Опера, которую хочется услышать еще не один раз! В

 Опера, которую хочется услышать еще не один раз!

"Вильгельм Телль", опера Россини,  концертный зал Мариинского театра,  29 мая  2025 года

"Вильгельм Телль" - редкая гостья на театральной сцене. В Мариинском  театре она ставилась более 150 лет назад (в 1861, 1864, 1867 и 1871 годах) в измененном цензурой виде под названием "Карл Смелый". Слишком уж в опере (и в пьесе Шиллера, положенной в основу либретто) был свободолюбивый сюжет! Так что Мариинский театр возвращает на сцену, почти сразу после "Нормы", еще один оперный шедевр,  каковым является опера "Вильгельм Телль", вершина творчества Россини. И прозвучала она в концертном зале Мариинского театра 29 мая 2025 года  во всем блеске!
Грандиозная опера, совсем не похожая на всё,  что мы знаем у Россини: серьезная, героическая, про борьбу с угнетателями, да еще и либретто на французском языке. Фактически большая французская опера. Действие длится 4 часа! А с антрактами - так все пять!
Музыка невероятной мощи и энергии, на удивление много хоров с неожиданными ритмами, ансамблей с хором, и непривычно немного арий и дуэтов. Эмоциональная музыкальная  палитра оперы огромного диапазона - от пасторальных зарисовок  природы (так и встают перед глазами швейцарские пейзажи с коровами на альпийских лугах, с двухэтажными сказочными домиками, с озерами, обрамленными холмами, горы и долины), картин народного веселья и лирических излияний влюбленных персонажей до сцен разыгравшейся бури, отчаянного противостояния врагам, грозной битвы и торжества победы.
Передать все это симфоническое, музыкально-драматургическое и вокальное многообразие, воплощенное Россини, как всегда, в сложнейших для певцов партиях,  - задача для исполнителей непростая, но они с ней блестяще справились. Исполнители были прекрасные!
Дирижер – Кристиан Кнапп.
Вильгельм Телль – Магеррам 
Гусейнов.
Арнольд – Сон Чи Хун.
Мельхталь – Мирослав  Молчанов.
Матильда – Ирина Чурилова.
Ядвига – Екатерина Крапивина.
Джемми – Кира Логинова.
Лейтхольд – Виталий Янковский.
Фюрст – Евгений Чернядьев.
Оркестр под управлением Кристиана Кнаппа звучал  великолепено! Музыка захватывала.
Главный герой оперы, отважный борец за свободу Швейцарии легендарный Вильгельм Телль в исполнении Магеррама Гусейнова был весьма убедителен и прекрасно спет. Героические роли  Магерраму Гусейнову отлично удаются, так же как и комические. В них есть где развернуться силе и красоте голоса, эмоциональному накалу и драматической энергии. Его Вильгельм, гордый и свободолюбивый, в сцене с сыном становится нежным и ранимым. Ведь каким бы он ни был метким стрелком, целится из лука в мишень (яблоко) на голове маленького ребенка, собственного любимого сына, -  это настоящее испытание для отцовской души. Даже в концертном варианте эта сцена потрясает!
Прекрасно исполнила партию Джемми, сына Вильгельма Кира Логинова.  Яркое, звонкое сопрано певицы, просто хрустальное, редкой красоты,  очень интересного тембра и хорошего диапазона выразительно звучало в довольно большой и непростой партии. И этим очень порадовало.
Две ключевые партии оперы - Матильды (Ирина Чурилова) и Арнольда (Сон Чи Хун), самые сложные и объемные, украсили оперу прекрасным исполнением.
Невероятно техничный тенор Сон Чи Хун виртуозно и одновременно эмоционально представил нам молодого человека-швейцарца,  мечущегося между любовью к австрийской принцессе, фактически к врагу, и желанием отомстить за убитого австрийцами отца. Партию он спел блестяще! Поражает вокальная свобода певца, для него словно нет никаких трудностей в партии. Он без усилий полным звуком берет высокие ноты (до и до-диез), о которых пишут все музыковеды, восхищает прекрасной музыкальной фразировкой, легким ведением мелодии и полетностью голоса.
У Ирины Чуриловой в партии Матильды тоже немало вокальных "подводных камней" - высоких нот, ритмических сложностей, непростых пассажей. Все это мастерски пройдено. Ее Матильда, лиричная и нежная,  кокетливая и прямодушная, радует красивым мягким звучанием голоса, округлыми верхами, светлой эмоциональностью, даже легким жизнерадостным кокетством.
Опера оставляет неизгладимое впечатление.  Ее хочется слушать снова и снова, и не в записях, а в театре,  пусть даже лишь в концертном варианте.  Хотя было бы логично возродить полноценный спектакль, чтобы лучшая героическая опера Россини заняла достойное место в репертуаре Мариинки.
И, конечно, было бы гуманно по отношению к публике давать эту почти пятичасовую оперу в 18 часов,  чтобы не убегала ползала в середине финального действия, спеша в метро.


Рецензии