Солтанмамет - султан Павлодарского Прииртышья

               
               
                "Ни огонь, ни ветер, ни рождение,
                ни смерть не стирают наших добрых
                дел"               
                Будда

               



 Формально он считался султаном улуса казахского рода кипчаков, но фактически был султаном всех казахов Павлодарского Прииртышья, начиная с села Ямышево вплоть до Омска. Большинство, скорее всего и не знают его, хотя он был значимой фигурой периода правления Абылай хана и после его смерти. Его имя стало мне известно благодаря трудам учёного Зиябека Кабулдинова. Посчитал своим долгом рассказать о нём, чтобы в первую очередь узнали павлодарцы весьма интересные факты, которые помогут по новому взглянуть на взаимоотношения с Российской империей. Настоящее его имя Султанмухаммед, в различных источниках называют по-разному Солтанмамет, Султанмемет, султан Мамет, Салтанмамет.  Родился в 1710 году в Туркестане, сын Джангира, внук полководца Каншер Абылая, правнук казахского хана Салкам Жангира, двоюродный брат Абылай хана, потомок Чингисхана. Вообще нам следует гордиться, сам прямой потомок Потрясателя Вселенной Чингисхана был, если говорить современным языком акимом Павлодарского Прииртышья. Это человек, который дважды выдвигался на выборах хана Казахской Орды и оба раза добровольно отказался, один раз в пользу Абылай хана, второй в пользу сына Абылай хана. Никогда ни он, ни его многочисленные сыновья – их было 17, не боролись за власть с Абылай ханом, ни с его потомками. Как вам потомки «Чингизовы», как вам степной адат, степная демократия, в то время разным там «европам» стоило бы поучиться у казахов азам демократических ценностей. В своём материале об Едиле (Атилле) я писал об экспорте степной демократии, многие принципы и каноны степных адатов и уложений были куда более демократичнее законов «цивилизованных» стран. Но да, речь о другом. Потеряв в детстве родителей, Солтанмамет воспитывался у правителя Туркестана Абильмамбета, женатого на его старшей сестре. Ещё в молодые годы был назначен правителем улыса в Прииртышье, кстати, Солтанмамет не присягал русской царице и не принимал подданства ни России, ни Китая. Несколько отвлекусь от разговора о султане, вспомним так называемый «Пыльный поход», который показал, насколько независимы были казахи от центральной власти империи в своих решениях, когда это касалось фундаментальных вопросов народа.
           «Пыльный поход» это своего рода последняя точка в двухсотлетней войне против джунгар (ойратов, калмыков) и поставил эту точку великий Абылайхан при активном содействии своего двоюродного брата султана Прииртышья Солтанмамета. Но обо всём по порядку, ещё во времена Есим хана, часть потерпевших поражение джунгар переселилась, отделившись от основной массы, оставшейся в Джунгарии, на берега реки Волги. Они потеснили ногайцев, башкир и основали своё ханство названное Калмыцким. То есть в тылу у казахов появились кровные враги. Формально это территория Российской империи, как вам такое, чуждый народ, не получив «дозволения», заходит на территорию другого государства и образовывает своё ханство. Это к вопросу о том, что империя контролировала все свои территории. При этом воинственные калмыки вели себя агрессивно по отношению к тюркским народам, осуществляя набеги и грабежи и вытесняя их с нажитых земель. Казахский хан Младшего жуза Абулхаир часто приходил на помощь ногайцам и башкирам и подавлял устремления калмыков. Иначе с какой стати башкиры и ногайцы приглашали бы Абулхаира стать их ханом и править ими.  Со временем, понимая возможное противостояние с казахами, калмыки приняли Российское подданство. На родине же калмыков в Джунгарии, усилиями Цинской империи, государство и народ Джунгарии были практически уничтожены, не стало более чем миллионного воинственного народа. И тогда лидеры волжских калмыков Убачи и Церен в 1770 году  решают вернуться на историческую родину. Но при переходе через Волгу из-за того, что после сильных морозов лёд треснул, часть калмыков, примерно 11 000 семей, не смогли переправиться и остались. Ныне это Калмыцкая автономная республика в составе России, с центром в городе Элиста, число калмыков сейчас приблизительно достигло 350-400 тысяч. Опять же факт, который должен заставить задуматься, народ, «попавший» в подданство России, выжил, сохранил свою самобытность, культуру, веру и вырос численно. А почти миллионный народ Джунгарии (те же калмыки, ойраты), попавший в зависимость Китая, практически полностью уничтожен, остатки ассимилированы (видите разницу? Факты - вещь упрямая). Число переправившихся было значительно больше, чем тех, кто остался и составило около 200 тысяч человек, из них воинское подразделение около 40 тысяч. Главная проблема для калмыков заключалась в том, что им нужно было идти через земли казахов. Они не выходили на контакты с казахами, поскольку скрытно готовились к перекочёвке, смяли кордоны российских отрядов и шли, по пути нападая на мирные ауылы башкир, а затем и казахов. Это стало их трагической ошибкой. Хан Младшего жуза Нуралы нанёс им первое поражение, но это не остановило калмыков. Тогда Абылай хан, собрав с помощью  султана Прииртышья Солтанмамета 50 – тысячное войско, вышел на встречу калмыкам. Вот что писал атаман Волошин в своей депеше: «Султаны Абулфеис, Солтанмамет и другие батыры и султаны Средней Орды нанесли сильный урон калмыкам, 5 тысяч взяли в плен, 5 тысяч погибли от оружия». Со своими отрядами поддержали и хан Младшего жуза Нуралы, султаны Адик и Орус. По большому счёту, участь калмыков была предрешена, но Абылай хан, учитывая геополитическую ситуацию, не хотел уничтожения калмыков. Дальновидный и прозорливый хан казахов считал, что возвращение калмыков в Джунгарию полезно для Казахского ханства, это своего рода буфер между казахами и китайцами,  козырь в борьбе с более сильным врагом, который он неоднократно использовал до этого.  Один из героев войны с джунгарами Баян батыр, кстати, уроженец нашей области из рода Уак говорил Аблайхану: «Калмыки обманут, они обманули китайцев, обманули русских, обманут и нас». Но игра стоила свеч, и Абылайхан начал переговоры с калмыками. Увы, собственная глупость и коварство погубили калмыков, усыпив бдительность казахов, они вновь атаковали кордоны, выставленные на пути, смяли их и ушли. Но недалёко, трагическая ошибка лидеров калмыцкого народа предопределила их уничтожение. Иного и не могло быть, вряд ли сам Абылайхан мог удержать казахских воинов, слишком много крови и страданий принесли нашему народу джунгары за 200 лет войны, и коварство врага лишь усугубило ситуацию. Лишь небольшая часть калмыков из 200 тысяч, не более 10 тысяч просочились в Джунгарию, печально и фатально для народа воина, народа, имевшего доблесть и воинскую отвагу, врага, которого стоило уважать, и который заслужил право на свою Родину. Конечно, не всех калмыков уничтожали, никто не трогал женщин, детей и стариков, они растворились в среде казахского народа. Увезённые по разным улысам огромной страны, они влились в кочевое сообщество и стали его полноправными членами. Один пример, внук Абылай хана, последний единый казахский хан, легендарный Кенесары и его младший брат, рождённый матерью калмычкой, батыр казахского народа Наурызбай, сложил свою голову вместе со своим братом и ханом Кенесары, сражённые подлостью киргизских манапов. И сколько ныне казахов, рождённых в своё время матерями калмычками, нам и не счесть. Я рассказал вам лишь маленький эпизод из истории взаимоотношений Российской империи и её, так называемых поданных народов. Подданство было, и никто это не отрицает, но у наших народов разное понимание подданства. В вопросах, имеющих принципиальное, национальное значение, Казахские ханы и султаны вели себя и решали всё самостоятельно и не спрашивали разрешения ни у кого, кроме как у своего народа! И в случае с калмыками, и в случае, когда  отбивали агрессию Джунгарии, и когда разбили две армии Китайской империи Цин, вторгшиеся на земли казахов. Самостоятельно, жёстко и бескомпромиссно! И плечом к плечу с ханом казахов Абылаем стояли не только верховные правители жузов, но и султаны каждого казахского улыса, в том числе и нашего Прииртышья. А власть способна на такое, когда уважаема народом и поддерживается героями народа её батырами. Есть ли у нас такая власть сейчас? Пойдёт ли ныне народ за своими нынешними султанами, которые, придя к власти, заняты набиванием своей и без того немалой мошны. Воровство государственной казны стало приоритетом их деятельности, а в период «брожения» народа», они не в состоянии выйти к нему, поскольку их никто не слушает, ибо все понимают, кому или чему они служат. Я сам был свидетелем, когда в кровавый Кантар, вышедших представителей, власть имущих и наших духовных «поводырей» имамов освистывал и изгонял народ с трибун. Печальная истина нашего нынешнего бытия,  увы, мы находимся в периоде безвременья, когда в стране практически нет моральных авторитетов, к которым прислушивался бы народ. За тридцать лет «назарбаевщины» была практически «зачищена» нива, которая родит элиты достойные уважения. Кого уничтожили физически, кого изгнали, кого купили и создали систему, при которой продвижение на верх не подвластно людям честным и нравственно богатым. Признаком ума и таланта стала способность встроиться в систему подхалимства и лизоблюдства. Вряд ли они  помнят слова великиго Омара Хайама: « /Лучше впасть в нищету, голодать или красть,/ Чем в число блюдолизов презренных попасть,/ Лучше кости глодать, чем прельстится сластями,/ За столом у мерзавцев, имеющих власть/.  Я не склонен всех грести под одну гребёнку, но давайте будем честны друг перед другом, большинство приняли эти «правила игры», встроились в эту систему, кто становится её активным актором, кто-то молчаливым пособником, кто «тырит по мелочи», кто-то готов ради этой системы рвать жилы, поскольку никак не насытится. А у народа умирает вера в справедливость, и он начинает тихо «закипать», не знаю как вы, а я на подсознании чувствую эту температуру. И тогда народ может на всё «плюнуть». Как сказал, опять же Омар Хайям: «/Если мельницу, баню, дворец,/ Получает в подарок дурак и подлец,/ А достойный идёт в кабалу из за хлеба,/ Я плевал на твою справедливость, Творец/. И что может быть, если народ вдруг на всё «плюнет», мы знаем из своей же истории. Не дай, Всевышний, этого моей стране. Что станет очередным триггером пробуждения народа, мне не известно, но то, что оно неминуемо, в этом у меня нет никаких сомнений.  Лишь бы Всевышний дал мне возможность быть рядом со своим народом.
                Но вернёмся к султану, будучи ещё молодым, он назначается властителем улыса на территории нынешней Павлодарской области и энергично приступает к работе, главным из которых была защита интересов казахов вверенного ему народа. Генерал  И. Неплюев бывший Оренбургским губернатором с 1742 -1758 годы пишет: «В бытность при Орской крепости приезжал ко мне Средней Орды Салтанбет салтан (искажение по стилистике языка, обычное в те времена) свои улысы имеючи». Приезжал султан по вопросам не воспрепятствования казахам кочевать по правому берегу р. Иртыш. В те годы действовали указы императрицы Елизаветы о недопущении перекочёвки киргиз кайсаков(казахов) на правую сторону Иртыша. Султан решил эти вопросы принципиально и довольно жёстко. Из письма Солтанмамета губернатору: «При том покорно просим, как зима наступит, чтоб за реку Иртыш дозволения дать зимовать. И тогда у нас между собой гораздо будет соседства и дружелюбия. А состоящие по Иртышской линии в крепости и форпостах нас не допускают зимовать, мы на них случаем гневаемся!» Подтекст письма понятен, ни надо быть для этого семи пядей во лбу. Когда это не помогло, последовал более жёсткий стиль, фактически ультиматум: «Если не дадут за реку Иртыш дозволения дать зимовать… тогда из крепости людей никого не выпустят и сено всё огнём пожгут и воды из Иртыша не дадут». Согласитесь так «подданные» не разговаривают с сюзереном, так разговаривают равные с равными. В своё время нас казахов на союз с Россией подвигла не только изнурительная война с Джунгарией, кстати, Российская империя вела в той войне двойную политику и поддерживала поставками вооружений наших врагов, но будем честны, и казахских батыров и султанов тоже. Нас подвигла тенью встающая за спинами джунгар китайская империя, экспансионистские устремления которых существуют тысячелетия ещё со времён наших доблестных предков, со времён основателя гуннской империи кагана Моде. Мы никогда не забудем, как китайцы уничтожили, стёрли с лица земли джунгарский (ойратский) народ, будучи самыми страшными нашими врагами, они не заслужили этого. Помните это, казахи!  Именно позиция султана Прииртышья в конечном итоге привела к тому, что появились указы, которые снимали этот вопрос с повестки дня. Авторитет султана был незыблем в среде казахского народа. Да и перед царской администрацией, потому что, чтобы построить Ямышевскую и Корякровскую крепости, разрешение султана было необходимо, не с точки зрения юридической, а с точки зрения фактической. Султан, который за короткое время поставил «в штыки» пятидесятитысячное войско по поручению Абылайхана, стёр бы с лица земли любую крепость со своим регулярным отрядом численность до трёх тысяч сарбазов. Из рапорта командира Сибирского корпуса генерал майора А. Скалона в коллегию иностранных дел от 16 апреля 1776 года: «Определённо Салтанмамет султану построить Ямышевскую дистанцию на самом линейном тракте от форпоста Коряковский до половинного маяка, где он своё кочевье с давних лет по зимам имеет».  В подтверждение того, кто кому отдавал распоряжения, из письма султана А. Скалону от 24 июня 1776 года: «Пришлите ко  мне людей десять человек с косами, для поставки сена с Коряковского форпоста». Солтанмамет был не только наделённый властными полномочиями человек, но и успешный предприниматель того времени, он владел большим количеством скота, ни каждый предприниматель нынешнего времени может похвастаться таким поголовьем. Комендант Ямышевской крепости майор Ф. Шахов пишет: «У Солтанмамета 20 000 голов лошадей при ста табунщиках». О степени его влияния на царскую власть говорит тот факт, что султан был среди пяти представителей власти Казахской Орды, которым в 1756 году направили грамоты о вступлении на российский престол императрицы Екатерины II. В их числе Абылай хан Средний жуз, Нуралы хан Младший жуз, Ергали правитель кереев, Айшуак султан, Солтанмемет султан. До конца жизни Абылайхана, то есть до 1781 года Солтанмамет оставался его главной опорой и советником. О том, что это сильно беспокоило царскую власть, говорит тот факт, что она пристально следила за ними и вынашивала планы ареста султана. Более того, в их голову приходили крамольные мысли о подлости в отношении самого Абылайхана, бывшего к тому времени единым ханом Казахской Орды. Из письма командира Сибирского корпуса Н.Г. Огарёва: «Солтанмамет всегда окружён свитой  в 3000 воинов, невозможно арестовать, Абылайхана вызвать в Петербург и арестовать».  Бравому вояке и в голову не приходило, что это было бы началом беспощадной войны и вряд ли уцелела бы хотя бы одна крепость или форпост России на территории Казахской Орды. Возьмём для примера  Коряковский форпост, начальная численность 48 солдат, затем была увеличена, Оренбурский казачий корпус составлял тысячу человек, Сибирский военный корпус составлял со всеми чинами 15 тысяч человек. У одного султана Солтанмамета постоянно действующего отряда было достаточно решить проблему со всеми форпостами на линейной линии и в короткие сроки он мобилизовал бы, как в случае с «Пыльным походом» 50-тысячное войско. Но благо, решения принимаются не бравыми генералами и в Коллегии иностранных дел сидели грамотные специалисты, которые открывали глаза и давали объективную информацию царской администрации. Система управления в казахских улысах работала слаженно и в случае войны мобилизация была бы практически мгновенной, это касалось не только улыса Солтанмамета, это было по всей стране. И во главе стояли султаны, понюхавшие порох войны и авторитетные среди народа. Двухсотлетняя война с джунгарами многому научила  и как вооружённые  до зубов, два китайских корпуса численностью 20 тысяч солдат, западная под командованием генерала Дарданы и восточная под командованием  генерала Хадалы, вторгшиеся на территорию Казахской Орды, были втянуты в степи и практически уничтожены казахскими отрядами во главе с легендарными батырами Богенбаем, Олжабаем, кстати, уроженцем Прииртышья, Кожабергеном и другими - факт исторический. В Китай вернулись около 3-х тысяч солдат, генералы на родине попали в опалу, это были события 1756 года. В истории уроки, как говорится «не буди лиха, пока оно тихо». Сейчас тоже хватает среди военной и политической элиты Китая и России «экспансионистских» настроений, учитывая численное и военно-техническое превосходство, многих из них «заносит на тропу войны». Необходимо холодным душем окатывать таких идеологов, чтобы они понимали, к чему может это привести. Казахи тысячелетия ни кукурузу на поле охраняли и в кровавых войнах отстояли своё право на родные земли и отстоят ещё, если это потребуется. Ни всё и не всегда решается превосходством оружия и количеством солдат. Тем более, что вместе с Россией мы не на одной войне сражались вместе в одних окопах и имена многих героев для нас общие. Мы-то это знаем, важно, чтобы это сохранилось в памяти наших потомков. Мы же казахи должны помнить, что у нас не всегда правили проворовавшиеся акимчики и «болашаковские бишимбаевы». Были такие как Солтанмамет султан, всю свою жизнь посвятившие служению Родине. В 1781 году после смерти великого казахского хана Абылая, ему вновь предложат участвовать в выборах хана Казахской Орды, но он откажется, сославшись на возраст и будет поддерживать сына Абылая и его 17 сыновей пронесут эту преданность через свою жизнь, и всё это во имя народа и Родины. В 1794 году он умрёт в своей усадьбе в районе нынешнего Кенжеколя (совхоз - техникум), в  вверенном ему улысе Павлодарского Прииртышья. Увы, мы не знаем, где он похоронен, есть две версии: по одной он похоронен в мавзолее Хаджи Ахмета Ясави, по другой - в Павлодаре, но люди, которые помнят его имя, воссоздали его усадьбу в Кенжеколе.  Финанисирование проекта обеспечили меценаты и потомки Солтанмамета из рода торе чингизидов. Сыновья Солтанмамета оставили достойный след в истории своего народа, управляя улысами: Урус султан - басентийской волостью, Иман – курлеуткипчакской, Тортан – жарымбеткипчакской, Укибай, Ботагоз, Матан, Культай, Кульшык, Караш, Шапир другими волостями. Как говорится: яблоко от яблони не далеко падает, отец им передал своё главное кредо жизни - служение отечеству, и они были достойны его памяти. Ф. Ницше сказал: «…высшее, чего может достигнуть человек, есть героический жизненный путь. Таким путём идёт тот, кто в какой-либо области и в каком-либо деле борется с чрезмерными трудностями за какое-либо общее благо и в заключении побеждает, но при этом плохо или совсем не вознаграждается». Самое малое вознаграждение, которое мы можем теперь сделать, это память об этом легендарном султане и я своим небольшим вкладом склоняю перед ним и его потомками свою голову, покойся с миром, султан Солтанмамет, достойный сын своего народа.

               


Рецензии