В чем заключался грех Саула?
Почему среди библейских героев Саул причислен к проклятым? Если держаться чисто человеческого рассуждения, этот царь производит в общем впечатление достойного человека: он бесстрашный воин, талантливый полководец, патриот, человек в личной жизни , кажется, нравственный и скромный, никогда не замышлявший коварных интриг или предательство. За что он был отвергнут и наказан Господом страшными приступами безумия и бесславной трагической смертью?
Из библейскиого рассказа видно, что наказание Саула связано в основном с двумя поступками . Первый заключался в том, что перед вступлением в бой с филистимлянами он сам принес жертву Богу, не дождавшись Самуила ( 1 Сим 13:8-14) ; второй — в проявленном милосердии к пленному амалекитянскому царю Агагу ( 1 Сам 15:14-35; 28-18). Неужели за эти «грехи» были ниспосланы царю такие страшные страдания ? Писание дает ответы , и даже если они нам совершенно не нравятся и не убеждают, мы должны найти объяснение , основываясь не на наших чувствах, а на том , как древний «святой автор» тысячелетия назад описывал еще более древние события.
САУЛ-ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ
Когда Самуил, верховный жрец, пророк и судья Израиля, состарился,он поставил сыновей своих судьями(1 Цар 7:15). Влияние Самуила было настолько велико, что он был фактическим правителем Израиля. Но сыновья его «уклонились в корысть и брали подарки и судили превратно», и тогда все старейшины Израиля стали просить Самуила поставить над ними царя. Время заставило их решиться на этот шаг.Назрела необходимость в вожде, обладающем выдающимся военным талантом, который сможет освободить народ от захватчиков и по примеру царей соседних государств, займёт царский престол. Жрец со своими жертвоприношениями, молитвами и призывами к покаянию был здесь бессилен.
Но «не понравилось слово сие Самуилу» (1 Цар 8:3-6).
Требование избрать царя он воспринял как личную обиду и поражение. Он изображал в самых мрачных красках опасности, грозящие народу со стороны царя, и заявил,что отвергая теократическую власть верховного жреца, они тем самым отвергают Яхве. В конце концов, ему пришлось уступить требованиям,однако, Самуил не намеревался отказываться от власти и повёл дело так, чтобы будущий царь оставался послушным орудием в его руках. Поэтому выбор Самуила пал на Саула — скромного юношу из скромной семьи самого маленького колена Израиля.
От будущего царя требовалось повиновение по отношению к верховному жрецу. Но Самуил жестоко обманулся в своих ожиданиях.Робкий юноша превратился в блестящего полководца и правителя , принимающего самостоятельные решения. На этой почве возник конфликт между Саулом и Самуилом, и последний внешне отошёл от политической деятельности. В действительности же он начал ожесточённую тайную войну со своим непокорным питомцем.
ПЕРВАЯ ПОБЕДА САУЛА
Наас, царь аммонитский, задумал овладеть еврейским городом Иависом. Он осадил город и готовился к решающему штурму.
«И сказали все жители Иависа Наасу: заключи с нами союз, и мы будем служить тебе. И сказал им Наас аммонитянин: я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля"(1 Царств, гл. 11, ст. 1-4). Саул , узнав об этом от старепйшин Иависа, обратившихся к нему за помощью, пришел в ярость. Он собрал громадное ополчение и одержал блестящую победу (1 Царств, гл. 11, ст. 6-11). Саул прославился своими военными подвигами и считался национальным героем.
КАК САУЛ ПРОГНЕВАЛ САМУИЛА
Тем временем филистимляне готовились к новым нападениям.
Саул же находился еще в Галгале, и «весь народ, бывший с ним, находился в страхе" (1 Царств, 13, . 5-7).
Перед битвой Саул счел полезным предложить богу жертву. Самуил дал знать, что явится служить богу лично.
"И ждал он семь дней до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И тогда сам вознес всесожжение, совершив этим беззаконие,поскольку взял на себя функции священника. Но едва он закончил , как явился Самуил. Саул вышел к нему навстречу, чтобы приветствовать его, но Самуил потребова отчета: « что ты сделал?» Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; .. и потому решился принести всесожжение.И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, ... теперь не устоять царствованию твоему; Господь НАЙДЕТ СЕБЕ МУЖА ПО СЕРДЦУ СВОЕМУ, и повелит ему Господь быть вождем народа своего, так как ты не исполнил того, что -было поведено тебе Господом. И встал Самуил и пошел из Галгала " (1 Царств, гл. 13, ст. 8-15).
Итак, видя, что весь народ разбегается, а Самуил задерживается, Саул приносит сам жертвы, не повинуясь Слову Божьему (1 Цар. 10:8;13:7-14).Самуил, по-видимому, увидел в этом покушение царя на священнические прерогативы и раскрывает глубину проблемы:"…Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг Слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем" (1 Цар. 15:22-23).
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАЗРЫВ САМУИЛА С САУЛОМ
После целого ряда воинских подвигов Саул получил от Самуила " повеление Божие" наказать амаликитян за оскорбления, причиненные ими Израилю во время путешествия его из Египта ( примерно 500 лет назад) и убить амалекитянского царя Агага.Самуил обосновывает повеление от Бога об истреблении всех амалитян, чтобы Саулу нетрудно было быть суровым при его исполнении:
"Господь послал меня помазать тебя царем над народом его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Так говорит господь Саваоф: вспомнил Я о том что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика , и истреби все, что у него... и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла" (1 Царств, 15:1-3 )
Окончательный разрыв Самуила и Саула произошел, когда Саул не выполнил указание Бога : полностью истребить амалекитян ( 1 Сам 15:14-35; 28:18).
Бог с древних времен «ссорился» с амаликитянами из-за вреда, причиненного Его народу — сынам Израиля, когда Он выводил его из Египта и Амалик, внук Эсава, царь народа амаликетянского, "подло побил сзади отставших и не боялся Бога" (Исход 17:8 ; Втор 25:18). Тогда Бог поклялся, что будет воевать против Амалика из рода в род и что со временем совершенно изгладит память об Амалике. Именно это было велено тогда совершить Саулу : «Иди и порази Амалика. Теперь Израиль стал сильным, и мера беззаконий Амалика наполнилась; теперь пойди и полностью истреби этот заклятый народ». Бог четко повелел ему убивать всякого из амаликетян, кто окажется перед ним, и никого не щадить из жалости.
ОТСТУПЛЕНИЕ
Согласно преданию, слухи о чудесном освобождении Израиля из Египетского рабства и желании израильтян сделать обетованный им Ханаан своей собственной землей вселяли страх ее обитателям. Эти новости вызвали ненависть у Амалика,внука Эсава, и был задуман план , как уничтожить всех евреев, не допустив исполнения их цели.Предполагалось захватить все водные источники и оазисы на пути евреев в пустыне, в результате чего за неделю-две они все должны были умереть от жажды. Однако этот зловещий план не осуществился: благодаря чудесной помощи Бога у евреев появилось много живой воды. Амалекитянам оставалось одно: воевать.
Иисусу Навину через Моисея было приказано Богом уничтожить амаликетян ( Нав.10:19). И сказал Господь Моисею: "Напиши сие для памяти в Книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память амаликетян из поднебесной». Однао, при Навине они не были полностью уничтожены ; их разбойничьи набеги упоминаются в Киге судей ( 3:13) и др.
Согласно легенде, «амалик» — символическая фигура, которая проявляется , когда евреи нарушают заповеди Божьи. В Книге Эсфирь через много лет мы встречаем потомка Амалика-Агаги в образе персидского полководца Амана ("агагитянина"), так же замышлявшего истребление всех евреев.
В истории с "амаликом» обращает внимание на себя тот факт, что рано или поздно за все зло будет взыскано. Бог часто долготерпит тех, кто отмечен для гибели , божественная справедливость поражает медленно, но неизбежно.Чем чаще и на более длительное время откладывается суд, тем более суровым он будет, когда придет.
Для совершения Своего дела Бог выбирает инструменты, которые больше всего подходят для этого. В данном случае таким «инструментом» стал Саул, которому было приказано «свыше» казнить преступника-амаликетянского царя Агага, который
вместе с др пленными амилекитянами должен был заплатить за грех, совершенный их предками.
.............
Саул одержал блестящую победу над амаликетянами, взяв огромное количество пленных,включая Агага, а также пригнал от амаликитян множество скота, лучших волов и овец, под предлогом принесения их в жертву Богу.…..
Пленные по приказу Саула были убиты, но главное указание: уничтожить царя Агага не было выполнено.
Жесточайшее убийство Агага, которое совершает Самуил при помощи других жрецов (« И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале» ( 1 Цар.15:33))
отказывается принять наш разум и нравственность. Но мы можем вспомнить о других, не менее страшных казнях, описанных в Библии ( например,2 Цар 12:31; книга Судей 1:4-7) , и не забывать в какое время это произошло , а также и то, что библейский Бог говорит о себе самом : « Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55:8). «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его»-восклицает ап.Павел (Рим 11:33).
Итак, по приказу Саула были истреблены все пленные амалекитяне, но самого царя Агага Саул помиловал: возможно, он не захотел убивать человека, который находился с ним в одном чине, а может, просто проявил милосердие и великодушие. Саул упорно пытался оправдать себя от обвинений Самуила: овцы и волы были приведены от амаликитян, но в этом он невиновен, так как народ пощадил их ( хотя разве люди осмелились бы сделать это, не имея четких повелений Саула?). Желая оправдать себя, Саул стремился обвинить других и при этом своим нераскаянием еще более усугубляя в глазах Бога свою вину.Саваоф явился Самуилу и сказал : "жалею, что поставил я Саула царем, ибо он отвратился от меня и слова моего не исполнил. .." (1 Царств, гл. 15, ст. 11).
Больше не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей (1 Цар.15:33, 34).
Согласно библейскому тексту, у царя учащаются припадки нервного расстройства. Сам Бог нагонял на несчастного Саула злого духа, другими словами, сам сводил его с ума . Саул представлен как человек, на котором лежит печать проклятия с того самого дня, как он оказал милосердие своему пленнику царю Агагу.Поэтому верующие видят в нем обреченного.
Первая книга Царств заканчивается трагическим описанием смерти Саула….Саул, знал о гневе на него Господа, о чём было сообщено ему Самуилом :
«Господь сделает то. что говорил чрез меня; отнимет господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду. Так как ты не послушал гласа господня и не выполнил ярости гнева его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне».
ПРИЧИНЫ ОТВЕРЖЕНИЯ ЦАРЯ САУЛА
Причиной отвержения Саула, согласно библейским повествованиям, было его самоволие, отказ повиноваться пророку.При этом Самуил постоянно осыпал его упреками за великодушие и милосердие, которые он неоднократно проявлял к окружающим народам. Пророк объявил Саула низложенным именно за то, что он не уничтожил дотла несколько племен, живших в этой стране: амаликитян, аморреев, идумеян и др.«Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, как волшебство, и противление — то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1 Цар 15,22-23).
Отчуждение между Самуилом и Саулом символизирует отчуждение между Самим Богом и всяким "противящимся" Ему . Бог послал Самуила помазать в цари израильские того, кого прежде определил как "мужа по сердцу Своему" . Но теперь, после того, как ошибочность этого выбора сделалась очевидной, Он продемонстрировал превосходство Своей мудрости, "воздвигнув" израильского царя во исполнение собственной совершенной воли. Господь повелел пророку идти в Вифлеем, где Он "усмотрел… царя из сыновей Иессея "(16:1-3).
Так начинается другая история — история истинного «мужа по сердцу Господа» — царя ДАВИДА.
Главный вывод, чему должна учить ,согласно Библии, история несчастного царя Саула: ничто так не вызывает недовольство Бога, как непослушание, когда человек противопоставляет свою волю Его воле. "Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие"
(Рим 5:19). Саул был царем, но поскольку он не повиновался заповеди Бога, то его царское достоинство и власть не освобождали его от вины в непокорстве и упрямстве.
Свидетельство о публикации №225060300918
Сергей Дедал 07.06.2025 16:13 Заявить о нарушении
"Он замалчиваемый персонаж, его обычно просто обходят"
-------------
Саул «замалчиваемый», но он же — и необходимый библейский образ того, кто « не по средцу Божьему»
Трагична и загадочна судьба первого царя Изр. Хотя о нем сообщается только в Библии, многие считают, что он был реальным историч. лицом. Его жизнь делится на два периода : полководец, одерживавший одну за другой блистательные победы над врагами Израиля , национальный герой, счастливый отец — и разбитый страшным недугом, страдающий, проклятый Богом ,несчастнейший человек, на глазах которого погибают сыновья , окруженный врагами он кончает самоубийством, но даже после смерти, его тело предается глумлению… Вот что ожидает тех, кто не послушен Господу ( и его представителям на земле) , кто смеет проявить независимость, уверенность в себе.. именно на «фоне» Саула еще более ярко проступает личность того , кто "по сердцу Божьему» ,-царя Давида, из рода которого предназначено явиться Мессии.
С уважением,
Игорь Лощинин 08.06.2025 22:15 Заявить о нарушении