Чисто итальянская история Тоска, опера Пуччини
"Тоска", опера Пуччини, новая сцена Мариинского театра, 31 мая 2025 года
В этот раз была особенная "Тоска". Опера, известная почти наизусть, властно приковывала к себе все внимание, не давала отвлекаться, заставляла полностью погрузиться в неповторимую музыку Пуччини и внимать страстному пению героев чисто итальянского сюжета. В памяти всплывали и карбонарии, и рисорджименто, и один из его лидеров Гарибальди, и рассказ Стендаля "Ванина Ванини", перекликающийся с историей Тоски, и роман Войнич "Овод". Впервые меня не раздражала неуемная ревность Тоски (Татьяна Сержан), ее легковерие и чрезмерная импульсивность. Ведь именно это погубило Марио (Сергей Скороходов). Мне было жаль ее, жертву вдохновенной человеческой подлости, которую олицетворял всесильный барон Скарпиа (Владислав Сулимский). Глядя на него, я думала о необъяснимой подлости, с которой приходится сталкиваться в реальной жизни, когда она не имеет никаких реальных причин, кроме личной неприязни, но когда она может осложнить, если не искалечить, жизнь ни в чем не повинному, просто другому, человеку. Иногда достаточно небольшой власти, чтобы оживить в человеке это безжалостное качество. А жизнь людей так уязвима.
Вот эти мысли, видимо, и расставили для меня в опере все по местам.
Как потрясающе пела Татьяна Сержан! Ее Тоска, полная то ревности, то любви, то горя, то надежды, то страха, то отчаяния, заставляла вместе с ней переживать все эти чувства и ловить каждый звук ее голоса, чтобы не пропустить такое прочувствованное исполнение главных арий и дуэтов. Нервное напряжение, владеющее главной героиней оперы, явственно звучало у Татьяны Сержан и вызывало естественный ответный отклик у слушателей.
У Владислава Сулимского барон Скарпиа - один из детально проработанных образов. Обходительный подлец и манипулятор, получающий садистское удовольствие от мучений своей жертвы. И вокально - это прекрасно исполненная роль! В голосе певца есть и издевательская любезность, и затаенная угроза, и вылезающая из-под благообразной личины подлость, и торжество силы. Устрашающе звучит сцена, где Скарпиа с помощью веера провоцирует ревность Тоски и заставляет фактически предать своего Марио. Как и сцена с пытками Марио (за кулисами). Мощная роль Владислава Сулимского!
Впечатляющий Марио Каварадосси получился у Сергея Скороходова! Твердый в своих взглядах, решениях и привязанностях, он погибает по воле Скарпиа (это его издевательская месть непокорной Тоске, которая верит, что расстрел Марио лишь имитируют) и из-за ревнивой импульсивности Тоски. Знаменитая предсмертная ария Каварадосси захватывает трагизмом и неизбежной неотвратимостью гибели. Мелодия этой арии, неоднократно повторенная в музыке, один из мелодических шедевров Пуччини, пронзает до глубины души и рождает искреннее сожаление о смерти хорошего человека.
Особенно выразительно звучал и оркестр под управлением маэстро Гергиева. Музыка Пуччини, тягучая, яркая, похожая на органную из-за непрерывности и сочности звучания, вызывающая в воображении ассоциацию с движением огромных мехов, которые то наполняют мощным звуком пространство, то ослабляют его, но это непрерывная музыка без пауз. Феноменально звучал оркестр!
И весь спектакль получился незабываемым!
Ведь его создали такие прекрасные исполнители!
Дирижер – Валерий Гергиев.
Флория Тоска – Татьяна Сержан.
Марио Каварадосси – Сергей Скороходов.
Барон Скарпиа – Владислав Сулимский.
Свидетельство о публикации №225060300091