Вспоминая советский автобус ЛИАЗ
Общественный транспорт при СССР- это особая, неоднозначная тема, поэтому хочу рассказать одну лишь короткую историю о знаменитом автобусе того времени- желтом, вместительном ЛИАЗе (модель не помню). В то время это был самой популярный автобус, и, если мне память не изменяет, у него была АККП и даже ГУР, а еще- огромная задняя площадка, куда могла набиваться куча народа…
И так, мы стоим на автостанции, мама держит за руку младшего брата – к штурму готовы (как и другие пассажиры). Мама тихонько мне говорит: «Если сможешь, займи места, хотя бы одно». И так, водитель плавно выруливает, и толпа народу устремляется к дверям, а он открывает только заднюю, при этом, его лицо выражает ужасную гримасу. Посадкой в автобус сие действо назвать было нельзя, это был именно штурм. Люди заходили, уплотнялись, а кто-то оставался на улице в ожидании следующего нескорого рейса, и автобус, напоминавший консервную банку, начинал медленно трогаться. Я всегда испытывал чувство страха, особенно на поворотах, мне казалось, что еще чуть-чуть и мы просто перевернемся, и все друг друга подавим, но просто каким-то чудом мы продолжали движение. Второй волной страха был момент, когда водитель, при таком кол-ве пассажиров начинал ускоряться, на дорогах было достаточно ям, и когда в низ попадали колеса, вначале, все приседали, охая, а потом подпрыгивали, адресуя в адрес водителя «теплые, дружественные» фразы. Даже в самый лютый мороз внутри автобуса через пятнадцать минут движения становилось, как в бане, и моего младшего брата начинало тошнить. Мама кричала, просила остановить автобус, наконец, это происходило, а некоторые нетерпеливые пассажиры бубнили возмущенно, выражая свое недовольство остановкой, на что получали от мамы достойный отпор, она хорошо знала, как ответить, был большой опыт таких поездок. Ближе к концу пути количество пассажиров уменьшалось, и у автобуса как будто появлялись крылья (такое было ощущение), он не ехал, а летел, освободившись от тяжести лишнего веса. Такие поездки были не исключением, не какой-то единичной авантюрой, так ездила годами вся страна….
Однако, вспоминая советский автобус ЛИАЗ, хочется сказать о нем несколько теплых слов, потому что с ним неразрывно связаны мое советское девство и юность: поездки к бабушке, выезд с одноклассниками на сбор урожая в первой четверти учебного года, поездки по городу в секцию. Да, он был похож на большого, желтого, горбатого великана, очень шумного, дребезжащего, но, при этом, очень доброго, теплого и надежного. Даже весь перекособоченый, он, как подбитый танк, продолжал движение и довозил пассажиров до нужной остановки, но самое главное- это был наш советский, родной автобус, в которого были вложены руки и душа наших людей, видимо поэтому он служил верой и правдой. Есть ли сейчас такое- не знаю, слышал, что на ЛИАЗе выпускают электробусы, но отечественного в них очень мало. Жаль, что мы утеряли нашу самобытность, то, чем могли бы сейчас гордится, доведя до ума тот первый ЛИАЗ, ведь есть в стране умные головы и умелые руки.
Свидетельство о публикации №225060401544