006 А. Везалий 1514-1564 гг

Средневекового врача Андреаса Везалия называли основоположником современной анатомии. Одним из первых он стал изучать человеческий организм путем вскрытий. Все позднейшие находки часто основываются на созданной им анатомической базе данных.

Отец Андреаса был аптекарем принцессы Маргариты, правительницы Нидерландов. Андреас рос среди врачей, часто посещавших дом его отца. У них в доме была богатая библиотека медицинских трактатов, собираемых в семье и переходивших из поколения в поколение. В 16-летнем возрасте он поступил в Лувенский университет, где изучал древние языки — греческий и латинский, а также математику и риторику. Неудовлетворенный преподаванием, в 1531 году АНдреас перешел в Педагогический коллеж, где усовершенствовал свои знания древних языков и арабского.

У Везалия рано возник интерес к анатомии. В свободное от университетских занятий время он с огромным увлечением вскрывал и тщательно препарировал домашних животных. Эта страсть не осталась незамеченной: врач и друг отца Андреаса Николай Флорен порекомендовал ему обучаться медицине, и только в Париже. В 1533 году Андреас отправляется изучать медицину в Париж. Здесь три-четыре года он занимается анатомией, слушает лекции итальянских врачей Сильвия и Жака Дюбуа. Везалий также посещал лекции «современного Галена», как называли лучшего врача Европы Фернеля, лейб-медика Екатерины Медичи.

Увлечение анатомией требовало практики на человеческом материале. Везалию для анатомических исследований необходимы были трупы умерших людей. Но с этим вопросом в то время были большие сложности. Это занятие, как известно, никогда не считалось богоугодным делом, против него традиционно восставала церковь. Увлеченный страстью научного исследования, Везалий отправлялся ночью один на кладбище, где разрывал могилы, доставал и вскрывал трупы.

В 1376 году в знаменитом университете Монпелье, где анатомия являлась профилирующим предметом, врачи получили разрешение от Людовика Анжуйского ежегодно анатомировать один труп казненного преступника. Для развития анатомии и медицины это разрешение было крайне важным актом. Впоследствии оно было подтверждено и Карлом VIII, который издал в 1496 году грамоту, в которой сказано, что доктора Монпельеского факультета имеют право «брать ежегодно один труп из тех, которые будут казнены».

Проучившись более трех лет в Париже, в 1536 году Везалий возвращается в Лувен, где продолжает заниматься любимым делом вместе с другом Г. Фризием. Свой первый связанный скелет Везалий изготовил с большими трудностями. Вдвоем с Фризием они похищали трупы казненных, иногда извлекая их по частям, взбираясь с опасностью для жизни на виселицы. Ночью они прятали части тела в придорожных кустах, а затем доставляли домой, где обрезали мягкие ткани и вываривали кости. Все это надо было делать в глубочайшей тайне. Другое отношение было к производству официальных вскрытий. Им бургомистр Лувена Адриан оф Блеген не препятствовал, он покровительствовал студентам-медикам и считал необходимым способствовать их обучению.

Случилось так, что Везалий вступил в спор с преподавателем Лувенского университета Дривером (1504—1554) о том, как лучше производить кровопускание. По этому вопросу сложилось два противоположных мнения: Гиппократ и Гален учили, что кровопускание надо производить со стороны больного органа, арабы и Авиценна предлагали его делать с противоположной стороны от больного органа. Дривер высказался в поддержку Авиценны, Везалий — Гиппократа и Галена. Дривер возмутился дерзостью начинающего врача и резко ответил ему и с тех пор стал неприязненно относиться к Везалию. Везалий понял, что продолжать работать в Лувене ему будет трудно.

Он стал думать, куда лучше перебраться. Но подходящее место ему найти было нелегко. В Испании церковь была всемогуща; прикосновение ножа к трупу человека считалось осквернением умершего и было совершенно невозможно; в Бельгии и во Франции вскрытие трупов было делом весьма затруднительным. Везалий решил отправиться в Венецианскую республику, привлеченный возможностью получить там больше свободы для вскрытий. Университет в Падуе, основанный в 1222 году, стал подвластен Венеции в 1440 году и там царила большая свобода. На торжественном собрании медицинского факультета Падуанского университета 5 декабря 1537 года Везалию присудили ученую степень доктора медицины. А после того как Везалий публично продемонстрировал вскрытие, Сенат Венецианской республики назначил его профессором хирургии с обязательством преподавать анатомию. Он сделался профессором в 23-летнем возрасте.

В 1538 году Везалий опубликовал анатомические таблицы — 6 листов рисунков, сделанных учеником Тициана художником С. Калькаром. В том же 1538 году он предпринял переиздание трудов Галена и через год выпустил свои «Письма о кровопускании». Изучая труды своих предшественников, Везалий убедился, что они описывали строение человеческого тела на основании секции органов тела животных, таким образом передавая во многом ошибочные сведения. В течение четырех лет своего нахождения в Падуе Везалий пишет свой объемный труд «О строении человеческого тела» (кн. 1—7), который вышел в Базеле в 1543 году и был богато иллюстрирован. В нем приведено описание строения органов и систем, и указано на многочисленные ошибки предшественников, в т.ч. Галена.

Этот труд Везалия явился началом современной анатомии; в нем впервые в истории анатомии было дано научное описание строения человеческого тела, основанное на экспериментальных исследованиях. Однако, будучи выдающимся анатомом, Везалий полагал, что носителем психического являются «животные духи», которые вырабатываются в желудочках мозга. Похожие взгляды были у Галена, который писал о наличии «психической пневмы» древних. Вместе с тем Везалий первым опроверг ошибочное мнение Галена и других своих предшественников о том, что в сердечной перегородке человека якобы имеются отверстия, через которые кровь переходит из правого желудочка сердца в левый. Он показал, что правый и левый желудочки сердца в постэмбриональный период не сообщаются между собой. Однако из этого открытия, в корне опровергавшего галеновские представления о физиологическом механизме кровообращения, Везалий не сделал правильных выводов, их впоследствии сделал Гарвей.

После опубликования труда «О строении человеческого тела» вокруг Везалия разразилась давно назревавшая буря. Его учитель, Сильвий, преклоняясь перед авторитетом Галена, считал ненормальным в человеческом теле все то, что не согласовалось с описанием или взглядом великого римлянина. Он написал памфлет на Везалия, и эта статья объединила врагов отца анатомии и создала вокруг его имени атмосферу общественного презрения среди консервативного лагеря тогдашних ученых медиков.

В Падуе возникла оппозиция научным взглядам Везалия. Это привело к тому, что доведенный до отчаяния Везалий прекратил свою исследовательскую работу и сжег часть своих рукописей и материалов, собранных для дальнейших трудов. В 1544 году Везалий вынужденно перешел на поприще врачебной деятельности, на службу к Карлу V. Вскоре умер отец Везалия, сыну досталось наследство, и он решил обзавестись семьей. В январе 1545 года в Брюссель прибыл Карл V, и Везалий должен был принять на себя обязанности лечащего врача императора. Карл страдал подагрой и Везалию приходилось прилагать немалые усилия, чтобы облегчить страдания императора. После отречения Карла V, в 1555 году, Везалий перешел на службу к его сыну, Филиппу II. В 1559 году Филипп II со своим двором переехал из Брюсселя в Мадрид, и Везалий с семьей последовал за ним.

В эти годы Везалий подвергся преследованиям со стороны испанской инквизиции. Его обвинили в том, что, препарируя труп, он якобы зарезал живого человека. В конце концов врача-анатома приговорили к смертной казни. И только благодаря заступничеству Филиппа II казнь была заменена паломничеством в Палестину к Гробу Господню. На обратном пути из Палестины, при входе в Коринфский пролив, корабль потерпел крушение, и Везалий был выброшен на небольшой остров Занте, где тяжело заболел и умер 2 октября 1564 года, 50 лет от роду.


Рецензии