О патриотизме
Патриотизм современного типа зарождается вместе с буржуазным национальным государством, в эпоху европейских буржуазных революций, главным образом, в период Великой французской революции. «Отечество в опасности! Умрем за родину!» - кричали «синие», сторонники французской республики. «За короля и бога» - кричали их противники, белые монархисты. Феодальной эпохе был чужд патриотизм – в бой шли за сеньора, короля, или же веру. А простой народ, крестьяне и т.д., определяли свою «родину» по сугубо местническому характеру: уроженец Гасконии во Франции считал себя не французом, а гасконцем, так и в Российском царстве крестьяне на вопрос «чьи будете?» отвечали «смоленские, псковские, тверские», и т.д.
Таким образом, читатель сразу должен взять на заметку, что патриотизм – порождение буржуазной эпохи, когда из слаборазвитой торговой сети между феодальными вотчинами и городами складывается национальный рынок с национальной же буржуазией, пожинающей плоды с этого рынка. А ей в свою очередь требуется национальное государство, и патриотизм, как соответствующая идеология.
Конечно, корни патриотизма уходят вглубь веков – патриотизм буржуазной эпохи не зародился с пустого места: ещё в греческих полисах и в Риме было подобие патриотической идеологии. И конечно же, эта идеология выражала интересы хозяев государства – не только самых высоких олигархов и знати, но в целом свободных граждан-рабовладельцев, который можно назвать античным правящим классом. Патриотизм в античности был тесно связан с материальной выгодой от оного – я люблю и уважаю свое государство не просто так, а потому, что являюсь его совладельцем, выгодополучателем. Было бы смешно, если бы патриотизм пытались прививать рабам или античным пролетариям (последние, занимая в то время скорее положение люмпенов, больше думали о тех диктаторах, которые могли бы отчасти выражать их интересы, по типу Цезаря).
Но в буржуазную эпоху, когда внеэкономической, силовой контроль эксплуатируемых рабовладельцами и религиозно-силовой феодалами сменился преимущественно идеологическим и экономическим контролем со стороны буржуазии, патриотизм, по прежнему выражая лишь интересы буржуазного класса (иногда не только крупной части буржуазии, но и мелкой), должен был стать иллюзией идеологии всеобщей, всенародной. «Ты должен любить свою Родину! Ты должен быть готов отдать за неё жизнь, если потребуется!» - вот что стало лозунгом буржуазной идеологии. Однако не зря в «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс написали – «у пролетария нет отечества», ибо оной у него действительно нет – она в руках буржуазии, его классовых врагов. И все попытки правящего класса привить пролетариям патриотическую идеологию сродни попыткам феодалов привязать к себе крестьян с помощью идеи веры – на смену фразе «У нас с вами один Бог! Убивайте еретиков!» пришла другая: «у нас с вами одно Отечество! Мы *вставьте название нации*, у нас общие интересы!». И часть пролетариев, особенно более привилегированные слои, увы, падки на патриотическую уловку буржуазии.
Особенно это актуально сегодня, во время отлива революционной волны, безусловно, временного. И задача коммунистов – разоблачать буржуазный патриотизм везде, где они его видят, вскрывать его истинную, классовую сущность, и те чуждые пролетариям интересы, которые скрываются за патриотической ширмой.
Итак, с буржуазным патриотизмом всё понятно. Но что же делать с патриотизмом социалистическим? Оный действительно имеет право на жизнь и поддержку со стороны коммунистов. Завладев государственной машиной, став правящим классом на национальном уровне, пролетариат становится владельцем государства. Так было в СССР и других странах социалистического блока. Защита социалистического отечества=защита завоеваний пролетарской революции.
Однако стоит понимать сугубо ограниченную роль социалистического патриотизма, его историчность. Поскольку социализм в полной мере, как первая стадия коммунизма, может быть построен лишь в мировом масштабе, постольку и социалистический патриотизм должен стремится к интернационализму, даже в потенциале к красному космополитизму, к Мировой социалистической республике. Ведь как ни крути, а патриотизм отдельной страны имеет в родовом плане буржуазное происхождение – и социалистический патриотизм есть лишь переходная форма от патриотизма буржуазного к коммунистическому космополитизму Мировой социалистической республики. Любовь и привязанность к отдельной стране сменится любовью и привязанностью ко всей планете, когда весь политический глобус окрасится в красный цвет. Подобно тому, как привязанность к семье сменялась привязанностью к роду, рода к племени, племени к первым государствам, патриотизм рано или поздно уступит место всепланетарному, коммунистическому космополитизму, ведь не только национальные (и любые другие) государства уйдут в прошлое – уйдет в прошлое и разделение на нации.
Общевидовое, бесклассовое и безгосударственное единство будет достигнуто, и патриотизм отправиться на музейную полку, вместе с религией, семьей и частной собственностью.
Свидетельство о публикации №225060501644