Иван Грозный послание к врагам России об их измене

                Бог наш Троица, прежде всех времён, бывший и ныне сущий, Отец и Сын и Святой дух, не имеющий начала, ни конца. Богом нашим Иисусом Христом дана была единородного слова божия победоносная, и вовеки непобедимая хоругвь - Крест честной первому из благочестивых царю Константину и всем православным царям и хранителям православия. Провидения и божественные слуги слова божьего, словно орлы, облетели всю вселенную и достигли Российского царства. Истинное православие началось по божьему изволению от великого князя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением, и великого князя Владимира Мономаха, и от храброго великого государя Александра Невского, одержавшего великую победу над безбожными немцами, и от достойного великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожниками агарянами, деда нашего великого князя Ивана, до приобретателя исконных прародительских земель блаженной памяти отца нашего великого государя Василия, и до нас смиренных скипетродержателей Российского царства.
                Зачем вы мните себя благочестивыми, и отвергаете свою единородную душу. Чем вы замените её в день страшного суда? Вы за тело своё пожертвовали душой, устрашившись смерти, поверив лживым словам своих бесами наученных друзей и советчиков. Отрёкшись от России, отрёкшись от нас, нарушив клятву свою и крестное целование, подражая бесам, раскинули против нас различные сети, и по обычаю бесов, всячески следите за нами, за каждым словом и шагом, принимая нас за бесплотных и посему возводя на нас многочисленные поклёпы и оскорбления. За свои злодеяния вы получите награду от врагов наших нашей же землёй и казной.  Или полагаете, что убережётесь? Нет уж! Ведь вам придётся вместе с нашими врагами воевать и русские церкви разорять и русских убивать. Представьте себе, как во-времена военного нашествия, конские копыта врагов наших попирают и давят нежные тела наших младенцев! Или вы это считаете благочестивым – совершать такие злодейства?  Если же вы возразите, что мы то же воюем с христианами, то это совсем не то. Ведь мы воюем только с теми, кто посягает на нашу землю. И война эта вызвана той же вашей изменой, недоброжелательством и бессовестной нерадивостью. Вы же ради тела погубили душу, и на человека разъярившись против бога восстали. Сбылись на вас пророческие слова: « Кто думает, что он имеет, всего лишится». И вы бежали не от смерти, а ради славы в этой кратковременной и скоротекущей жизни, и богатства ради. Почему вы, если вы христиане, презрели слова апостола Павла, который вещал: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему, нет власти кроме как от бога, кто противится власти, противится божьему поведению. Кто противится власти – противится богу, а кто противится богу – тот именуется отступником, а это наихудший из грехов. А ведь сказано  это обо всякой власти, даже о власти добытой ценой крови и войн. А мы не насилием добыли власть, и кто противится такой власти – противится богу.  Тот же апостол Павел говорит: «Слушайтесь своих господ, … повинуйтесь не только добрым, но и злым, не только за страх, но и за совесть». Вы попрали христианскую веру, уподобились семени, брошенному на камень и выросшему на дороге. Кто дьявол исторг из вашего сердца посеянную там истинную веру в бога и преданную службу нам и подчинил вас своей воле. Поэтому все божественные писания наставляют о том, что дети не должны противиться родителям, а рабы господам ни в чём, кроме веры. Вы всё это забыли, своей собачьей изменой нарушив клятву, присоединившись к врагам подлинного христианства.
                Вы забыли евангельские слова: «Горе миру от соблазнов. Горе тому человеку, через которого соблазн происходит. Лучше бы было, если бы вам привязали на шею точильный камень, и утонули бы вы в глубине морской». Вы совершенно ослепли в своей злобе к России, к правителю её, и не способны видеть истину. Ведь вы ещё во времена моей юности, подобно бесам, благочестие нарушали и державу, данную мне от бога, и от моих прародителей, вод свою власть захватили. Но русские самодержцы сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! И это в своей озлобленности не можете вы это понять, считая благочестием, что самодержавие попало под власть всем известного попа и под ваше злодейское управление. Сколько зла я от вас претерпел! Ибо это вы отторгли  меня от спокойной духовной жизни и по-фарисейски взвалили на меня едва переносимое бремя, а сами и пальцем не шевельнули. В том ли я супротивным явился, что не дал вам погубить себя.
                Вы по фарисейски рассуждаете, требуя от человека большего , чем позволяет человеческая природа, по фарисейски же потому, что сами не делая, требуете это от других. В этом ли состоит ваша патриотическая позиция и ваша усердная и верная служба, чтобы оскорблять и укорять. Уподобляясь бесноватым, со своими начальниками, вы осуждаете меня, как собаки. И этим вы стали противниками богу. Чему подобны ваши советы, смердящие гнуснее кала? Ждёт божий суд  всякого, кто отречётся от ангельского чина, и в числе их многие обращённые в монахи. И даже бранная храбрость не помогает тому, кто не чтит своего господина.  Язык - огонь! Язык никто не может подчинить – необузданно это зло и полно яда смертельного. . Им благословляем бога, и им же поносим людей, сотворённых по подобию божьему, из одних и тех же уст исходит благословление и проклятие. Не подобает, братья мои возлюбленные таковому быть. Когда источник вместе источает солёную и сладкую воду? Если же зависти жгучей полны и свары в сердцах ваших , то не возноситесь и не клевещите на истину. Где же зависть и свары, тут и неурядицы и всякое зло, а премудрость данная свыше, прежде всего чиста, смиренна и послушна, исполнена милосердия и добрых дел, беспристрастна и нелицемерна. Откуда брани и свары в вас? Не отсюда ли? Жаждите - а не имеете и завидуете, и не можете добыть, препираетесь и враждуете, и не имеете и не получаете, потому что со злом просите, чтобы утолять свои страсти. Приблизьтесь к богу, и он приблизится к вам, омойте руки, грешные омойте сердца, двоедушные. Не клевещите друг на друга, братья мои: клевещущий и осуждающий брата своего клевещет на закон и закон осуждает, а если закон осуждаешь, то не создатель ты порядка и не судья его. Один есть законодатель и судья могущий и спасти и погубить . А вы кто сами такие, осуждающие брата и друга своего. Нигде нет благочестивой красоты, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев изменников, а царь им повинуется. Нигде вы не найдёте, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Вам что хочется того-же, что случилось с греками, погубившими царство и продавшихся туркам? Так пусть эта погибель падёт на вашу голову. Когда люди станут самолюбивы, сребролюбивы, надменны, горды, все хулящие, не слушающие родителей своих, неблагодарные, нечестивые, недружелюбные, клеветники, невоздержанные, жестокие, не любящие добра предатели, наглы, кичливы, более сластолюбивы, чем боголюбивы, внешне благочестивы, а от духа благочестия отвернувшиеся. От таких людей бегите. Их влекут похоти различные, постоянно они учатся, а никогда в разум истинный прийти не могут. Неужели свет, когда поп правит, а царь только по имени, а властью нисколько не лучше поста?  А тьма - когда царь управляет и владеет царством. Зачем же самодержцем называется? Вы решили, что я должен быть государем только на словах, а вы бы с попом на деле. В этом заключался ваш злодейский замысел. Горе мужу, которым управляет жена, горе городу, которым управляют многие. Желания и замыслы разных людей подобны женскому неразумению
                Я помню, как вы нас с братом моим Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чём нам воли не было, но всё делали не по своей воли. Бывало князь Иван Шуйский сидит на лавке, опершись локтем, будто отцом нашим является и, положив ногу на стул и не наглянет – ни как родитель, ни как опекун, и уж совсем ни как раб на господ. Кто же сможет перенести такую гордыню? Как исчислить подобные, бессчётные страдания, перенесённые мною в юности. Сколько же мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне?  Всё расхитили коварным образом, говорили будто детям боярским на жалованье, а взяли себе. Бесчисленную казну деда нашего и отца нашего забрали себе и на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние. А о казне наших дядей, что и говорить? Всю себе захватили. Я не захотел быть под властью своих рабов, и поэтому князя Ивана Шуйского от себя отослал, а при себе велел быть боярину своему князю Ивану Фёдоровичу Бельскому. Но князь Шуйский, собрав множество людей и приведя их к присяге, пришёл с войсками к Москве,  и захватили они боярина нашего убили, а митрополита нашего Иоасафа с великим бесчестием прогнали с митрополии. Затем они захватили боярина нашего Ф. С. Воронцова, обесчестили, оборвали всю одежду, вытащили его из нашей столовой палаты и хотели убить. И только благодаря нашему заступничеству это не произошло. Так они были готовы за нас государей своих душу свою положить. Если они приходят на нас войной, захватывают бояр, и государю приходится сноситься с холопами и упрашивать своих холопов, хороша ли такая верная воинская служба.. Вся вселенная будет смеяться над такой верностью. Со дня кончины нашей матери и до того времени шесть с половиной лет не переставали они творить зло.
                Когда же нам исполнилось пятнадцать лет, то взялись сами управлять своим царством, и, слава богу, управление наше началось благополучно.  Но случился в Москве пожар и наши изменники- бояре, которых вы называете мучениками, улучив благоприятное время для своей измены, убедили скудоумных людей, что будто наша бабка княгиня Анна Глинская со своими детьми и слугами вынимала человеческие сердца и колдовала, и таким образом спалила Москву, и что будто мы знали об этом их замысле. И по научению наших изменников народ, собравшись с криками захватил в городе церкви нашего боярина Юрия Васильевича Глинского и бесчеловечно его убили. Мы жили тогда в своём селе Воробьёве, и те же изменники подговорили народ и нас убить за то, что мы будто бы прячем от них у себя мать князя Юрия, княгиню Анну и его брата князя Михаила. Но чего ради нам было жечь своё царство? Кто же может быть так безумен и злобен, чтобы гневаясь на своих рабов, спалить своё собственное имущество? Во-всём видна ваша собачья измена. А когда мы вернулись в царствующий град Москву, бог, своё милосердие  к нам умножая, дал нам тогда наследника сына Дмитрия. Когда же я спустя некоторое время сильно занемог, то те, кого вы называете доброжелателями с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, решили, что мы уже в небытии, и, забыв благодеяния и присягу, решили посадить на престол отдалённого родственника князя Владимира, а младенца нашего погубить. Когда же мы всё узнали, замысел этот рассыпался в прах, поп Сильвестр и Адашев и после этого не перестали жесточайше притеснять нас и давать злые советы, под разными предлогами, изгоняли наших доброжелателей, во-всём помогали князю Владимиру, преследовали лютой ненавистью нашу царицу Анастасию. А потом собака и изменник князь Семён Ростовский выдал наши замыслы литовским послам и поносил перед ними нас, нашу царицу и наших детей, мы же расследовав это злодейство, наказали того, но милостиво.  А поп Сильвестр после этого вместе с вами злыми советниками своими стал оказывать этой собаке всяческое покровительство и помогать ему всякими благами и не только ему, но и всему его роду. И с той поры для всех изменников стало вольготное время, а мы с той поры терпели ещё больше притеснений. Когда же началась война с германцами, поп Сильвестр с вами, жёстко нас за неё порицал. А когда болели мы с царицей или наши дети, нас лишили врачебной помощи. Когда мы наказали Алексея Адашева и его советников, разослав по разным местам, поп Сильвестр ушёл по своей воле. Поскольку вы бессовестные клятвопреступники, привлекли изменников ради блеска золота, то вы и нам то же советуете. Скажу поэтому: иудино окаянство такое желание! Ибо Иуда ради золота предал Христа, так и вы, нарушив присягу, предали православное христианство и нас, своих государей.
Нам нужна сильная власть, дабы гнуть хребты тем, кто единству державы Российской противиться, ибо только при едином, сильном, слитном царстве внутри, твёрдым можно быть и во- вне. Но что наша отчизна, как ни тело по локти и колени обрубленные. Верховья рек наши – Волга, Двина, Волхова под нашей державой, а выход к морю их в чужих руках. Приморские земли и отцов и дедов наших от земли нашей отторгнуты.  Польша требует, чтобы мы возвратили Литве Полоцк, Усвят и Озернице. Это пустое: для чего нам уменьшать своё государство. Хорошо государство увеличивать, а не уменьшать. Шведскому королю Юхану-3, если хочешь перелаиваться, так ты найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся. Отныне, сколько ты напишись лая,  мы тебе никакого ответа давать не будем. А если хочешь присвоить титулы и печати нашего царского величества, так ты, обезумев, можешь, пожалуй и государем вселенной назваться – да кто тебя послушает? Английской королеве Елизавете-1.  У тебя царством мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но мужики торговые. А ты пробиваешься в своём девическом чину, как есть пошлая девица.
А посему в день сей, венчаемся мы на владение теми Русскими землями, что ныне до времени под другими государями находятся. Два Рима пали, а третий Москва – стоит и четвёртому Риму не бывать! И тому Риму третьему, державе Московской, единым  хозяином отныне буду я один!
                Вы называете изменников и блудников – мучениками, а кровь их – победоносной и святой, и наших врагов именуя сильными, и отступников – нашими воеводами. Если царю не повинуются подданные, они никогда не оставят междоусобных браней.  Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую? Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестье.
А, когда мы покоряли прегордые царства Казанское и Астраханское, ради скорейшего возвращения их из-под власти протурецких сил, вы не взяли с собой самых лучших войнов, из-за чего потом было пролито много христианской крови. А разве при взятии города вы не собирались, если бы я вас не удержал, понапрасну погубить православное воинство, начав битву в неподходящее время? Когда же город по божьему милосердию был взят, вы не занялись установлением порядка, а устремились грабить! И так подчиняли вы нам эти царства, что более семи лет между нами и нашим государством не утихали боевые стычки! А когда кончилась Курбского с Адашевым собачья власть, тогда и эти царства нам во-всём подчинились, и теперь оттуда приходит на помощь православию больше тридцати тысяч войнов. А чего стоит ваша победа на Днепре и на Дону? Сколько же злых лишений и пагубы вы причинили христианам, а врагам никакого вреда! А когда началась война с германцами, ведь вера латинская полухристианская, Всё что ни случилось с нами плохого, всё это происходило из-за германцев. 
И мы послали своего слугу царя Шах-Алея и своего боярина и воеводу Михаила Васильевича Глинского  с товарищами воевать с германцами, то, сколько мы услышали тогда укоризненных слов от попа Сильвестра, от Адашева, и от вас. Когда же мы послали вас воевать против германцев, вы пошли туда только после многих наших напоминаний, взяв их несколько городов. А против литовских войск вы пошли нехотя, по нашему приказу, получили войска и  ничего не добились. Если бы не ваше сопротивление, то уже бы вся Германия была бы под православными. Тогда же подняли против православных литовский народ и готский и многие другие. Так вы стремились укреплять православие? Если бы наказали Курбского за это, как следовало, но мы его милостиво наказали, а он воспользовался этим и убежал, изменив нам. Я верю в Страшный суд господень. Верю, что мне, как рабу, предстоит суд не только за свои грехи, вольные и невольные, но и за грехи моих подданных, совершённые из-за моей неосмотрительности. А господь гордым противиться, а смиренным дарует благодать.
                Вы обвиняете меня в гонениях на людей, а Курбский с попом и Адашевым не совершали гонений? Это они приказали побить каменьями нашего советника епископа Коломенского Феодосия. Но бог сохранил его, и тогда вы согнали его с престола.  А нашего казначея Никиту Афанасьевича вы разграбили всё его имущество, а самого его много лет держали в заточении в отдалённых землях в голоде и нищете. Разве сможет кто полностью перечислить ваши гонения на церковных и мирских людей, так много их было! Все кто были хоть немного покорны нам, подвергался гонению. В этом ли ваша праведность, что вы подобно бесам, сплетаете и расставляете сети? Ваши беззакония становятся ещё хуже  оттого, что вы ведёте себя с гордостью фарисейской: как она снаружи представлялись праведными, внутри же были полны лицемерия и беззаконий; так и вы перед людьми делаете вид, что показываете ради исправления, в действительности же даёте волю неправедному гневу, и все знают, что таковы ваши гонения. На Страшном же суде будут не только разбирать ваши дела «до власти», но и в самое сердце заглянут, как говорит пророк: «Не сделанное мной и то, что видят очи твои, а в книге твоей всё напишется, не только ты этому судья».
Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмётся военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побеждённым, чем победителем. Вы же, всё это презрев, одну храбрость хвалите, а на чём храбрость основывается – это для вас не важно. Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов - множество войнов. Кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных. Подобает всегда царю осмотрительным быть. Ко-благим милость м кротость, злым же ярость и мучение. Ежели сего не имеет – не есть царь. 
Враги постоянно клевещут на меня, платя мне злом за добро, что я якобы убил даже своего сына,  и свою жену Евпраксию. А я сына своего не убивал, так как я его любил,  а жена жива и здорова, сидит на колу, чего и вам желает.
                Вы начало всем грехам, ибо вы, говоря словами пророка, считали меня за червя, а не за человека, толковали обо мне, сидя у ворот, и пели обо мне, распивая вино с друзьями своими, пусть же всем вашим льстивым советам и замыслам будет судьёй справедливым Христос, бог наш.
Андрея Курбского мы знали с юности его при нашем дворе и в совете, и ещё до нынешней его измены, он всячески пытался нас погубить, но мы не подвергали его мукам, которых он заслуживал своим злоумием. Зная, что он замышляет против нас зло, мы держали его, подле себя, в чести, какой не удостаивался и его отец. Нашими милостями он превосходил своего отца, а в храбрости уступал ему, совершив измену. Какие светлые победы он совершал и когда со славой одолевал ваших врагов? Когда мы послали его в нашу вотчину, в Казань привести к повиновению непослушных. Он вместо виноватых, привёл к нам невинных, обвинив их в измене, а тем против кого он был послан, не причинил никакого вреда. Когда наш недруг Крымский хан, приходил к нашей вотчине Туле, мы послали вас против него, вы же поехали есть и пить к князю Григорию Тёмкину, и только после пира отправились за ними, они же ушли от вас целы, и невредимы.  А под городом Невелем с 15-тысячами человек вы не смогли победить 4-тысячи, и не только не победили, но и сами от них, израненные, едва спаслись. Это ли пресветлая победа и славное одоление, достойные похвалы и чести! Встречал ли кто-либо честного человека, в которого бы были голубые глаза? Ведь даже облик его выдаёт его коварный нрав. Как говорил божественный апостол Иаков: «Просите и не получаете, ибо не на добро просите, а чтобы употребить для вожделений ваших». Однако верую богу моему: «Злоба твоя да обратиться на главу твою». Никого мы из своей земли не изгоняли, кроме тех, кто изменил православию. Убитые и заточённые получили наказание по своей вине А если вы называете себя невиновными, то совершаете ещё худший грех, ибо сотворив зло, хотите остаться с непрощённым грехом. Грех ведь не только опасен, когда его совершают, а когда совершив, не осознают его и не раскаиваются, но всего хуже, когда выдают нарушение закона за праведный проступок.  Радоваться же о победе над вами мне незачем, не радостно узнавать об измене своих подданных и казнить их за эту измену. Скорее надлежит скорбеть, что у них мог возникнуть такой злодейский замысел – сопротивляться во-всём своему владыке, данному богом. Ничем я не горжусь и не хвастаюсь, и нечем мне гордиться, ибо я исполняю свой царский долг и не делаю того, что выше моих сил. Никаких казней для истязания христиан мы не придумываем, а, напротив сами готовы пострадать ради них в борьбе с врагами не только до крови, но и до смерти. Подданным своим воздаём мы добром за добро и наказываем злом за зло, не желая этого, но по необходимости из-за злодейских преступлений. А вы бесстыдно решили, что я вам подобен. Но лучше розга или палка в руках друга, чем нежные поцелуи врага. Зачем вы захотели князя Владимира посадить на престол, а меня с детьми погубить? Разве я похитил престол или захватил его через войну и кровопролитие? По божьему изволению с рождения был я предназначен к царству и уже не вспомню, как меня отец благословил на государство, на царском престоле я и вырос. Вы мнили, что всю Русская земля у вас под ногами, но по воле божьей мудрость ваша оказалась тщетной».
                Ныне на Москве, враги единства русской земли повержены! Руки свободны. И отныне засверкает меч справедливости против тех, кто извне посягает на величие державы Российской! Не дадим в обиду Русь!

Дано это крепкое наставление в Москве, царствующем православном граде всей России 15-июля 1564 года. 

               
               


               
               


Рецензии