О многоуровневой верификации

Утверждение о многоуровневой верификации ответов и прогнозов Врача и Учителя (фигур, символизирующих высшую Мудрость или Божественное Руководство) бьет в самый корень нашего привычного, зачастую плоскостного, подхода к истине. Мы, дети эпохи эмпиризма и позитивизма, склонны требовать немедленного, ощутимого, "пальпируемого" подтверждения всему, что выходит за рамки чувственного опыта. И когда это подтверждение не наступает в ожидаемые сроки или в ожидаемой форме, мы спешим объявить исходное утверждение ложным или неадекватным. Но это может означать лишь нашу собственную методологическую слепоту, нашу неспособность или нежелание поднять взгляд выше того уровня, на котором мы привыкли искать.

Мы пытаемся приложить мерку нашего эмпирического мира, с его линейной темпоральностью и грубой соматичностью, к реальностям совершенно иного порядка – к тем, что принадлежат надэмпирическому, ноуменальному. Это все равно что пытаться измерить глубину океана школьной линейкой или взвесить звезду на аптекарских весах. Априори некорректное корреспондирование обречено на провал, но этот провал свидетельствует не о несостоятельности Высшего, а о неадекватности наших инструментов и ожиданий. Феноменологические структуры, доступные нашей биографической самости – этому клубку воспоминаний, эмоций, телесных ощущений, заключенному в рамки конкретной жизни, – фундаментально несоизмеримы с теми онтологическими и гносеологическими структурами, которые открываются трансцендентальному Я.

Биографическая самость, осознающая свою ограниченность, свое место в потоке времени, свою конечность, может и должна с интеллектуальной честностью и смирением произнести: "Я не знаю". Это "незнание" – не признак поражения, а необходимое условие для роста, для выхода за пределы собственных ограничений. Это сократовское "знаю, что ничего не знаю", которое открывает врата к подлинной мудрости. Оно признает границы своего опыта и своей компетенции.

Но трансцендентальное Я – та глубинная, вневременная инстанция нашего существа, связующая нас с Вечностью, – не может сказать "я не знаю" в том же смысле. Оно не оперирует в категориях дефицита информации или ограниченности перспективы, присущих биографической самости. Оно, если можно так выразиться, со-существует с Истиной, оно причастно ей по своей природе. Поэтому оно не ищет ответы вовне, оно является пространством, где эти ответы пребывают. Его "глаголение": "У меня все ответы есть!" – это не проявление высокомерия или всезнайства в обычном смысле. Это констатация его онтологического статуса. Оно знает, потому что оно есть в том измерении, где Истина не является объектом поиска, а непосредственной данностью.
Это "знание" трансцендентального Я не обязательно выражается в потоке дискурсивной информации, доступной биографической самости в виде готовых формул.

Скорее, это интуитивное, целостное постижение, которое может просачиваться в сознание биографической самости в виде озарений, символов, глубоких убеждений, которые трудно вербализовать или доказать логически, но которые несут в себе печать неоспоримой подлинности. Ответы Врача и Учителя, таким образом, находят свою верификацию не столько в событиях внешнего мира, сколько во внутреннем резонансе с этим трансцендентальным Я. Когда биографическая самость умолкает, когда ее ожидания и требования отступают, тогда голос трансцендентального Я, всегда знавшего ответы, становится слышен.

Следовательно, путь к пониманию и принятию этих "высших ответов" лежит не через усиление эмпирического поиска на привычных уровнях, а через культивирование связи со своим трансцендентальным Я, через утончение способности воспринимать его тихий, но уверенный голос. Это путь внутреннего преображения, где смирение биографической самости открывает пространство для манифестации всеведения трансцендентального Я. И тогда верификация происходит не как внешнее подтверждение, а как внутреннее узнавание истины, которая всегда была доступна на более высоком уровне нашего собственного существа.


Рецензии