Как медвежонок Потап повзрослел

В густом медовом лесу, где пчёлы разговаривают стихами, а малина сама падает в рот, жил медвежонок Потап. Он был самым нетерпеливым медведем на свете, так что его прозвали Торопыжка.

— Хочу мёд! —  кричал Потап и тут же лез в улей, получая укусы.
— Хочу рыбу! — и наш Торопыжка шлёпал лапой в воду, распугивая всех обитателей речки Серебрянки.
— Хочу ягоды! — и медвежонок срывал их еще зелёными, а потом плевался.

Однажды Торопыжка увидел, как барсук Терентий собирает целебные коренья.
— Вот! — обрадовался медвежонок. — Выращу волшебный корень и стану самым сильным! Он воткнул в землю первый попавшийся корешок и стал ждать. Стойко продержавшись целых пять минут, Торопыжка обиженно зарычал :
— Не растёт! — и выдрал корень обратно.

Как назло, неудачи преследовали Потапа повсюду: решил полакомиться медком  -  получил пустые соты и распухший нос. Отправился на рыбалку – перекопал весь берег,  — испортил нерестилище, ни одного даже самого захудалого карася не поймал; на ягодной поляне не нашел ни одной спелой ягодки, и от злости вытоптал все кустики…

Весь лес взбунтовался против такого обращения:
— Хватит! — сказали пчёлы.
— Уйди! — хлюпнула рыба.
— Извинись! — зашелестели кусты.

Торопыжка забился в берлогу и решил, что раз его в лесу никто не любит, то и пусть он умрет от голода, вот тогда они пожалеют! 

Тут раздался стук в дверь, и Потап увидел на пороге соседа, дядюшку Прохора, ученого крота с корзинкой в одной лапке и лопатой в другой.
 
- Давай попьём чайку с малиновым вареньем, - сказал Прохор, -  а потом я тебя научу, как стать самым удачливым медведем в лесу.

– Правда? – c надеждой спросил медвежонок, - он знал, что Прохор – уважаемый ученый крот, знаток лесных наук. – Тогда побежали быстрее, некогда чаи распивать! – вскричал Торопыжка.

Прохор засмеялся: - Вот тебе первый урок: уважай себя, тех, кто рядом и всё вокруг. 

Торопыжка смутился, он заметил, что крот был уже немолод, бегать вообще не умел, да и стоять ему было тяжеловато.

– Присаживайтесь, дядюшка Прохор – вежливо сказал Потап,   – может, налить Вам чашечку чая?
- С удовольствием… А вот скажи, Потап, -  завел беседу крот - ты осенью спать в берлогу укладывался – почему? Тебя разве кто-то заставлял? А весной ты что – по будильнику проснулся?

Медвежонок почесал растрепанный затылок: - Да нет… Само как-то получилось... Может, у меня где-то внутри часы есть ? – улыбнулся он. – Мы, медведи, все такие – спим зимой.

- Точно подмечено, ты умный малый! – воскликнул крот. – А откуда в нашей речке Серебрянке так много рыбы, как ты думаешь?

-Так она каждый год весной откуда-то к нам приплывает метать икру… Дядюшка Прохор! Это открытие! Каждый – каждый - каждый год, весной! Рыба! Плывет! К нам! У нее есть рыбьи часы внутри! И можно не переживать – она приплывет!

- Конечно, - улыбнулся Прохор. Переживать точно не надо. А ещё можно почистить русло, чтобы рыба всегда к нам могла добраться.

- А мёд? То есть пчелы… смутился Торопыжка. Он понял, что пчел тоже нужно уважать… и догадался, что у них тоже есть пчелиные часы!

- А пчелы спят всю зиму, как и ты. И просыпаются, как и ты, голодные и злые. И хорошо бы вдоль реки посеять семена душистых цветов – не знаю, скажут ли пчелы спасибо, но мёда точно будет больше.

Можно и дом-улей им сделать из пустого старого бревна с дуплом. Когда пчелиная семья становится очень большой, она делится на две, и новой пчелиной семье приходится искать подходящий дом.
 
- Дядюшка, я видел пчелиные домики-ульи около деревни, их для пчел люди сделали?       –Да, малыш. Люди тоже очень любят мед. И терпеливо ухаживают за пчелами – и всем хорошо – и людям, и пчелам!

- Ну а про ягоды я и сам все знаю – мне мама всегда говорила: ещё не время черники… не время малины… Моя мама знала про ягодное время!

У ягод сначала цветочки появляются, потом они зеленые и невкусные долго стоят…ну а уж после – объеденье!
 
- Да, Потап, так что сердиться на них – бессмысленно, а уж если вытоптать кусты, то вообще ягод не будет! – примирительно вздохнул Прохор.

Так что вот он второй урок – всему свое время. Примечай жизнь леса – и будешь всегда в нужное время в нужном месте.

- А вдруг я не найду себе еду? Я теперь большой, сам должен все делать, у мамы опять малыши… Она мне больше рыбу ловить не будет… Потап немного взгрустнул, вспоминая счастливое детство с мамой.

Крот приобнял медвежонка и, взглянув на него своими подслеповатыми глазами, доверительно сказал:
- Сейчас ты узнаешь третью тайну жизни леса!

Смотри, Потап: пчелы проснулись, когда цветочки расцвели.  Рыба приплыла, когда в реке уже жизнь кипит – водоросли выросли, водомерки бегают, головастики плавают. Медведь проснулся, когда… - тут дядюшка Прохор вопросительно посмотрел на Потапа, и Потап прошептал:

 -  Готова медвежья еда… Все по часам происходит!

Глаза Потапа сами собой закрылись, он как будто окунулся в теплое мягкое облако, и вдруг почувствовал, как растет трава; летают, строят соты, носят мед пчелы; плывет рыба в речке; все происходит как надо, правильно и вовремя.

А вот и он, большой и сильный медведь, один из многих жителей этого чудесного леса.

Такая радость и такое счастье накатило на медвежонка, что он открыл глаза и спросил: - Что это со мной, дядюшка Прохор?

Крот поднял свои подслеповатые глаза куда-то кверху и сказал: - Жизнь открыла тебе свою тайну.
Все так замечательно устроено – и это подарок нам. Живи, радуйся и не расстраивайся по мелочам! Спасибо за компанию, Потап, пойду я сажать свой огород  - сосед улыбнулся, взял свою лопатку и направился к выходу.

- Спасибо, дядюшка Прохор! – медвежонку от радости и счастья хотелось обнять весь мир! С новыми открытиями Потап ощутил огромную силу и жажду деятельности, поэтому он решил немедленно начать расчистку русла реки и изготовление пчелиных ульев.

Весь вечер Торопыжка работал у речки. Он убрал упавшие сухие деревья (заботливо припрятав их для изготовления пчелиных ульев), почистил дно, и за работой не заметил, как сами собой нашлись у берега свежая сочная сныть и вкусные корни дудника – любимые его весенние лакомства.

Наутро Потап сделал три новых пчелиных улья из старых пустых стволов, установил их на полянке недалеко от берлоги (кстати, в них Потап нашел забытые беличьи запасы сушеной черники и орехов).

Еще через пару дней, которые Потап провел, засеивая окрестности разнотравьем, (семена ему отдал крот Прохор) все его ульи нашли жителей – новые, молодые пчелиные семьи обустраивались и весело жужжали вокруг.

И – странное дело – пчелы не жалили Потапа, не бросались на него, они как будто знали, что он – пчеловод!

С соседом – ученым кротом Прохором, несмотря на разницу в возрасте, они теперь лучшие друзья;

и как-то само собой получилось, что все в лесу перестали называть Потапа Торопыжкой, а вскоре и вовсе стали звать – Потапом Михайловичем.

По вечерам, попивая чай с медком и малиной, Потап вспоминает уроки своего мудрого друга:

Уважай себя, тех, кто рядом и всё вокруг;
Все происходит как надо, правильно и вовремя,
Ты один из многих жителей этого чудесного мира;
Все так замечательно устроено – и это подарок нам.
Живи, радуйся и не расстраивайся по мелочам!


Рецензии