Как Пётр Первый создавал Российскую академию наук

8 февраля 2024 года Российской академии наук исполнилось 300 лет. Она была создана по распоряжению Петра Первого указом Правительственного сената от 28 января (8 февраля) 1724 года под названием: Императорская академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Впоследствии она неоднократно переименовывалась: с 1836 года называлась Императорской Санкт-Петербургской академией наук, с июля 1917 года – Российской академией наук, с июля 1925 года – Академией наук СССР, с декабря 1991 года – Российской академией наук.

К моменту создания Академии наук в мире шло интенсивное накопление достоверных данных о природе, основанных на экспериментах и математических методах. Развитие промышленности, транспорта, горнорудного дела, торговли, культуры,  да и сама жизнь требовали развития науки для использования её результатов в разных областях человеческой деятельности. Образование Академии наук было важной составляющей кардинального обновления  страны,  проводимого Петром Первым. Он стремился преодолеть отставание  России от передовых стран, укрепить российское государство и вовлечь его в общемировой процесс промышленного, научного и культурного развития.  Им было организовано интенсивное строительство новых фабрик и заводов, он издал несколько указов об организации просвещения и специального образования.

Как и при реализации других грандиозных проектов,  Пётр Первый основательно подошёл к организации первой в России Академии наук. Изучению опыта работы иностранных академий наук он посвятил несколько зарубежных поездок. Во время поездки во Францию он посетил Сорбонну, обсерваторию, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже, в состав которой  полгода спустя он был принят в качестве иностранного члена за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий,  верфи Голландии.  Изучив организацию и опыт работы этих организаций, Пётр Первый утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов.

Среди западноевропейских  учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий  философ, математик и организатор науки Леонард Лейбниц. Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр Первый назначил его тайным юстиц-советником и поручил опекать научные учреждения. Именно по совету Лейбница он начал создавать Академию  и стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров. В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л.Эйлер, воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д.Бернулли и механик Н.Бернулли.

 По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Во-первых, понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Петр предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны. Во-вторых, академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями. Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные. Торжественное открытие Императорской академии наук и художеств состоялось уже после кончины Петра – 27 декабря 1725 года (7 января 1726 года по новому стилю).

 Первым её президентом стал Лаврентий Блюменпрост, медик по специальности. Начальный состав академии включал только иностранных специалистов. По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев.

Одним из первых российских учёных начал работать в академии вернувшийся в 1742 году из заграничной командировки в Германию  Михайло Ломоносов, впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии  в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии. В 1746 году он выпустил учебник по экспериментальной физике на русском языке, по которому учились несколько поколений студентов. Ломоносов проявил себя, как чрезвычайно разносторонний учёный. Им был открыт закон сохранения массы, впоследствии экспериментально подтверждённый французским учёным Лавуазье. В 1748 году он создал первую в России научно-исследовательскую и учебную лаборатории и построил завод художественного стекла, провёл обширные исследования в области горного дела,  астрономии. Велика его роль в развитии русского языка, он написал и издал учебник «Российская грамматика».

Наибольшее число научных открытий было сделано отечественными учёными в советское время в разных отраслях науки, в первую очередь в области физики, что в значительной мере обеспечило паритет нашей страны в создании  ядерного и ракетного оружия в противостоянии с потенциальными противниками.
 
Наша страна подарила миру немало научных открытий, сделанных отечественными учёными, многие из них стали Нобелевскими лауреатами. Среди них десять учёных за выдающиеся открытия в области физики, в том числе: П.Я Черенков, И.Е.Тамм, И.М.Франк, Л.Д.Ландау, Н.Г.Басов, А.М.Прохоров, П.Л.Капица, А.А.Абрикосов, В.Л.Гинзбург, Ж.И.Алфёров. Лауреатами по физиологии и медицине стали И.П.Павлов и И.И.Мечников, в области химии - Н.Н.Семёнов, экономики - Л.В.Канторович.  Это звание было присвоено также пяти нашим поэтам и писателям: И.А.Бунину, Б.А.Пастернаку, М.А.Шолохову, А.И.Солженицыну и И.А.Бродскому. Кроме того, в числе Нобелевских лауреатов находится несколько десятков учёных, выходцев из России, сделавших свои выдающиеся открытия после выезда из страны, работая  в известных зарубежных научных организациях.   

В настоящее время Российская академия наук насчитывает 932 члена. К сожалению, несмотря на свою многочисленность, она не может похвастаться своими достижениями, низка результативность её работы. В течение многих последних лет её членам не присуждались Нобелевские премии. Причин, по моему мнению, немало: тут и издержки высшего образования, невнимание к фундаментальным исследованиям, недофинансирование, приведшее к отставанию экспериментальной базы, резкому сокращению притока молодых научных кадров и оттоку перспективных учёных за рубеж. Не продумана и система выборов в Академию, когда в числе академиков оказываются лица, не имеющие достаточного для такого звания научного уровня.

В статье использованы некоторые материалы из публикаций Интернета.


Рецензии
Последний абзац сильно расстроил.Много причин того,что наука у нас в загоне,ипервая из них финансирование по остаточному принципу.Обидно.С искренним уважением Георг.

Георг Андреев   10.11.2025 17:39     Заявить о нарушении
Георг, я разделяю ваши чувства. С Уважением и пожеланием благополучия Вам и вашим близким.

Александр Смирнов 83   11.11.2025 00:32   Заявить о нарушении
К сожелению,вы вспомнили всех немцев,но забыли главного "идеолога" в создании академии.
Российская академия наук была основана по указу Петра I 28 января (8 февраля) 1724 года. Значительный вклад в ее создание внес Феофан Прокопович, как соратник Петра I. Он был поборником светского образования, писал тексты для царских указов и программные документы, в том числе для развития науки и образования, и способствовал распространению знаний в России.
Создание Российской академии наук
Императорский указ: Академия была учреждена по распоряжению Петра I указом правительствующего Сената 28 января (8 февраля) 1724 года.
Цель: Создание академии было частью петровских реформ, направленных на модернизацию России, развитие науки и образования по европейскому образцу.
Вклад Феофана Прокоповича
Ближайший сподвижник Петра I: Феофан Прокопович был выдающимся государственным деятелем, богословом, публицистом и учёным-энциклопедистом, который поддерживал и продвигал идеи Петра I.
Распространение знаний: Он был сторонником распространения не только духовных, но и светских знаний. По поручению царя он писал предисловия и толкования к переводам иностранных книг, а также учебники и другие научные и политические трактаты.
Поддержка научных инициатив: Как один из ближайших соратников Петра I, Прокопович принимал активное участие в разработке программ и документов, связанных с развитием образования и науки, что напрямую способствовало созданию Академии.
Опять же:Московский университет был основан 12 (23) января 1755 года по указу императрицы Елизаветы Петровны на основе проекта М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова. Вклад Киево-Могилянской академии в это событие косвенно проявляется через влияние на систему образования в Российской империи: многие из ученых и деятелей, участвовавших в создании Московского университета, были связаны с киевской образовательной традицией, а выпускники академии стали основой для развития русской науки и образования.
Создание Московского университета
Инициатива: Зародилась благодаря инициативе И.И. Шувалова и М.В. Ломоносова, которые разработали проект университета.

Вклад Киево-Могилянской академии
Системный вклад: Киево-Могилянская академия была старейшим и наиболее развитым высшим учебным заведением Российской империи, оказавшим огромное влияние на образование в стране.
Кадровый потенциал: Многие преподаватели и учёные, сыгравшие ключевую роль в развитии московского образования, были выпускниками Киево-Могилянской академии. Например, сам Ломоносов проходил обучение в Киево-Могилянской академии и в Санкт-Петербурге, а затем в университетах Европы, и был одним из основателей нового научного направления в России.
Распространение знаний: Преподаватели и выпускники Киевской академии, а также других университетов, стали основой для создания сети университетов в Российской империи, в том числе и в Москве.
Научное развитие: Ломоносов и его сторонники стремились создать в России новый центр науки и образования, способный конкурировать с западноевропейскими университетами, и их деятельность была основана на научном и образовательном опыте, накопленном в Киево-Могилянской академии.
Это важная информация,я думаю.

Павел Суровой   23.11.2025 14:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.