13. 3 Типология характеров по А. Е. Личко

Классификация А.Е. Личко построена на основе наблюдений за подростками.

«Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.  Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребёнка особенности его характера, проявившегося в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчётливо (особенно если возникает заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

1 ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП. Подросток этого типа отличается подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошие, приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникают  конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.


2 ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3 ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП. Этот тип крайне изменчив в настроении, причём оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например, кем-то случайно обронённое слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьёзных неприятностей и неудач».  Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцениваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4  АСТЕНОНЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5 СЕНЗИТИВНЫЙ ТИП. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только  с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают  общению с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений – со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7 ШИЗОИДНЫЙ ТИП. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда поняты для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8 ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А.Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над безпомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жестокие, почти террористические порядки, причём их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или страхе. В условиях жестокого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определённых преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9 ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позёрству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становиться стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10 НЕУСТОЧИВЫЙ ТИП.  Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причём без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьёзные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своём будущем.

11. КОНФОРМНЫЙ ТИП. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его  в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдёт «моральное»» оправдание своему поступку, причём нередко даже не одно.

К приведённой классификации характеров, предложенной А. Е. Личко, следует относиться так же, как и к классификации Э. Кречмера. Она также построена на основе результатов наблюдений и их обобщения и в этом смысле не является научно точной (по современным представлениям). Возникает вопрос, на который различные классификаторы до сих пор не нашли удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть – до половины всех людей».

                Возможно, нужна новая классификация характеров, учитывающая не только внешнее его проявление, но и внутренние мотивы этих проявлений.

                С чем связано такое строение психики подростков. Не является ли оно зависимо от отношения к ним родителей в их младенчестве? Является ли эти особенности в психике человека особым путём развития сознания или исправления нежелательных качеств души человека, приобретённых в прошлых жизнях? Возможно, таким образом, в нашем физическом мире проявляются определённые сущности мира чувств. Чувства проявляются в отношениях между людьми. Идеи проявляются в деятельности людей.

 Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 345).


Рецензии