Девиантность в Универсуме Н. Н. Моисеева

«Сама Земля и все, что на ней происходило
вчера и будет происходить завтра, суть частные
проявления единого, общего процесса
 саморазвития (самоорганизации) материи,
подчиняющегося единой системе законов (правил),
действующих в Универсуме».
 Н.Н. Моисеев

                Введение
     Актуальность темы обусловлена необходимостью отдельные социальные процессы и явления рассматривать в контексте единых социальных и общемировых изменений (развития) мироздания. Рассмотрим девиантность в контексте «универсальности эволюционизма» (Н. Моисеев).

     С конца ХХ века человечество погружается в мир постмодерна (постклассический, постсовременный). Его особенности (глобализация, массовая миграция, виртуализация, консьюмеризация, фрагментаризация, шизофренизация сознания и др.) влияют на все социальные процессы, включая девиантные проявления .

     Более широкий взгляд на социальные реалии активно разрабатывается теоретиками в области математики, физики, биологии и других естественно-научных дисциплин. Это, прежде всего, труды Н.Н. Моисеева  и его принцип универсальности законов мироздания (универсальный эволюционизм, по Н. Моисееву). Развитие науки в целом характеризуется единством противоположных тенденций – дифференциации и интеграции научных знаний. Ведущими в эпоху постмодерна являются интеграционные процессы. Складывающаяся в процессе интеграции научных дисциплин и направлений «инфранаука» (Н.Н. Моисеев), или «меганаука» (Б.Г. Кузнецов) исходит из необходимости объединения исследований неживой и живой природы и общества, изучения их с точки зрения универсальных законов мироздания. При этом основные закономерности социального бытия (включая девиантность как социальный феномен) предстают как инобытие всеобщих закономерностей самодвижения (самоорганизации) материи, мира, мироздания, как модификация, доразвитие их фундаментальных свойств (Э.С. Маркарян, Е.Х. Нерсесова ). Ибо «сама Земля и все, что на ней происходило вчера и будет происходить завтра, суть частные проявления единого, общего процесса саморазвития (самоорганизации) материи, подчиняющегося единой системе законов (правил), действующих в Универсуме» . Для девиантолога этот принцип означает необходимость отказаться от представлений об уникальности девиантных проявлений и их закономерностей, посмотреть на свой предмет с более широких позиций, преодолевая антропоцентризм и аксиологизм (ценностный подход к предмету исследования).

     Девиантология – молодая наука. Первые работы появились после Второй мировой войны. В 1974 г. в рамках Международной социологической ассоциации создается 29-ый исследовательски комитет Sociology of Deviance and Social Control. С 1979 г. начал выходить журнал «Deviant Behavior». В России первые две статьи по «отклоняющемуся поведению» (автора этих строк) были опубликованы в 1971 г.
Думается, это не случайно. Именно с конца 1960-х – 1970-х годов человечество step by step переходит к обществу постмодерна, а наука к «инфранауке» (Н.Н. Моисеев). Если раньше различные виды девиантного поведения изучались различными науками (преступность – криминологией, самоубийства – психологией, нарко- и алкопотребление – наркологией и т.п.), то теперь формируется наука – девиантология – пытающаяся осмыслить и обобщить то общее, что объединяет все «отклонения» от норм, включая... творчество.
 
                Виды девиантности в Универсуме

     Рассмотрим кратко как отдельные виды девиантности вписываются в общую картину поведения людей в Универсуме.

                Преступления
     С позиции криминологии постмодерна нет деяний, преступных по своему содержанию. «Преступления» - это те деяния, которые законодатель внес в уголовный закон государства .

     Нет объективных оснований криминализации тех или иных деяний. Единственное «основание» криминализации деяний – воля государя, президента, власти, режима. «Власть, национализировав, присвоив уголовную юстицию в качестве социального капитала, пожелала, чтобы к преступлению относилось все, что она называет преступлением» . Сегодня во многих странах уголовный закон настолько перенасыщен «преступлениями», что каждый взрослый гражданин страны является «преступником» (включая автора этих строк). Так, опрос в ряде штатов США показал, что в совершении деяний, включенных в уголовный закон штата, признались от 92% до 99% опрошенных. 

     Нет существует «личности преступника» с какими-то особыми свойствами, качествами, характеристиками. Совершить деяние, записанное в уголовном законе государства может каждый. Даже тяжкое преступление, например, убийство из ревности. Люди действуют (бездействуют) ради удовлетворения своих потребностей – в пище, тепле, удовлетворении сексуальных потребностей, для самоутверждения («комплекс Герострата»).  И все потребности могут удовлетворяться как легальным, так и нелегальным путем. «Преступность – нормальное явление потому, что общество без преступности совершенно невозможно» (Э. Дюркгейм).

     Наказание не достигает заявленных целей.  Как писал еще К. Маркс, «Со времени Каина мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием. Как раз наоборот!». Об этом и профессор А.Э. Жалинский: «Наказание – это очевидный расход и неявная выгода… Следует учитывать хорошо известные свойства уголовного права, состоящие в том, что оно является чрезвычайно затратным и весьма опасным средством воздействия на социальные отношения» .

     Поэтому не случайно (хотя сегодня и не реально) предложение профессора Х.-Х. Йешека (Германия) отменить уголовный закон, как несовместимый с правами человека и гражданина . Люди совершали, совершают и будут совершать деяния, признаваемые «преступными», для удовлетворения своих потребностей.

                Проституция 
     Проституция в сфере сексуальных отношений – одна из разновидностей продажности, которая была, есть и будет, пока существуют товарно-денежные отношения. Продаются (проституируют) чиновники и журналисты, ученые и полицейские, писатели и врачи… Продаются молодые женщины, выходя замуж за богатых стариков, продаются молодые люди, оказывая соответствующие услуги пожилым дамам (но проституцией это не считается). Да, нехорошо, неприлично, но было, есть и будет. Именно поэтому в современном мире проституция в сфере сексуальных отношений легализована во многих странах Европы (своеобразный символ – «квартал красных фонарей» в Амстердаме) и других континентов. Была легализована проституция и в царской России (публичные дома, желтые билеты проституток) к духовным ценностям которой мы так стремимся…

     В современном мире постмодерна, с интернетом, возможности распространения проституции велики, как никогда ранее.
Самоубийства. Самоубийства в разных странах и в разное время по-разному оценивалось и влекло различные последствия. Во времена Петра I самоубийцу лошади волоком волокли по земле. Долгое время в России самоубийц нельзя было хоронить на кладбище, только за его пределами. Сейчас к самоубийцам испытывают скорее сочувствие, жалость, нежели презрение.

                Самоубийства
     У каждого человека есть право на жизнь и право на смерть. При тяжелой неизлечимой и мучительной болезни, когда человек не имеет сил покончить жизнь самоубийством, в цивилизованных странах существует эвтаназия (Бельгия, Испания, Канада, Люксембург, Нидерланды, Швейцария и др.).  Вся жизнь человека от рождения до смерти состоит из деяний, обусловленных как желаниями человека, так и обстоятельствами, которые либо способствуют, либо препятствуют их осуществлению. Это – поток в Универсуме…

                Нарко- и алкопотребление
     Да, употребление наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребление алкоголем – зло, с вредными последствиями, вплоть до смерти потребителей, разрушения семей, преступлений в состоянии наркотического или алкогольного опьянения и т.п. Но люди на протяжении всей человеческой истории принимали, принимают и, очевидно, будут принимать различные вещества для воздействия на центральную нервную системе (ЦНС) с целью «отдыха», отвлечения от забот и неприятностей, «успокоения»… Об этом – Шумерские таблицы Х века до н.э., об этом «отец медицины» Гиппократ и «отец  истории» Геродот. 

     Общество, государство должны принимать меры, направленные на сокращение наркопотребления и злоупотребление алкоголем. Это меры агитационного и воспитательного характера, помощи людям, оказавшимся в тяжелом психологическом состоянии. Это возможный запрет «тяжелых» наркотиков (опиаты и др.). Но многие государства уже осознали универсальность наркопотребления и легализовали производные каннабиса, включая марихуану (Бельгия, Германия, Дания, Канада, Нидерланды, Португалия, Чехия, ряд стран Южной Америки). С другой стороны, в странах мусульманского мира запрещено потребление алкоголя, легального в большинстве других стран.
Думается, что в мире продолжится процесс либерализации, декриминализации и в этой сфере.

                «Отклонения» в сфере сексуальных отношений.
     В ряде стран негативно, вплоть до запрета, оцениваются отклонения от гетеросексуальных отношений – гомосексуальные, бисексуальные и др. Между тем, различные сексуальные отношения – нормальны (в смысле имеют место быть, распространены), они существуют во всех странах (несмотря на осуждения и запреты). Гомосексуальные отношения (мужские и женские) были распространены в древней Индии, Египте, Вавилоне, в Древней Греции и Риме. По некоторым данным, в современном мире устойчивую гомосексуальную ориентацию имеют 1-6% мужчин и 1-4% женщин. По А. Кинзи, в США устойчивыми гомосексуалами являются 4% мужчин и 3% женщин.  Реальное число людей, вступавших хотя бы раз в жизни в гомосексуальные отношения, достигает, по А. Кинзи, 48% мужчин и 19% женщин (27% по К. Дэвису) .

                Творчество
     Первоначально девиантология рассматривала лишь негативные виды девиантного поведения. Позднее социологи, девиантологи обратились к творчеству как позитивному девиантному поведению (П. Сорокин, N. Ben-Yehuda, D.M. Heckert, J. Kwasniewski, E. Sagarin и др.).  И нередко с теми же последствиями для субъектов творчества, что и негативные девианты: смертный приговор Сократу, сожжение Джордано Бруно и Мигеля Сервета, заключение под стражу с угрозой смертной казни Галилео Галилея, смерть академика Н.И. Вавилова в сталинском концлагере…

     Рассмотрение творчества (научного, художественного, технического и др.) как девиантности лишни раз свидетельствует о «нормальности» отклонений в поведении людей. А предоставление максимальных возможностей для творческой деятельности, особенно молодежи, должно способствовать сокращению негативных девиаций.
Одним из наиболее существенных девиантогенных факторов является выявленное французскими социологами в 1960-е - 1970-е года современное деление людей на включенных (inclusive) в активную экономическую, политическую, культурную, социальную жизнь и исключенных (exclusive) из нее. Социально-экономическое неравенство, непомерно разрастающееся за последнее время, служит источником распространения девиантного поведения, как «выхода» из критической ситуации исключенных. Один из крупнейших социолог современности Никлас Луман пишет в конце минувшего ХХ в.: «Наихудший из возможных сценариев в том, что общество следующего (уже нынешнего - Я.Г.) столетия примет метакод включения / исключения. А это значило бы, что некоторые люди будут личностями, а другие – только индивидами, что некоторые будут включены в функциональные системы, а другие исключены из них, оставаясь существами, которые пытаются дожить до завтра...» .
Об этом же с более широких позиций писал и Н.Н. Моисеев: «Происходит все углубляющаяся стратификация государств... Теперь отсталые страны "отстали навсегда"!... Уже очевидно, что "всего на всех не хватит" – экологический кризис уже наступил. Начнется борьба за ресурсы – сверхжестокая и сверхбескомпромиссная... Будет непрерывно возрастать и различие в условиях жизни стран и народов с различной общественной производительностью труда... Это различие и будет источником той формы раздела планетарного общества, которое уже принято называть выделением "золотого миллиарда". "Культуры на всех" тоже не хватит. И, так же, как и экологически чистый продукт, культура тоже станет прерогативой стран, принадлежащих "золотому миллиарду"» .   

                Заключение
     Идеи Н.Н. Моисеева о том, что все, что происходило на Земле вчера и будет происходить завтра, суть частные проявления единого, общемирового процесса саморазвития (самоорганизации) материи, подчиняющегося единой системе законов (правил), действующих в Универсуме, подтверждаются объективной оценкой деятельности людей вообще и их «девиантным поведением», в частности. Все, что признается «здесь и сейчас» любым государством на протяжении всей истории человечества нормонарушающим, девиантным, отклоняющимся поведением – «нормально», естественно, было, есть и будет пока существует человечество.
Надо ли государству, обществу реагировать на различные виды девиаций, поощрять одни, терпимо относиться к другим, противостоять третьим? Да, конечно.  Но при этом следует разумно относиться как к самим «отклонениям», так и к реакциям на них. К сожалению, мы и сегодня не всегда этому следуем.

     А как быть с девиантологией? Если девиантное поведение «нормально», не искоренимо, может быть и девиантология не нужна? Нет, конечно. Наоборот, именно дальнейшее развитие девиантологии, сравнительный анализ различных девиаций во времени и по странам, анализ мер воздействия государства и общества на те или иные появления девиантного поведения позволят предлагать научно обоснованные рекомендации по мерам воздействия на них. И тогда, может быть, президенту США Дональду Трампу не пришло бы в голову распространить смертную казнь, в принципе абсолютно недопустимую (как убийство государством своих граждан, о чем писал Чезаре Беккариа еще в XVIII в.), на все штаты. Разумеется, это относится не только к Д. Трампу и США.


Рецензии
Здравствуйте, Яков!
Как-то очень фаталистично.
Кроме того, наличие разума у вида Гомо сапиенс, а следовательно, возможности выбора и свободы воли, предопределяет его особое положение в Универсуме, где не всегда работают общие для этого Универсума законы, которые действуют в неживой и живой природе и во Вселенной в целом.

Это своего рода суб-универсум или даже экстра-универсум.

"Нет объективных оснований криминализации тех или иных деяний".
"Все, что признается «здесь и сейчас» любым государством на протяжении всей истории человечества нормонарушающим, девиантным, отклоняющимся поведением – «нормально», естественно, было, есть и будет пока существует человечество".

То есть все преступления, совершаемые убийцами, маньяками, садистами, насильниками, педофилами и пр., причиняющими невыносимые страдания своим же зачастую беззащитным сородичам, отнимающими жизни просто потому что так захотелось, - это "нормально"? (по Моисееву).
И криминализировать их незачем?

Мой разум, как представителя Гомо Сапиенс, обладающего свободой воли и определёнными нравственными ценностями, категорически отказывается это принимать!
Это ненормально, и я всецело на стороне жертв, ибо жизнь - это высшая ценность, и никакое морализаторство или псевдонаучная демагогия (у Моисеева в частности) не собьёт меня с этого пути. Поскольку она служит своего рода оправданиям всем преступникам и преступлениям человечества, причём с использованием категорий высшего порядка (таких, как "общемировой процесс развития" и, собственно, "Универсум")

Прошу простить меня за резкость!
То есть с Моисеевым я согласиться не могу.

А с творчеством совсем другое дело.
Вообще, в идеале общество должно стремиться к тому, чтобы в нём преобладало именно позитивное девиантное поведение, то есть творчество, созидание, научный поиск и познание, а негативное девиантное поведение постепенно сходило на нет, трансформируясь в позитивное.

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Анна Филимонова   11.06.2025 23:39     Заявить о нарушении