038 И. Мечников 1845-1916 гг
Илья с детства отличался чрезвычайно живым характером, из-за чего в семье получил прозвище: «господин Ртуть».
Биографы Мечникова отмечают, что он с ранних лет увлеченно наблюдал за разного рода живыми существами вокруг себя. При этом свои впечатления он не держал в себе, а читал лекции братьям и соседским детям. Чтобы его аудитория слушала внимательно и не отвлекалась, Илья платил им по 2 копейки в час. Кстати, его старший брат, Иван, прославился не менее Ильи, но не за научные заслуги. Он был обычным прокурором, но именно его изобразил Лев Толстой в рассказе «Смерть Ивана Ильича».
В 11 лет Илья поступил в Харьковскую гимназию, которую закончил с золотой медалью. После гимназии юноша отправился в Германию, чтобы учиться в Вюрцбургском университет и изучать зоологию и биологию. Однако по приезде в Германию он узнал, что занятия начнутся лишь через 6 недель, ожидание было не в его характере, и он вернулся на родину. Здесь он поступил в Харьковский институт. А уже через год после поступления перевелся в вольнослушатели, сохранив право на сдачу квалификационного экзамена: он решил, что сам быстрее справится с освоением программы.
В 1864 году Илья окончил университет и отправился на остров в Северном море для подготовки кандидатской работы. Остров Гельголанд привлек его внимание большим количеством морских животных, которые выбрасывались на берег. Три года ученый изучал эмбриологию беспозвоночных и сделал некоторые наблюдения, которые согласовывались с теорией Чарльза Дарвина.
Будучи еще совсем молодым, он выступил с результатами своей работы на съезде естествоиспытателей, чем вызвал неподдельное удивление ученых мужей, увидевших перед собой на трибуне юношу. Говорил этот юноша раздражающе громко, и сумел изложить ряд новых фактов о жизни круглых червей нематод. Единственным, кто поддержал Илью в это время, был знаменитый хирург Пирогов. Он назначил его профессорским стипендиатом, и Илье стали выплачивать 1600 рублей в год на два года. Далее карьера Мечникова продолжилась в лаборатории Рудольфа Лейкарта в Гисене, где он продолжал заниматься изучением червей.
В 1865 году Илья Мечников встретился с молодым русским зоологом Александром Ковалевским, и они стали вместе проводить опыты в Неаполе. Его вторая жена Ольга Мечникова вспоминала: «Им приходилось жить очень экономно, чтобы продлить свое пребывание до возможных пределов и успеть сделать как можно более наблюдений. Экскурсии и плата рыбакам поглощали немалую часть их скромных средств. Но никакие лишения не пугали их и даже мало ощущались ими – так были они счастливы возможностью удовлетворить свою жажду знания».
В 1867 году Мечников получил докторскую степень в Петербургском университете, где начал преподавать. Он сблизился с семьей Бекетовых, у них он познакомился и подружился с Людмилой Васильевной Федорович. Позднее, когда Илья заболел тяжелой ангиной, именно Людмила ухаживала за ним. А в 1869 году они поженились.
Однако молодая жена была больна туберкулезом. Даже в церковь на венчание ее заносили в кресле, она не могла идти сама из-за сильной одышки. Но Илья был уверен, что поставит на ноги свою избранницу. Он поехал с ней на Мадейру, но она там вскоре умерла. Илья Ильич в отчаянии выпил лошадиную порцию морфия, в несколько раз превышающую смертельную дозу. К счастью, его вырвало. Плохо понимая, что с ним происходит, Мечников принял обжигающую ванну, затем облился ледяной водой и вышел на мороз, теперь уже в расчете на смертельную простуду. Но судьба оказалась к нему милостива и сохранила ему жизнь.
Время лечит душевные раны, и через 1,5 года после смерти жены Илья познакомился с Ольгой Белокопытовой. Она со своей семьей жила в квартире прямо над Ильей Мечниковым. Девушка училась в Одесской женской гимназии и тоже увлекалась зоологией. .
Илья Ильич был сразу очарован, однако отец девушки был против этого брака. Несмотря ни на что, молодые люди приняли решение соединить свои судьбы. В феврале 1875 года они поженились. Однако и вторая жена ученого тяжело заболела: заразилась брюшным тифом. Она была при смерти, и тут Илья Ильич повторил свою суицидальную попытку: он ввел себе тифозные бактерии. Правда, уход из жизни опять не получился. Врачи их обоих смогли вылечить. Супруги прожили вместе много лет. Детей у них не было. Версий этого несколько: по одной, Ольге запретили рожать медики; по другой, Мечников считал преступлением «производить на свет другие жизни». Правда, пара стала опекунами после смерти родителей Ольги для ее братьев и сестер.
Супружеская жизнь Мечникова оказалась крайне удачной: Ольга Николаевна делала все, чтобы ученый чувствовал себя комфортно и мог отдавать науке все свои силы. Супруга помогала ученому в лаборатории, научилась готовить препараты и культуры для опытов и лекций. При этом она даже провела ряд самостоятельных исследований, на основе которых выпустила несколько статей.
После 1881 года Мечников переехал в итальянскую Мессину. Именно здесь, как писал сам ученый, «совершился перелом в научной жизни: до того зоолог, я сразу сделался патологом». Смена направления деятельности произошла на фоне изучения личинок морской звезды. Мечников в ходе наблюдений заметил, что подвижные клетки окружают и поглощают инородные тела, что схоже с реакциями в человеческом организме при воспалении. Если тело было достаточно мало, блуждающие клетки, названные им фагоцитами, могли полностью поглотить пришельца.
Надо сказать, что Мечников был не первым ученым, который наблюдал за деятельностью лейкоцитов. Но тогда считалось, что процесс поглощения служит для распространения чужеродного вещества по всему телу через кровь. У Мечникова на этот счет было другое мнение: он сделал вывод о защитной и санитарной функции. «Болезнь должна рассматриваться как борьба между патогенными агентами - поступившими извне микробами — и фагоцитами самого организма. Излечение будет означать победу фагоцитов, воспалительная реакция будет признаком их действия, достаточного для предотвращения атаки микробов», - отмечал в своих записях Мечников. Первое время его идеи и наблюдения не воспринимались всерьез в научном мире.
В 1886 году Мечников вернулся в Одессу, где вместе с Н.Ф. Гамалеей организовал и возглавил Одесскую бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями человека и животных (бешенством и др.). Но вскоре начались неудачи, по-видимому, из-за халатности сотрудников у одного помещика скончалось три с половиной тысячи привитых овец. Кроме того окружающие нередко обвиняли Мечникова в отсутствии медицинского образования.
И тогда в 1887 году Илья Мечников решил вернуться в Париж. Ему представилась уникальная возможность сотрудничать с великим Луи Пастером. Причем Пастер выделил ученому целую лабораторию в своем институте. И уже в 1905 году Мечников становится заместителем его директора, выезжая в Россию исключительно в качестве иностранного консультанта. В Париже Мечников трудился 28 лет.
Когда его сотрудники активнее подключились к проблемам изучения фагоцитоза и иммунитета, то Мечников стал интересоваться другими вопросами, в частности, проблемами старения и смерти. Он обратил внимание на то, что среди населения 36 стран, именно в Болгарии, был самый высокий процент стариков, переживших столетие – 0,4 процента. И там же употреблялось большое количество кислого молока или ягурта. В результате иммунолог публикует научный труд под названием «Несколько слов о кислом молоке». В нем он предлагает всем пить «мечниковскую простоквашу», которая по сути была болгарским «кисело мляко» или ягуртом. Он превратился в настоящего фаната «мечниковской простокваши», в которой видел панацею от всех болезней. Зинаида Гиппиус, встречавшаяся с Мечниковым в Париже в 1911 году, отметила его невероятную живость, веру в долголетие, а главное, «в магическую силу югурты, горшочки которой он тщательно ставил в кабинете».
В 1908 году Мечников вместе с Паулем Эрлихом был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине. Награду присудили «за труды по иммунитету».
19 октября 1913 года в Париже Илья Ильич перенес первый тяжелый сердечный приступ. Ему сопутствовали сильные боли за грудиной. Это натолкнуло его на мысль вести дневник здоровья. Болезнь продолжала прогрессировать, сердечная недостаточность развивалась, появилось равнодушие к пище. 16 июля 1916 года примерно в 2 часа дня у него возник приступ сердечной астмы, после которого Мечников скончался. По его завещанию тело кремировали, а урну с прахом поставили в библиотеке Института Пастера в Париже.
Свидетельство о публикации №225060401538