Не моё собачье дело

*   *   *
Опубликовано в газете «Городские новости» (Красноярск) 24 февраля 1998 г.


Почему корова на балконе – неприлично, а дог размером с тёлку в квартире – нормально?
(Риторический вопрос)

Однажды, слушая заунывный собачий вой, доносившийся из соседской квартиры, я впал в глубокие раздумья. Для чего люди держат собак? Собака – не вошь, сама по себе не заводится, да и отделаться от неё потом, в случае чего, не так-то просто. С балкона сбросить – шумно, дустом травить – жалко, в другой город увозить – хлопотно... Думал я, размышлял, мерекал с надрывным напряжением интеллектуальных сил и пришёл к печальному выводу: не любит человек собак. Я бы сказал, элементарно их не уважает.

К примеру, люди так страстно блюдут чистоту собачьих пород, так ревностно оберегают своих питомцев от смешивания с теми, кто не имеет родословной до десятого колена (или хвоста?), а сами? Сами скрещиваются с сумасшедшей активностью, невзирая на национальность своих избранников, и чистых человечьих «пород» скоро не останется вовсе. Зато собачьи – сохранятся. Где тут, спрашивается, равноправие? Сплошное неуважение свободы собачьего племени.

Неудивительно поэтому, что собака платит человеку той же монетой. Случается, за окном такая погода стоит – хороший хозяин пса на улицу не выгонит. Но – заметьте – нет такого пса, который бы не гнал на улицу своего хозяина (или хозяйку), когда ему (животному) приспичило прогуляться. Он будет скулить, визжать и лаять (пёс, а не хозяин), всем свои видом показывая, что терпеть ему нет больше мочи.

*   *   *

Конечно, не моё это собачье дело, но собак мне по-человечески жалко. Они же ужасно глупые. Они же не понимают, что над ними попросту издеваются: держат взаперти в людских жилищах вместо того, чтобы поселить в дощатой конуре на лоне природы; кормят иностранными консервами, а не живой пищей с помойки; подсовывают для случки тех, кто нравится хозяевам, а не им самим...

«Человек собаке – друг, – думают собаки, – он кормит нас, выгуливает, блох вычёсывает. Если нам холодно – в попонку наряжает. Жаль только, не облизывает с ног до головы». И невдомёк им, бестолковым созданиям, что многие люди относятся к собаке словно к вещи.

«Собака бывает кусачей только от жизни собачьей...» Правильно. А ведь по-настоящему собачья жизнь – у тех собак, которых насильно загоняют в человеческие рамки: громко не гавкай, на пол не какай, ешь только из миски... Лишь в деревне да на даче хорошо быть кисою, хорошо собакою. В городе же для обитания собак практически не создано никаких условий. Здесь даже для людей-инвалидов слишком мало удобств – пандусов для колясок, переходов со звуковым устройством. А муниципальный транспорт вообще рассчитан лишь на крепких, проворных и выносливых личностей. Что уж тут говорить о животных.

Собаке самой природой предназначено до одури бегать, резвиться, скакать и чувствовать себя свободным существом. Однако многие из них томятся в клетках квартир, порой в одиночестве, и только жалобно воют от безысходности. Как то несчастное животное, что обитало по соседству с моей прежней квартирой. По утрам я садился за стол и создавал газетные тексты (работа у меня такая), а этажом ниже начинался концерт без заявок. Наиболее отчётливо скулёж почему-то слышался в ванной. Похоже, псину на день запихивали именно туда.

А раньше в том же доме, но двумя этажами ниже, жило четвероногое создание с иными повадками. Собаку по утрам (когда я ещё спал) и вечерам (когда отходил ко сну) выпускали на балкон подышать озоном. И она «отрывалась» там на полную катушку. Непрерывный шумовой эффект усиливался ещё и тем, что звонкое гавканье отражалось эхом от стен ближних домов. Собака облаивала все движущиеся предметы, включая облака и луну, а также все звуки, долетающие до её чуткого слуха. У меня нервы крепкие. Но у кого-то они в конце концов не выдержали: то ли у хозяев – и они отправили голосистое существо в бессрочную ссылку, то ли у соседей – и они, улучив момент, метнули на нервирующий балкон гранату.

*   *   *

Конечно, не моё это собачье дело, но всё-таки странно, почему собаку считается приличным держать в квартире, а, допустим, кенгуру – нет? Ведь собака же – хищник, а кенгуру – безобидное травоядное, на кошек и на людей не бросается. То, что собака называется домашним животным – ещё не оправдание. Свиньи, бараны и лошади – тоже домашняя скотина, однако устраивать в спальне хлев почему-то никому не приходит в голову.

Иногда, подходя к какому-нибудь многоквартирному дому, мне явственно представляется, будто я приближаюсь к большой псарне. Земля вокруг покрыта щедрым-щедрым слоем... понятно чего (особенно впечатляющее зрелище возникает при таянии снега), все углы и столбы отсырели от постоянного поливания... понятно чем. Так и кажется, что зазевайся лишь на минутку, постой задумчивым столбом – и будешь обильно окроплён снующими там и сям четвероногими друзьями.

Я, признаться, уважаю чужие вкусы, ведь для кого-то собачий брёх – лучшая музыка, собачья шерсть на полу – лучший ковёр, а собачий запах – лучшее благовоние. Но как быть со вкусами тех, кому по душе – медитация и покой, кто не хочет, подобно опытному слаломисту, лавировать между кучками множащихся экскрементов? Нет мне ответа.

Полагаю, бешеным успехом пользовалась бы такая порода собак, которая питалась бы одним электричеством, не требовала бы выгула и была бы снабжена регулятором уровня громкости. На ночь ставишь её заряжаться от розетки, выключаешь кнопку «Лай» – и никаких проблем. И тебе хорошо, и твоим «бессобачным» соседям.

Пора, пора заняться созданием подобной породы. А то взяли за моду плодить, извиняюсь за прямоту, всякие собачьи уродства. Вывели чудище со сплюснутым носом и торчащей нижней челюстью (пепел от сигарет, что ли, туда стряхивать?) – ах, какая прелестная псина этот боксёр! Скрестили крысу со свиньей – ох, какой симпатяга этот бультерьер! Всё равно красивей своего прародителя – волка – ни одна порода не получится. Не выйдет, как ни подрубай несчастным созданиям хвосты, не подрезай уши и не подстригай им шерсть, точно кустарник в саду.

*   *   *

Конечно, не моё это собачье дело, но взаимоотношения людей и собак вовсе не исчерпываются пламенной любовью к животным. Напротив, настоящая любовь (человека к собаке) встречается не так уж часто. Например, если человек ценит свою псину больше окружающих его людей, если ему наплевать на их образ жизни, пристрастия и антипатии, то разве такая любовь – настоящая? Это, надо признать, просто извращение.

По-моему, подавляющее большинство собаковладельцев не осознаёт того факта, что собака существует у них в качестве развлекающего предмета или средства для удовлетворения каких-то амбиций и эгоистических желаний. Они заботятся или о себе, или о своих детях, или о своём имуществе, но никто не берёт в расчёт – а каково самой собаке? Нравится ли ей подражать человеку – жиреть, тупеть и болеть от недостатка воздуха и воли?

Понятно, что людям всегда чего-то в жизни не хватает. И они пытаются восполнить этот недостаток с помощью домашних животных.

Старушкам, доживающим свой век в одиночестве и болезнях, остро не хватает внимания и общения. Они обычно заводят маленьких ласковых собачонок «системы шавка», чтобы легче было прокормить и можно было иногда взять на руки. Такие мопсики или болонки для старушек – полноправные члены семьи. Важно не наступить на них на улице, когда они бросаются на вас с визгливым лаем.

Неудачникам и пропойцам лестно иметь хоть одну, целиком зависящую от них живую душу. Любому опустившемуся или закомплексованному человеку крайне важно представлять, что он – не полное ничтожество в этом мире. Что есть ещё те, для которых он – главный. Пускай это всего лишь собака, пусть она не говорит, а только лает. Зато послушна, преданна и помыкай ей как угодно – она всё равно будет смотреть на хозяина рабским взглядом и вилять хвостом.

Кому-то важно выглядеть «крутым» и окружить себя всем самым престижным. Обладание дорогой породистой псиной (желательно редкой породы) – часть блестящего имиджа. Дескать, смотрите, какой я преуспевающий, модный и разносторонний. Таким людям, кстати, нелишне напомнить, что художник Дали, дабы эпатировать публику, прогуливался по бульвару с опоссумом на поводке. Зачем же зацикливаться на одних собаках!..

Кого-то на приобретение собаки толкает стадное чувство: у всех друзей и знакомых есть, а я чем хуже? Иные предпочитают иметь в квартире зубастого сторожа вместо электронной сигнализации. Третьи уступают капризам ребёнка завести дома живую «игрушку». В общем, причин много, но, как ни поверни, в большинстве из них кроется корысть. Оправданная или мелочная.

*   *   *

Конечно, не моё это собачье дело, но любой человек вправе не жить собачьей жизнью, если того не хочет. Город – большое тесное общежитие, и соблюдать элементарные правила мирного сосуществования следует всем.

Когда из-за угла или из какого-нибудь двора выскакивает энергичная сверх меры псина и начинает гавкать непосредственно на меня, я просто говорю, не сбавляя хода: «А по морде?» Произношу серьёзно, внятно, глядя четвероногому созданию прямо в глаза. И – что бы вы думали? – это почти всегда срабатывает. Собака либо бежит дальше по своим неотложным делам, либо сразу смолкает, теряя ко мне всякий интерес или делая вид, что лаял кто-то другой, а вовсе не она.

Не знаю, как там у них насчёт понимания русского языка, но эмоциональный настрой всякая живность воспринимает превосходно. Собаки явственно чувствуют, что я существо чрезвычайно мирное и совершенно безобидное. Если, конечно, не пытаться меня укусить. Тогда я и впрямь могу стать опасным для их здоровья. Хотя животных люблю с детства. Просто весьма неприветливо отношусь к тем, кто разевает на меня пасть.

Разумеется, в общении с собаками есть масса положительных сторон. По себе знаю. Но их я намеренно не затронул. Потому что о благотворном влиянии фауны на человечество знают все. Зачем повторяться? Я лишь попытался по-своему взглянуть на острые углы вечно юной темы. Ведь эта проблема будет всегда, сколько о ней ни пиши.


Рецензии