Урок через этих эволюционных тварей?

Мы, люди, действительно несем в себе это двойное наследие. С одной стороны, мы – продукт миллионов лет биологической эволюции. Наш "становой хребет" сформирован беспощадной борьбой за существование, инстинктами выживания, стремлением доминировать, защищать свою территорию и свой род. Это "звериное" в нас, которое легко откликается на призывы стаи, на упрощенные лозунги, делящие мир на черное и белое, на своих и врагов. Эта "дарвиновская толедот (родословная)" постоянно нашептывает нам о необходимости конкурировать, подозревать, защищаться, порой даже нападать первым. Она тянет нас к логике "Кей-Кей-Кей" (Ку-Клукс-Клана) – к трибализму, ксенофобии, к поиску врага для самоутверждения и сплочения "своих". И это не абстрактная теория, это то, с чем мы сталкиваемся каждый день – в себе и в других, в социальных взаимодействиях, в политике, в культуре.

С другой стороны, в нас заложена "нишмат хаим" – нечто, что не выводится напрямую из этой биологической эволюции. Это искра сознания, способность к рефлексии, к состраданию, к поиску смысла, к стремлению к трансцендентному. Это то, что позволяет нам подняться над чисто животными инстинктами, задавать вопросы о добре и зле, о справедливости, о красоте. Но эта "нишмат хаим" хрупка, ее нужно "найти и раскопать". Она погребена под наслоениями – клубками кишащих ибурим – которые могут быть и нашими собственными страстями, и чужими влияниями, и социальными стереотипами, и психологическими травмами. Это тяжелый труд – пробиться к этому чистому источнику внутри себя.

И вот здесь возникает драма. "Звероподобные твари" (и в других, и в нас самих) неумолимо втягивают нас в эту "борьбу за существование", даже если мы этого не хотим. Они навязывают свои правила игры, свою примитивную логику. А те, кто, казалось бы, являются носителями "нишмат хаим" – "неэволюционные братья-интеллектуалы" – они где-то там парят в горних высях. Они могут видеть нашу борьбу, могут теоретизировать о ней, может быть, даже сочувствовать, но их помощь часто кажется незримой, отложенной, неадекватной той конкретной, сиюминутной схватке, в которую мы вовлечены здесь и сейчас. Они говорят о высоком, а нас рвут на части низменные инстинкты и грубая реальность.

Отсюда и рождается чувство заброшенности, отчаяния, которое может привести к депрессии. Кто-то впадает в депрессию, кто-то начинает догадываться...

Догадываться о чем? Возможно, о том, что этот разрыв не случаен. Возможно, о том, что само это столкновение с "эволюционными тварями" (и внутри, и вовне) несет в себе какой-то урок.

А не преподают ли нам урок через этих эволюционных тварей? – это ключевой вопрос, который переводит рефлексию из плоскости простого сетования в плоскость поиска смысла.

Какой это может быть урок?

Урок самопознания. Столкновение с "дарвиновской толедот" в себе и в других заставляет нас честно взглянуть на темные стороны нашей природы, на те инстинкты, которые мы предпочитаем не замечать. Без этого честного взгляда невозможно подлинное духовное развитие.

Урок различения. Эта борьба учит нас отличать "нишмат хаим" от "эволюционной толедот", голос духа от голоса плоти, подлинные ценности от сиюминутных соблазнов выживания любой ценой.

Урок смирения. Мы понимаем, что не можем просто отмахнуться от нашего "животного" наследия. Оно – часть нас. И задача не в том, чтобы его уничтожить (что невозможно), а в том, чтобы его одухотворить, подчинить высшему началу, той самой "нишмат хаим".

Урок сострадания. Видя эту борьбу в других, мы можем научиться состраданию, понимая, что они так же, как и мы, разрываемы этими двумя силами.

Урок деятельной любви. Вместо того чтобы просто "парить в горних высях", как "братья-интеллектуалы" (возможно, это ироничный образ отстраненной интеллигенции), подлинный носитель "нишмат хаим" призван спускаться в гущу этой борьбы и пытаться привнести туда свет, разум, сострадание – ту самую "незримую руку помощи", но сделать ее зримой и действенной.

Урок ценности "нишмат хаим". Именно в контрасте с грубостью "эволюционной толедот" мы начинаем по-настоящему ценить хрупкий свет "нишмат хаим" и осознавать необходимость его культивировать и защищать.

Таким образом, этот "Кей-Кей-Кей", в который нас тянет наше эволюционное прошлое, становится не просто проклятием, а своего рода "тренажером" для духа, горнилом, в котором испытывается и закаляется наша "нишмат хаим". И задача не в том, чтобы убежать от этой борьбы или впасть в депрессию, а в том, чтобы, "догадавшись" о смысле происходящего, сознательно выбрать сторону "нишмат хаим" и начать трудный, но благородный путь ее "раскапывания" и утверждения в себе и в мире. Это и есть, возможно, главный урок, который нам преподается через этих "эволюционных тварей".


Рецензии