Учитель приходит в класс?

Казалось бы, что особенного?
Открывается дверь классной комнаты и в класс входит незнакомый нам человек. Наша классная улыбается ему, здороваеся с ним и сообщает всему классу радостным голосом: знакомьтесь дети! К нам в гости пришел замечательный скрипач Юрий Васильевич Коган! Сегодня он расскажет нам о мастерах, которые изготавливали скрипки в Италии много лет назад.
Этот стиль «введения» характерен и для нашего телевидения. Всё в полном соответствии с законом о советской милиции: отдай честь, представься!
Конечно нам сразу понятно, что прежде чем появиться перед нами этот человек уже общался с нашей классной. И поэтому она не только знает его фамилию, имя и отчество, но и догадывается, а чем именно с нами он будет говорить. И неважно уже – он предложил сам или его специально искали и пригласили. Важно что он уже перед нами и сейчас откроет рот и начнёт что-то говорить. Окружающий мир огромен. В нем живут миллиарды людей.
Время для уроков у школьника мизерное.
В среднем одна тысяча уроков в год. 34 недели по тридцать сорока пяти минутных отрезков. Один урок – одна тысячная учебного года!
Десять человек – это уже один процент официального учебного времени!
Приходящий в класс человек как правило никакого отношения к программе не имеет. У него нередко нет ни медицинской книжки, ни патента на образовательную деятельность. Он может скрытно болеть гриппом. И то, что он сообщает детям далеко не всегда им полезно и нужно.
В моей личной жизни случилось такое явление скрипача на один урок в первом классе в третьей учебной четверти. Ровно один урок. Сорок пять минут. Скрипач пришел к нам со своей скрипкой и что-то нам рассказывал и показывал и даже немного играл. Потом он ушёл.
Я не помню его имени и фамилии. Я не помню, о чем он конкретно тогда толковал. Но это единственный урок в первом классе школы Августа Соломоновича Белкина, который я несу в себе всю жизнь и вместе с ним несу в себе всю жизнь любовь к скрипке. Больше ни одного урока в этой школе и в этом классе я не помню. Только имя-отчество нашей классной: Ревекки Львовны!
Обычно в класс к детям входит не «учитель», а преподаватель.
Учитель – настоящий Учитель – это во-первых наиредчайшая редкость, а во-вторых (но на самом деле как раз во-первых) это всегда Личность.
Встреча с Личностью оставляет в личности ребенка неизгладимый след.
Десять минут общения с Личностью стоят тысяч занятий с «преподавателем». И только спустя десятки лет вдруг понимаешь, что это и была истинно сказочная встреча, подлинный подарок судьбы.И на самом деле абсолютно неважно, о чем именно говорит Личность.
Момент личного общения важнее всего. Вопрос – мгновенный ответ. И всё! Далее «по образу и подобию»!
Образование это строго глаза в глаза, личный вопрос и личный ответ.
И не нужно много. Достаточно одного точного взгляда. Одной крошечной улыбки. Трёх во-время произнесённых слов. Образование мгновенно!
Однажды Учитель встретился со старшеклассниками престижной школы города. Одна из старшеклассниц задала ему один, как ей казалось «убойный» вопрос. Мгновенно получила реально убойный ответ. И этот миг определил её жизнь на всю жизнь.
Поэтому договариваемся на берегу. Про Личность Учителя и Личность Ученика мы в рамках темы «Модульная школа» больше говорить не будем. Рассматриваем строго вопросы о взаимоотношениях «преподавателей», «тренеров», «воспитателей» и «воспитуемых», «учащихся» и «подопечных».


Рецензии