Охотники за кораблями не возвращаются
Позже я узнал, что в немецкой авиации действительно было несколько таких частей. Одной из них была 806-я береговая (прибрежная) авиационная группа (Kustenfliegergruppe 806 или сокращённо Ku.Fl.KGr.806). Именно к этой группе принадлежал «Юнкерс», запомнившийся мне по снимку в газете.
Надо сказать, эта 806-я авиагруппа, действуя над Балтикой и Ладогой в 1941 году, нанесла ощутимый урон советскому военно-морскому и торговому флоту.
Так, в первый же день Великой Отечественной войны самолеты Ю-88 из Ku.Fl.KGr.806 сбросили на Кронштадтский фарватер 27 магнитных мин, на одной из которых в 11 часов 30 минут у входа в Морской канал подорвался и затонул грузо-пассажирский пароход «Рухно» (499 брт).
В дальнейшем, лётчики группы потопили и повредили несколько эсминцев и других боевых кораблей Краснознамённого Балтийского флота.
Например, 19 июля 4 самолета Ю-88 из состава 806-й авиагруппы атаковали стоявший на якоре на рейде Хельтермаа у острова Даго эсминец «Сердитый» (командир – капитан-лейтенант А. Г. Письменный). Две бомбы попали в цель. Эсминец получил серьезные повреждения и затонул. Погибли 35 членов экипажа.
Эсминец «Карл Маркс» (командир – капитан 3 ранга Л. В. Дубровицкий) подвергся налёту 4 бомбардировщиков Ю-88 из Ku.Fl.Gr.806 в бухте Хаара-Лахт 8 августа. Близкие разрывы вызвали на нём детонацию глубинных бомб, в результате чего эсминец затонул на мелководье вместе с находившимся около него сторожевым катером МО-209.
Много транспортных и других кораблей стали жертвами бомб 806-й группы в дни печально известного Таллинского перехода. Например, только за один день 28 августа, лётчики Ku.Fl.Gr.806 совместно с коллегами из I./KG.77 потопили транспортные корабли «Вайндло» (604 брт), «Скрунда» (2.414 брт), ледокол «Кришьян Вальдемарс» (2.750 брт), а также 1 баржу.
Увы, список погибших и повреждённых советских кораблей в результате действий Ku.Fl.Gr.806 слишком большой и, опубликовать его не представляется возможным. Впрочем, это не является темой данной статьи.
Тема статьи совершенно другая. Дело в том, что в ожесточённых боях 806-я береговая авиагруппа понесла значительные потери. Это и есть главная тема статьи. Все потери самолётов (уничтоженных и повреждённых) перечислять я не буду, а вот о потерях лётного персонала расскажу довольно подробно.
Итак, перед нами – список потерь лётчиков 806-й группы:
23 июня 1941 года
Ju 88A-6 Werk-Nr. 6300 (М7+CL) из состава 3./Ku.Fl.KGr.806 не вернулся из полёта в район Кронштадта.
Lt. Sartorius Eduard, 10.12.1918, пилот, EK.II,I, пропал без вести (ранен, попал в плен, где умер 17.09.1945)
Uffz. Matterey (Matary) Hans (Johann), наблюдатель, EK.II,I, пропал без вести (ранен, попал в плен)
Uffz. Lemmer (Laemmer) Hans, 1919, бортрадист, EK.II,I, пропал без вести (ранен, попал в плен)
Uffz. Thurmeier Josef, бортстрелок, EK.II,I, пропал без вести (ранен, попал в плен)
Примечание:
По советским данным, в 1 час 40 минут самолёт сбит огнём 85-мм орудий 15-й батареи лейтенанта А. Т. Пимченкова (194-й зенитно-артиллерийский полк) в районе станции Песочная (пригород Ленинграда, Россия). Экипаж приземлился на парашютах и был взят в плен.
23 июня 1941 года
Ju 88A-5 Werk-Nr.4186 (М7+??) из состава Ku.Fl.KGr.806 произвёл аварийную посадку в районе Utti (Финляндия).
Gefr. Wammerl Franz, бортрадист, погиб
28 июня 1941 года
Ju 88A-5 Werk-Nr.4284 (М7+AB) из состава Stab/Ku.Fl.KGr.806 в ночь с 27 на 28 июня севернее посёлка Повенец возле Онежского озера разрушил ворота шлюза № 7 Беломорско-Балтийского канала им. Сталина, но и сам упал от взрывной волны 1.000-кг бомбы, сброшенной с малой высоты.
Obstlt. i. G. Emig Hans, 07.12.1902, пилот/командир группы, RK, EK.II,I, погиб
Fw. Rudolph Helmut, наблюдатель, погиб
Fw. Bodensiek Heinz, бортрадист, погиб
Fw. Hawlitschka Werner, бортстрелок, погиб
Примечание:
По советским данным, самолёт сбит огнём зенитных пулемётов ПВО.
28 июня 1941 года
Ju 88D-2 Werk-Nr.880874 (М7+??) из состава 1./Ku.Fl.KGr.806 в ночь с 27 на 28 июня при налёте на шлюзы Беломорско-Балтийского канала им. Сталина севернее посёлка Повенец возле Онежского озера упал от взрывной волны 1.000-кг бомбы, сброшенной с малой высоты.
Uffz. Rochna Heinz, пилот, погиб
Ofhr. z. S. Hegener Karl-Heinz, наблюдатель, погиб
Ogefr. Graneist Walter, бортрадист, погиб
Ogefr. Hansen Waldemar, бортмеханик, погиб
Примечание:
По советским данным, самолёт сбит огнём зенитных пулемётов ПВО.
29 июня 1941 года
Ju 88A-5 Werk-Nr.8139 (М7+KK) из состава 2./Ku.Fl.KGr.806 вследствие отказа мотора произвёл вынужденную посадку на море в районе южного берега Финляндии. Все четыре члена экипажа сели в спасательную шлюпку и через 4 дня достигли побережья Швеции, где благополучно высадились.
Oblt. Schmez Viktor, пилот, пропал без вести (позже вернулся)
Fw. Ullrich Arnols, наблюдатель, пропал без вести (позже вернулся)
Ofw. Kurt Petsch, бортрадист, пропал без вести (позже вернулся)
Uffz. Heinrich, бортмеханик, пропал без вести (позже вернулся)
5 июля 1941 года
Ju 88A-5 Werk-Nr.6404 (М7+FK) из состава 2./Ku.Fl.KGr.806 не вернулся из полёта над Балтийским морем в районе Koenigsberg (Восточная Пруссия).
Uffz. Hesse Martin, пилот, пропал без вести
Uffz. Mueller Karl-Heinz, наблюдатель, пропал без вести
бортрадист, пропал без вести
Uffz. Sippel Max, бортстрелок, пропал без вести
Примечание:
По советским данным, в 20 часов 25 минут самолёт сбит пилотами истребителей И-16 капитаном А. К. Антоненко и лейтенантом П. А. Бринько (13-й истребительный авиационный полк ВВС Балтийского флота) в районе острова Тальхомарне.
12 июля 1941 года
Ju 88A-6 Werk-Nr.2369 (М7+EH) из состава 1./Ku.Fl.KGr.806 подбит зенитным огнём и произвёл вынужденную посадку на воду Рижского залива севернее Виндавы.
Lt. Berger Achim, пилот, погиб
Lt. Mueller Heinz, наблюдатель, погиб
Gefr. Cramer Albert, бортрадист, погиб
Ogefr. Otto Trinkwitz, бортмеханик, погиб
15 июля 1941 года
Ju 88A-6 Werk-Nr.880510 (М7+CH) из состава 1./Ku.Fl.KGr.806 сбит зенитным огнём в районе Prevenitz.
Hptm. Seedorf Karl, пилот, пропал без вести (позже вернулся)
Oblt. Fuchs Eberhard, наблюдатель, пропал без вести (позже вернулся)
Uffz. Fischer Helmut, бортрадист, пропал без вести (позже вернулся)
Stfw. Mauderer Emil, бортстрелок, пропал без вести (позже вернулся)
25 июля 1941 года
Ju 88A-5 Werk-Nr.2253 (М7+??) из состава Ku.Fl.KGr.806 разбился в районе Juergenfelde (Восточная Пруссия) или в районе Gross Ragauen, возле реки Angerapp (Восточная Пруссия).
Lt. Storost Walter, пилот, погиб
Uffz. Weckesser Hans-Joachim, наблюдатель, погиб
Gefr. Rissel Heinz, бортстрелок, погиб
25 июля 1941 года
Ju 88A-5 Werk-Nr.6352 (М7+JH) из состава Ku.Fl.KGr.806 подбит зенитным огнём кораблей в Финском заливе.
Fw. Kubis Karl, пилот, ранен
Oblt. z. S. Friedrich Guenther, наблюдатель, ранен в голову (вскоре умер)
3 августа 1941 года
Ju 88A-5 Werk-Nr.3501 (М7+??) из состава Ku.Fl.KGr.806 из-за отказа мотора потерпел аварию при взлёте с аэродрома в районе Риги (Латвия).
Lt. Scheinstenger Anton, пилот, ранен
Gefr. Albers Hans, наблюдатель, ранен
Gefr. Schulz Herbert, стрелок, ранен
13 августа 1941 года
Ju 88A-5 Werk-Nr.1222 (М7+??) из состава Stab/Ku.Fl.KGr.806 подбит зенитным огнём в районе Моонзунда.
Major Hartwig Herbert, 02.04.1907, командир группы, EK.II,I, погиб
Fw. Baumann Karl, пилот, ранен
20 августа 1941 года
Ju 88D-1 Werk-Nr.1232 (М7+HK) из состава 2./Ku.Fl.KGr.806 не вернулся из полёта над Финским заливом.
Ofw. Eske Karl, пилот, пропал без вести
Ofw. Scholz Helmut, наблюдатель, пропал без вести
Ogefr. Grosse Heinz, бортрадист, пропал без вести
Uffz. Werner Karl, стрелок, пропал без вести
21 августа 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.3513 (М7+AH) из состава 1./Ku.Fl.KGr.806 не вернулся из полёта в район Таллина (Эстония).
Lt. Hold Albert, пилот, пропал без вести
Gefr. Hartwig Willy, наблюдатель, погиб (пропал без вести)
Gefr. Zawadil Otto, бортрадист, погиб (пропал без вести)
Uffz. Heinsen Uwe, бортстрелок, погиб (пропал без вести)
Примечание:
По советским данным, самолёт сбит утром пилотом истребителя И-16 старшим лейтенантом П. А. Бринько (13-й истребительный авиационный полк ВВС Балтийского флота) в районе Таллина (Эстония). Взяты в плен 3 лётчика.
25 августа 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.3509 (М7+JL) из состава 3./Ku.Fl.KGr.806 не вернулся из полёта над Финским заливом.
Ogefr. Proeger Walter, пилот, погиб (пропал без вести)
Uffz. Schumacher Karl-Heinz, наблюдатель, пропал без вести
Gefr. Schulze Herbert, бортрадист, пропал без вести
Gefr. Brochsel Gerhard, бортстрелок, пропал без вести
29 августа 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.2505 (М7+FH) из состава 1./Ku.Fl.KGr.806 не вернулся из полёта в район Лужской губы.
Lt. Aigner (Aikmer) Stefan, пилот, пропал без вести (позже вернулся)
Gefr. Stadtmann Karl-Heinz, наблюдатель, пропал без вести (позже вернулся)
Gefr. Finke Albrecht, бортрадист, пропал без вести (позже вернулся)
Gefr. Meinhardt Kurt, бортстрелок, пропал без вести (позже вернулся)
Примечание:
Как выяснилось позже, самолёт в 18 часов 30 минут произвёл вынужденную посадку в районе западнее Kirjama.
31 августа 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.2506 (М7+HL) из состава 3./Ku.Fl.KGr.806 упал и разбился в районе острова Сааремаа (Эстония).
Fw. Brecht Richard, пилот, погиб
Fw. Weissmann Ernst, наблюдатель, погиб
Ogefr. Gruenwald Wilhelm, бортрадист, погиб
Gefr. Ehrlich Kurt, бортстрелок, погиб
4 сентября 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.2503 (М7+??) из состава Ku.Fl.KGr.806 из-за отказа мотора произвёл вынужденную посадку на фюзеляж в районе аэродрома Спилве возле Риги (Латвия).
Lt. Schaefer Heinrich, 21.01.1914, пилот, ранен
7 сентября 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.3508 (М7+CK) из состава 2./Ku.Fl.KGr.806 потерян в районе острова Сааремаа (Эстония).
Oblt. Grein Кarl, пилот, ранен (умер в госпитале 25.10.1941)
Uffz. Haarmann Heinrich, наблюдатель, пропал без вести
Gefr. Starringer Georg, бортрадист, погиб
Gefr. Frey Josef, бортстрелок, погиб
12 сентября 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.3506 (М7+??) из состава Ku.Fl.KGr.806 произвёл вынужденную посадку на фюзеляж в районе аэродрома Спилве возле Риги (Латвия).
Lt. Kehrer Kurt, пилот, ранен
Ofw. Bikschadsky Franz, наблюдатель, ранен
Fw. Thoms Erwin, бортрадист, ранен
Fw. Starke Herbert, бортстрелок, погиб
14 сентября 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.8502 (М7+??) из состава Ku.Fl.KGr.806 сбит зенитным огнём. Экипаж выпрыгнул с парашютами.
Lt. Hoermann Sepp, пилот, ранен
14 сентября 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.1202 (М7+??) из состава Ku.Fl.KGr.806 произвёл вынужденную посадку на море. Спаслись 3 лётчика.
Uffz. Hirsch Helmut, наблюдатель, погиб
14 сентября 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.6502 (М7+??) из состава Ku.Fl.KGr.806 произвёл вынужденную посадку на море в районе Werder. Экипаж спасён.
Gefr. Iburg Hans-Walter, наблюдатель, ранен
18 сентября 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.2504 (М7+??) из состава Ku.Fl.KGr.806 разбился.
Uffz. Augustin Herbert, ранен
Uffz. Kaiser Reinhard, ранен
Gefr. Voigt Guеnther, ранен
Uffz. Hasener Alfred, ранен
19 сентября 1941 года
Ju 88A- Werk-Nr. (М7+??) из состава Ku.Fl.KGr.806 сбит зенитным огнём в районе острова Сааремаа (Эстония).
Fw. Ehrmann Otto, пилот, ранен
21 сентября 1941 года
Ju 88D-1 Werk-Nr.1055 (М7+??) из состава Ku.Fl.KGr.806 потерян в районе острова Сааремаа (Эстония). Экипаж выпрыгнул с парашютами.
Fw. Heisig Gerhard, пилот, ранен (умер от ран)
22 сентября 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.6503 (М7+ВK) из состава 2./Ku.Fl.KGr.806 разбился западнее Курессааре на острове Сааремаа (Эстония).
Lt. Jaeger Gustav, 08.09.1919, пилот, погиб
Uffz. Kuepper Heinrich, наблюдатель, ранен
Uffz. Gruenert Ernst, бортрадист, погиб
Fw. Jaeger Franz Xaver, бортстрелок, погиб
4 октября 1941 года
KL 35B Werk-Nr.1548 (М7+??) из состава Ku.Fl.KGr.806 разбился в районе Scultiveines возле Риги (Латвия).
Oblt. Teller Alfred, 28.05.1905, пилот, погиб
16 октября 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.1180 (М7+AL) из состава 3./Ku.Fl.KGr.806 не вернулся из полёта в район Ладожского озера.
Oblt. Obermayer Kurt, 1917, пилот/командир отряда, EK.II,I, пропал без вести (ранен в ноги, попал в плен)
Uffz. Friebe Paul, наблюдатель, пропал без вести (попал в плен?)
Ofw. Stretzu Rudolf, бортрадист, пропал без вести (попал в плен?)
Uffz. Daskewitz Ernst, бортстрелок, пропал без вести (попал в плен?)
Примечание:
По советским данным, самолёт сбит зенитным огнём сторожевого корабля «Конструктор» (командир – капитан 3-го ранга А. Г. Купидонов), произвёл вынужденную посадку на фюзеляж в районе Каменной Гривы в 150 метрах от Ладожского озера. Три лётчика взяты в плен бойцами поста ВНОС № 1102 сержанта Галкина.
3 ноября 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.4575 (М7+CK) из состава 2./Ku.Fl.KGr.806 не вернулся из полёта в район Talzy.
Uffz. Herbert Wolenski, пилот, пропал без вести (позже вернулся)
Uffz. Herbert Nuettig, наблюдатель, пропал без вести (позже вернулся)
Ogefr. Ernst Beyer, бортрадист, пропал без вести (позже вернулся)
Ogefr. Karl Breitner, бортстрелок, пропал без вести (позже вернулся)
Примечание:
По зарубежным данным, самолёт разбился при аварийной посадке в районе Сольцы юго-западнее озера Ильмень (Новгородская область, Россия). Все четыре члена экипажа были спасены.
3 ноября 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.1222 (М7+??) из состава Ku.Fl.KGr.806 произвёл вынужденную посадку в районе Talzy.
Lt. Anton Schweinsteiger, пилот, пропал без вести (позже вернулся)
Ogefr. Hans Albers, наблюдатель, пропал без вести (позже вернулся)
Ogefr. Adolf Rinne, бортстрелок, пропал без вести (позже вернулся)
Примечание:
По зарубежным данным, самолёт разбился при аварийной посадке в районе Сольцы юго-западнее озера Ильмень (Новгородская область, Россия). Все три члена экипажа были спасены.
6 ноября 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr.3505 (М7+AK) из состава 2./Ku.Fl.KGr.806 сбит.
Lt. Wilhelm Schmidt, пилот, спасся
Gefr. Hein Otto, наблюдатель, пропал без вести
Gefr. Rudolf Wuttke, бортрадист, спасся
Uffz. Konrad Schmidt, бортстрелок, спасся
10 ноября 1941 года
Ju 88A-4 Werk-Nr. (М7+KL) из состава 3./Ku.Fl.KGr.806 не вернулся из полёта в район Ленинграда.
Oblt. Huebel Wolfgang, пилот, пропал без вести
Uffz. Sundermann Bernhardt, наблюдатель, пропал без вести
Fw. Partelt Siegfried, бортрадист, пропал без вести
Uffz. Thown Hans, бортстрелок, пропал без вести
Гибель экипажа Oblt. Wolfgang Huebel оказалась последней потерей Ku.Fl.KGr.806 на советско-германском фронте. Вскоре авиагруппа была передислоцирована в район Средиземного моря, где квалифицированные лётчики были крайне необходимы для борьбы с кораблями антигитлеровской коалиции.
А как же насчёт сбитого «Юнкерса», упомянутого в самом начале статьи, удалось ли идентифицировать его экипаж? Да, удалось. Пилотом самолёта, на киле которого изображены силуэты трёх потопленных кораблей, был Oblt. Kurt Obermayer. 16 октября во время атаки советских кораблей на Ладожском озере, осколками зенитного снаряда, выпущенного комендорами сторожевого корабля «Конструктор», обер-лейтенант был тяжело ранен. Опасаясь потерять сознание, он срочно произвёл вынужденную посадку на фюзеляж, после чего был взят в плен. Тем не менее, от множественных осколочных ранений правого бедра, стопы и голени он умер 31 декабря 1942 года в эвакогоспитале № 2222. Похоронен он был на Пискаревском кладбище в Ленинграде, где, между прочим, захоронены сотни тысяч защитников и жителей города. Таков был конец одного из самых удачливых охотников за кораблями.
Свидетельство о публикации №225060500239
Игорь Борисенко 12.06.2025 06:37 Заявить о нарушении
Что ж, может быть и так... Однако в книге Ровера/Хюммельхена "Chronik des Seekrieges 1939-1945" написано: "Serdityj wird am 19.7. auf dem Ruckmarsch im Moonsund durch Bombentreffer (Ju 88 der K.Fl.Gr.806) beschadigt und muss nach vergeblichen Bergungsversuchen am 22.7. aufgegeben und selbstversenk werden". Как быть с этим?
С уважением,
Олег Каминский 11.06.2025 17:33 Заявить о нарушении
Игорь Борисенко 12.06.2025 06:23 Заявить о нарушении
Игорь Борисенко 12.06.2025 06:38 Заявить о нарушении
Олег Каминский 12.06.2025 06:48 Заявить о нарушении
Игорь Борисенко 12.06.2025 17:31 Заявить о нарушении