Новый исход Израиля

НАДЕЖДА НА БОЖЬЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО.

Во времена Второго Храма многие иудеи надеялись, что Бог снова вмешается в историю Израиля так же, как это было во времена Моисея. Эти ожидания складывались из размышлений над Писанием, национальной болью и стремлением к освобождению. История Исхода, когда Бог вывел Своих людей из египетского рабства, воспринималась не только как прошлое событие, но и как образец того, что Бог сделает снова.

ОБЕЩАНИЯ ПРОРОКОВ.

Люди читали пророков — Исайю, Иеремию, Иезекииля — и видели там обещание, что Бог соберёт рассеянных, восстановит землю, заключит новый завет и снова будет пасти Свой народ. Эти пророчества наполнялись надеждой: как Бог однажды вывел Израиль из Египта, так Он снова выведет — уже из духовного и политического плена. Люди ожидали, что Господь разрушит власть угнетателей (в то время — Римской империи), очистит землю и восстановит Царство Израиля. Хотя фразу «новый исход» тогда не говорили, сами ожидания были именно такими — Бог снова выведет народ, как когда-то из Египта.

ПУСТЫНЯ, МАННА, НОВЫЙ ЗАВЕТ.

Некоторые общины, особенно в Кумране, даже указывали, что Бог снова поведёт народ в пустыню, где даст ему новое учение и обновит Завет. Манна, вода из скалы, облако славы — всё это должно было вернуться. Мессия должен был быть не просто царём, но вождём нового народа, нового перехода — к свободе и Божьему правлению.

НЕОЖИДАННЫЙ МЕССИЯ.

На этом фоне и служение Иисуса приобретает особую глубину. Он уходит в пустынные места, кормит людей хлебом, говорит о Своей плоти как о хлебе жизни, совершает знамения, напоминающие события Исхода. Но при этом не поднимает восстания, не изгоняет римлян, не устраивает политических реформ. Он предлагает другой путь — путь духовного освобождения, который не вписывался в ожидания многих.

Именно по этой причине Иисус оказался для одних соблазном, а для других — камнем преткновения.


Рецензии