Главное противоречие советской общеобразовательной

Мне фантастически повезло в жизни!
Я еще успел!
Застал!
Целый год в ней учился!
В той советской общеобразовательной школе, где торжествовала классная система Януша Амоса Каменского в чистом незамутненном виде.
Но мое обучение попало на Карибский кризис и преобразования дорогого Никиты Сергеевича Хрущёва. Ближе к концу свокй грешной жизни я попал в сад при особняке Никиты Сергеевича Хрущёва в городе Киеве. Познакомился с ним капитально. В этом саду было два особенно любопытных объекта: круглая огромная клетка и удивительный «Замок на скале». Небольшой но… Предназначение клетки у меня лично, выросшего в Свердловском зоопарке,затруднений не вызывало. У нас в Свердловске стояла точно такая же круглая клетка. Такого же точно размера. И в ней обитали павлины!
За все годы посещения зоопарка я нигде в нём не видел такого сообщения. И на уроках в школе не видел! И в фильме «Белое Солнце пустыни» такого сообщения нет. Павлины есть, а сообщения нет. И где Никита Сергеевич это узнал – даже не предполагаю. Но он знал это абсолютно точно!
На уроках биологии дорогая Елена Дмитриевна об этом помалкивала, а это было поважнее всего остального, сообщенного нам ею в школе! Потому что это не басня о тычинках и пестиках. Не сказка о предназначении головного мозга человека. Вот я уверен, что сам факт Лаврентию Павловичу был наверняка известен. А того, о чем никем и нигде не сообщалось он либо не знал, либо недооценил. И остался в итоге без собственного головного мозга!
Да! В саду ненаглядного Никиты Сергеевича Хрущёва жили павлины! И важно здесь не то, что у них фантастически красивые хвосты. Важно здесь то, что учуяв чужого около своей обители они поднимают крик!
Они вопят! Они протестуют! И павлина не подкупишь ничем! И никакой диверсант не прокрадётся незамеченным к дому охраняемому павлинами!
Сторожевая функция у этих птиц самая главная! Основная! Ведущая! И потому уже Никита Сергеевич спал спокойно у себя на втором этаже. И посыльных от Лаврентия Павловича не опасался. Но была у него и вторая ступень биологической защиты особняка. В Замке на скале жили медведи! А по ночам мишек выпускали в сад «погулять». А медведь это хищник нападающий внезапно и абсолютно бесшумно. И потому рыцарю с длинным кинжалом предстояло столкнуться с медведем в ночи в момент внезапного бесшкмного нападения! А медведя как и павлина подкупить или запугать физиологически невозможно. Причем знать об их наличии в саду Никиты кому попало не полагалось! Вот им – медведям и павлинам – Берия и проиграл свою схватку с Никитой за жизнь. И был внезапно и моментально «ликвидирован»!
И благодаря павлинам и медведям я в своем детстве оказался сначала в классической классно-урочной, а затем в кабинетной системе на фоне прихода к власти великого советского триумвирата: Брежнев – Косыгин - Подгорный.
И пока дорогой Леонид Ильич мягко и трудно вытеснял главных конкурентов за абсолютную власть я успел и на второй год остаться и завершить худо-бедно первые восемь классов свой ученической школьной жизни.
Но кабинетную систему я прочувствовал капитально.
Сейчас я понимаю то, чего не понимал в детстве.
У детей случается музыкальный слух.
Не у всех.
Не всегда.
Но случается!
У детей случаются задатки художника.
Да у немногих,
Но бывает.
Иногда деткам выпадает спортивный талант.
Вот Людочка Жаркова в нашей школе фантастически быстро бегала!
И брала медали в спринте аж на трёх Олимпиадах!
А Людочка Саунина в нашей шахматной школе уже в 1968-69 году играла в силу международного гроссмейстера. Только звания такого для женщин пока еще не было. И все равно в 2005-ом году она стала таки Чемпионкой мира!!
Так что минимум двух одаренных спортивным талантом девочек я знал лично еще до выпуска из своей второй английской.
Так вот теперь я понимаю. У меня с детства был абсолютный «аппаратный» слух. То есть я с детства безошибочно чувствовал, как надо управлять тем или иным социальным организмом. Шайкой во дворе. Школой. Огромным заводом. Группой предприятий. Страной. Причем без всяких учебников. Этот дар божий во мне в конце концов раскрылся «по полной». Но и в шестом классе я превосходно ощузал, что именно у рнас в школе «не так».
Проблема обладания таким талантом в том, что народу такое явление неведомо и у субъекта обладающшего подобным даром на деле одни только гигантские проблемы. Мальчонке тринадцать лет и он понимает (именно понимает!!!) что в школе что-то организованно порочно. Его «аппаратный слух» воспринимает творящееся как жуткую какофонию! Мир дисгармоничен. Но даже сказать об этом никому нельзя. Окружающие воспринимают любое высказывание абсолютно однозначно как «особенность» и крутят пальцем у виска в лучшем случае. От моих комментариев стонала моя бабушка и выла волком в ночи моя родная мама. Обе понимали, что меня, как и дедушку (для них мужа и папу) с такими текстами сначала расстреляют, а уже потом всё остальное. В подсознательном ожидании моего скорого и неизбежного ареста и расстрела моя мама доживала свой долгий век. Вся моя вина была в обладании потрясающим чувством аппаратной гармонии.
И когда я наконец прорвался к реальному управлению школой за два месяца я показал шедевр, равного которому вы не сыщете во всей мировой истории школ. Это был мой «Девятый вал», моя «Джоконда»!
Но не будем сегодня о прекрасном и грустном!
Умирать надо улыбаясь!
К делу!
Итак: две системы советской общеобразовательной школы:
Классно-урочная и кабинетная.
Существо различия вот в чем:
В классно-урочной системе учителя ходят по классным комнатам а каждый класс весь день сидит в своей классной комнате.
То есть у меня есть свой класс и я в нем сижу, а к нам в класс приходит то учитель физики, то учитель биологии, то учитель истории и ведут с нами уроки. У каждого ребенка есть свой стул, своя половина парты, свой шкафчик с одеждой.
В кабинетной системе «в идеале» учителя сидят по своим кабинетам, а классы перемещаются из кабинета в кабинет. Поэтому есть кабинет физики, есть кабинет химии, есть кабинет истории.
То есть два варианта: либо учитель приходит к детям, либо дети приходят к учителю.
Вот именно это и есть главное противоречие советской общеобразовательной школы.
Классно-урочная система это «система Хрущева»
Кабинетная система это «система Брежнева»
По именам руководителей государства на момент моего знакомства с той и с другой.
И у той и у другой есть свои преимущества и недостатки.
И у той и у другой есть свои внутренние неустранимые противоречия.
И у той и у другой есть собственные парадоксы.
Есть учителя талант которых может раскрыться только в системе Хрущева, и есть учителя талант которых может раскрыться только в систем е Брежнева.
Есть дети таланты которых могут раскрыться только в системе Хрущёва и есть дети таланты которых могут раскрыться исключительно в системе Брежнева.
В начальной школе  доминирует система Хрущева.
В старшей школе доминирует система Брежнева.
И она же прекрасно чувствует себя в техникуме  и его аналогах.
Вводится понятие «воронки образования».
До четвертого примерно класса детям с головой хватает своего кабинета и своего учителя начальных классов.
С девятого примерно класса дети уже успешно адаптируются к переменам кабинетов в течение учебного дня. Наибольшие проблемы возникают в узком горлышке переходного возраста, когда ребенок становится подростком.
Именно на этот период приходится примерно одинаковое время, выделяемсое на четыре кластера предметов. В начальных классах доминирует язык и социализация. В старших классах доминируют физико-математический цикл или социология.
А вот с пятого по восьмой класс расписание занятий таково: СЕМЯ
Социология, Естествознание, Математика, Языкознание.
В идеале шесть дней по четыре урока ежедневно!
Четыре года в таком режиме и вы успешно миновали переход из детства в подростковый период.
Жизнь ребенка: до семи лет детский сад.
До одиннадцати лет начальная школа Хрущева.
До пятнадцати лет подростковая школа.
Далее школа Брежнева.
И вот именно в  подростковой школе наиболее полно раскрывается главное противоречие советской общеобразовательной и именно в ней и предстоит каждый раз заново решать все нерешаемые и нерешабельные задачи обучения и воспитания подрастающего поколения.

Продолжение даст Бог последует


Рецензии