Страсти по искусственному интеллекту

   Когда речь заходит об искусственном интеллекте (ИИ), то надо сначала определить его реальные возможности, а также возможную сферу его приложения. Это будет гарантировать отсутствие связанных с ним завышенных ожиданий, а также оценку возможного вреда или пользы от его применения.
 
   Если рассматривать (ИИ) в качестве аналога человеческого разума со всеми его возможностями, то вопрос о перспективах его существования его должен быть решён отрицательно. ИИ — это пародия на разум, а не разум как таковой. Примерно такая пародия исходит от попугая, когда он повторяет фразы за человеком. Ещё И.Кант в своей работе «Критика чистого разума» показал, что новое общезначимое знание рождается в априорных синтетических суждениях. Априорное знание существует в субъекте познания до опыта. Что касается ИИ, то он действует только на основе опытных данных: во-первых, на основе того, что заложено в его программу человечеством (опыт человечества), во-вторых, программа самообучения,  позволяющая ему накапливать собственный опыт. Из этого следует, что ИИ, действия которого определяются накопленным им опытом, будут доступны только апостериорные суждения. Апостериорные синтетические суждения могут содержать некоторое новое знание (какую-то новую информацию, извлечённую из опыта), но это новое знание не может иметь характера всеобщности и необходимости, как это имеет место в законах природы, которые человек формулирует для себя и в дальнейшем использует для анализа всех явлений в мире. В априорных синтетических суждениях наоборот появляется новое знание, которое имеет характер всеобщности и необходимости, что свойственно законам природы.
 
     Приведу в качестве примера закон Ньютона: «Всякое тело продолжает удерживаться в своём состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние».
 
    На самостоятельную формулировку такого закона ИИ не способен. Это знание ему можно только вложить при его программировании. Если ИИ, в программе которого нет знания всеобщего характера, будет пытаться вывести самостоятельно закон Ньютона, используя принцип самообучения (получение собственного опыта), то перед тем как сформулировать такой закон, он должен будет проверить на соответствие этому закону бесконечное количество разных тел. Только после этого, согласно законам формальной логики, он сможет утверждать всеобщее: «всякое тело» и далее по тексту. Другими словами, он никогда не сможет сформулировать этот закон, не нарушив законов формальной логики, на основе которых он действует. Если при программировании (ИИ) допустить в некоторых случаях возможность игнорирования им законов формальной логики, тогда он при таком попущении будет изобретать законы природы, которых нет в действительности, и погрузится в полный абсурд. Более того, законы природы при описании некоторых сторон действительности могут требовать не формальной, а диалектической логики. Диалектическая логика и её сфера применения при анализе явлений окружающего мира не формализуется. Из этого следует, что она не может быть подвержена алгоритмизации с последующим применением в ИИ. Следовательно, она может быть доступна только человеку с его естественным интеллектом и чувством меры. 

    Правильные априорные синтетические суждения может заключать только человек, который является мерой всех вещей в этом мире, то есть только естественный интеллект способен на это. При помощи таких суждений человек со своим конечным разумом постигает вещи с бесконечным содержанием. Посредством опыта в мире вещей в сознании человека происходит их классификация и установление причинно-следственных связей, затем, применяя полную или неполную индукцию, человек делает априорные синтетические суждения о вещах (формулирует законы природы), а потом, пользуясь этими общими законами, при помощи дедукции с применением законов формальной или диалектической логики человек может научно описывать вещи в их развитии и взаимосвязи, то есть то, что будет встречаться на его жизненном пути. ИИ, который оперирует только законами формальной логики и опытными данными, на такую интеллектуальную деятельность не способен.
 
    Формулирование законов социального бытия человечества также доступно только человеческому разуму. Механизм познания примерно такой же, как было описано выше для любого другого общезначимого знания. Человеческий разум предполагает возможность моделирования последствий действий индивида для общества, то есть умозрение. Критерием желательности результатов служат общечеловеческие ценности, которые составляют благо для общества и возникают из исторического опыта общественного бытия. Разум человеческий позволяет сохранять или изменять организацию общества, отношения людей, а также их действий в зависимости от совпадения или отличия результатов от намеченной конечной цели (блага общества). Процесс формулирования общечеловеческих ценностей представляет собой создание априорных синтетических суждений относительно законов общественного бытия. Сложности на пути формулирования и использования законов общественного бытия связаны в основном с классовой структурой общества, где интересы социальных классов противоречат друг другу, а также с трудностью проверки их на практике. 

    Как было установлено выше, ИИ не имеет способности к созданию новых суждений, в которых содержалось бы общезначимое для человечества новое знание, но он вполне может использовать такие знания, если они были введены в его память при его программировании. Использование диалектической логики для адекватного самостоятельного описания действительности, по-видимому, останется навсегда камнем преткновения для ИИ.  Тем не менее, ИИ может быть чрезвычайно полезен человечеству как мощный инструмент быстрого и удобного доступа к большим базам данным, а также для сверхбыстрой обработки больших массивов данных посредством законов формальной логики.    


   Помимо большой пользы, которую может принести ИИ, он  может представлять для общества и реальную опасность, поскольку может стать удобным информационным инструментом для порочной политической элиты, которая будет использовать его для тотального контроля над обществом с целью его последующего полного порабощения. Отсюда следует, что возможная польза или вред от использования ИИ зависит от того, в чьих руках находится такой мощный инструмент информационных технологий.   

 


Рецензии
Полностью согласен с Автором.
Коротко и емко.

Роберт Хирви   08.06.2025 21:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Роберт!

Сергей Бахматов   08.06.2025 22:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.