частей. К слову, в результате взаимодействия отдельных элементов и их объединения в целостную систему, у нее появляются качественно новые характеристики. Философы называют это эмерджентностью (от английского emergence — возникновение, появление)»
Здесь я упомянула о холистическом подходе — философской концепции, которая утверждает, что системы и их свойства следует рассматривать как целостные и неразрывные. И немного рассказала Соне о разнице западной и восточной медицины.
Западная традиция врачевания рассматривает и лечит каждый орган в отдельности. Возникает эдакая «расчлененка». Медицинские направления именуются в соответствии с латинскими названиям органов, которые исследуют и лечат: пульманология, кардиология, гастроэнтерология… А в разговорной речи мы называем профильных врачей: «глазник», «ухогорлонос». Зачастую врачи западной школы «одно лечат, а другое калечат». Например, таблетки от головной боли при длительном приеме пагубно влияют на пищеварительный тракт.
В восточной медицине человек видится целостным, а здоровье рассматривается как гармония тела, ума и духа. В традиционной китайской медицине и индийской Аюрведе человек воспринимается как часть природы и вселенной, где всё взаимосвязано и должно находиться в гармонии.
«Интересно», — резюмирует Соня, и мы переходим к третьей лекции.
Она оказалась скучной и лишенной практической пользы. Спартанцев выглядел заторможенным; как будто и впрямь немного «с приветом»; заплетающимся языком он обьяснял биомеханику бега и прыжков в длину: какие мышцы работают, как ставить стопу, как отталкиваться…
Вспомнилось, как в девять лет я оставила занятия фигурным катанием — хроническая пневмония не позволила серьезно заниматься спортом. За пару лет меня вылечили, однако возвращаться в спортивную школу было поздно. Любовь к фигурному катанию осталась, и я пыталась заниматься самостоятельно. В обширной домашней библиотеке отыскался самоучитель по фигурному катанию, и я усердно пыталась разучивать по нему элементы. Поверьте, тщетно — занятие принесло не больше практической пользы, чем просмотр телетрансляций с выступлениями фигуристов. Так и не смогла я самостоятельно освоить красивые элементы.
Будучи совсем взрослой, я взяла несколько уроков у профессиональной фигуристки. И та моментально научила меня выполнять заветную «тройку» и вращения, объяснив, какой должен быть замах рукой и поворот плечом, куда и в какой момент переносить вес. Все пошло как по маслу.
Биомеханика безусловно важна! Но предложенная студентам лекция бесполезна, если не заниматься прыжками в длину под руководством тренера.
Зевая, мы прослушали материал в ускоренном режиме, со спринтерской скоростью Соня сдала тест из сорока вопросов. Ура, финиш!
Можно спать спокойно. Софии — с удовлетворением от очередной «победы», мне — с чувством выполненного родительского долга и пониманием того, что ни учебные заведения, ни искусственный интеллект не идут ни в какое сравнение с семейным обучением.
P.S. По образованию я — философ. Хорошо известно, что физика выросла из философии, поэтому тот факт, что я восемнадцать лет прожила в браке с физиком, находили закономерным. Напротив, мой последующий союз со спортивным тренером, преподавателем физкультуры, который продлился одиннадцать лет, многие считали мезальянсом. Однако теперь то мы убедились, что и он скрывал в себе сакральный смысл. Спорт способен раскрывать не только физический потенциал, но и ментальный, и даже творческий.
Свидетельство о публикации №225060300024