Когда Бог сам себя ненаходит

КОГДА БОГ САМ СЕБЯ НЕ НАХОДИТ

Если меня спросят верю ли я в Бога, я на это отвечу следующее:

- В какого из двух?

Мне возразят:

- Бог один!

Я отвечу:

“Я знаю двух богов. Первый - это великий иллюзионист, который сам превратился в иллюзию. Второй - это тот кто любил играть в прятки и однажды спрятался так, что никто его не может найти, даже он сам.”

Я взял описание Бога в Бхагаватгите (индуизм) и описание Бога из каббалы (иудаизм).

Считаю эти два описания Бога самыми мощными.
(Ислам и христианство рассматривать не буду, так как они вышли из иудаизма.)

В индуизме, особенно в «Бхагавад-гите» и вайшнавских традициях, Кришна одновременно и Бог, и иллюзия, и разрушитель иллюзии. Это одна из глубочайших и парадоксальных идей: Бог — это Майя, но также и тот, кто ведёт за пределы Майи.

Кришна: «Моё тело — иллюзорно. Оно рождённое, но Я нерождённый.
 Я вхожу в мир, оставаясь вне его.
 Я — Майя, и Я — разрушитель Майи.
 Я — образ, чтобы ты мог Меня постичь, и Я — безобразный, чтобы ты Меня не удержал.»
В «Бхагавад-гите» (гл. 11) Арджуна просит Кришну показать свою вселенскую форму (Вишварупа). И Кришна говорит:
«Ты не можешь увидеть Меня этими глазами. Поэтому Я даю тебе божественное зрение…»

И вот Арджуна видит:

- миллионы лиц, рук, глаз;
- небожителей, демонов, весь космос;
- рождение и разрушение миров.

И он в ужасе и благоговении восклицает:
«Ты — Время, разрушитель миров…»

Кришна показывает, что Он — всё: и Бог, и смерть, и космос, и пустота. Всё, что воспринимается, может быть формой Бога — и одновременно Майей.
В Бхагаватгите Кришна говорит: “Я великий обманщик. Я великий мошенник. Из всех видов мошенничества, я азартная игра.”

Кришна покинул этот мир, когда охотник принял его за оленя, и ранил стрелой.

В иудаизме Бог для начала запретил себя изображать. Дальше больше. В каббале Эйн Соф — Бог, который спрятался так, что не найдёт сам себя:

1. Это бесконечность без имени, без лица, без речи.

2. Настолько чистый, что растворился во всём и во всём исчез.

3. Он запретил себя называть, понимать, видеть, даже приближаться к нему напрямую.

4. Он прячется в идее тайны самой по себе.

Кришна смеётся, ведя через Майю. Эйн Соф молчит, растворяя себя в отсутствии. Но оба указывают на предел ума — туда, где всё создаётся и исчезает как вспышка осознания.


Таковы два образа Бога. Один говорит: “Познай меня через игру иллюзий”. Другой молчит: “Ты не можешь меня познать”. Но, возможно, истина — не в выборе между ними, а в признании, что и игра, и молчание — это грани одного разума, стремящегося узнать самого себя.

Все религиозные деятели — пророки, аватары, мыслители — создавали такой образ Бога, чтобы его можно было подальше спрятать.

Они говорили: «Бог выше разума», «Бог за пределами формы», «Бог не поддаётся описанию».
Но чем дальше они его прятали, тем глубже люди начинали искать.
И вот ты остаёшься один, без храмов, без книг, без имени.
С вопросом: где Бог?

И вот что я скажу напоследок.

Можно отбросить все религии, все имена, заткнуть уши, закрыть глаза, чтобы никто не мешал — и остаться один на один с вопросом: где Бог?
Если ты по-настоящему честен, ты обнаружишь: Бог живёт у тебя в голове.
Но не потому что Он мал — а потому что там, внутри, ты способен поверить даже в то, чего нет.

Он существует ровно настолько, насколько ты готов называть своим голосом его молчание, и своей волей — его волю.
А когда вера исчезает — ты не теряешь Бога.
Ты теряешь объяснение.


Рецензии