Версии. Кем была княжна Владимирская?

Представляет независимая кинокомпания "Вещий Олег"

7 СЕРИЯ

Павел Петрович, так и не получив долгожданный трон на совершеннолетие, устраивает безобразную выходку.
Он прочитал книгу о России аббата и считает, что изложенная в ней критика российской действительности справедлива.
Её необходимо учесть для проведения реформ. Павел продолжает стремиться к вступлению в масонскую ложу.
Из Москвы героем возвращается Орлов: Екатерина хочет дать ему новое назначение, однако Григорий устал и просится на покой. Тем временем, чтобы помочь русской армии, а, заодно, и Потёмкину на войне, Екатерина решает перебросить из Польши на турецкий фронт корпус Суворова. Принцессу Владимирскую, именующую себя княжной Таракановой, поддерживают правящие круги Европы. Всерьёз обеспокоенная Екатерина, приказывает Алексею Орлову - брату Григория Григорьевича, тайно доставить Владимирскую из Италии в Россию. Нарышкин привозит императрицу в Москву, где она встречается с инокиней Досифеей – настоящей дочерью Елизаветы Петровны. Голицын подбивает Панина на бунт, но тот отстраняется. Голицын посылает слугу к раскольникам...


ВЕРСИИ

Жизнь одной из самых известных лже-принцесс в истории России до сих пор остается загадкой. Рассказываем о судьбе женщины, чье имя всколыхнуло весь политический мир XVIII века.

История России знала немало загадочных людей, выдававших себя за наследников престола, однако персону княжны Таракановой, как её прозвали биографы и писатели уже после смерти, можно назвать самой таинственной. До сих пор доподлинно не известна ни дата её рождения, ни настоящее имя, ни происхождение, но именно она стала одной из наиболее обсуждаемых исторических личностей благодаря своим амбициозным планам в отношении российского престола и невероятному дару убеждения, который помогал ей обводить вокруг пальца как простых обывателей, так и влиятельнейших государственных деятелей.

Женщина, которая сегодня известна как княжна Тараканова, родилась между 1745 и 1753 годами. О её происхождении до сих пор спорят историки: одни утверждают, что Тараканова была немкой, родившейся в городе Нюрнберг в семье пекаря. Другие считают, что женщина происходила родом из семьи чешского трактирщика, третьи и вовсе приписывают ей еврейские корни.

Несмотря на свое явно не благородное происхождение, девушка была хорошо образована, владела несколькими языками, была обучена правилам этикета, разбиралась в архитектуре и искусстве, а также играла на различных музыкальных инструментах. Все эти навыки очень пригодились Таракановой в её жизни, основной целью которой было завладеть большими деньгами и обеспечить себе высокое положение в обществе.

Девушка начинала как простая аферистка, которая путешествовала по странам Европы, представляясь разными именами и присваивая себе несуществующие титулы. Она знакомилась с обеспеченными представителями знати, очаровывала их сказками о своем благородном происхождении, а после исчезала, прибрав к рукам их деньги. Она в разное время жила в Киле, Берлине, Вене, Лондоне, Париже, и в каждом из городов, куда она прибывала, княжна представлялась новым именем.

Самым известным из вымышленных титулов Таракановой был титул принцессы де Волдомир (княжна Владимирская, как называли её в России). Именно он вынуждает думать, что княжна изначально имела большие планы на Россию.

Примерно в 1772 году девушка познакомилась с графом Филиппом Фердинандом фон Лимбург-Штирумом, представившись ему персидской принцессой Али-Эмете. Очарованный граф тут же влюбился в юную авантюристку и решил на ней жениться. Однако девушка не торопилась принимать предложение – она была не против тех подарков, которые преподносил ей граф, среди которых было скромное поместье Оберштейн, но в остальном предпочитала подождать. После нескольких лет спокойной жизни княжне Таракановой наскучил статус невесты графа, и она продолжила своё путешествие по странам мира в поисках более весомой добычи.

Количество вымышленных личностей княжны поражает. В Бордо она представилась незаконнорожденной дочерью Австрийского императора  Франца I, в Германии девушка сообщила, что её опекуном является князь Александр Михайлович Голицын, а примерно в 1774 по Европе прошёл первый слух о том, что княжна Тараканова — дочь российской императрицы Елизаветы Петровны и её фаворита, Алексея Григорьевича Разумовского.

Вскоре княжна Тараканова открыто заявила, что она действительно является законной наследницей престола, а Екатерина II — самозванка, занявшая её место. Как ни странно, у Таракановой появились союзники: польские представители знати, оставшиеся ни с чем после раздела Речи Посполитой, увидели в княжне новые возможности.

Для того, чтобы её версия выглядела правдоподобной, девушка сочинила красивую легенду. Согласно ей, Петр III обманом взошел на престол, а «принцессе Елизавете», как самозванка назвала себя, чудом удалось сбежать в Персию, после чего последовали долгие годы мытарств по странам Европы, где она намеренно представлялась чужими именами, дабы обезопасить свою жизнь. Также новоявленная принцесса использовала в своей легенде пугачёвское восстание, заявив, что Емельян Пугачев это её старший брат и законный наследник престола, борющийся за свое место.

Легенда, сочинённая Таракановой, открыла ей многие двери — «наследную принцессу» с радостью принимали в знатных домах, ей одалживали крупные суммы денег, жалели и всячески помогали. Немного укрепившись в роли наследницы российского престола, Тараканова предприняла новый шаг — она объявила о завещании, которое оставила после смерти Елизавета Петровна, и согласно которому следующей взойти на престол должна её дочь, княжна Владимирская Елизавета.

Слухи о появлении наследницы престола очень скоро дошли и до России. Обеспокоенная Екатерина II обратилась за помощью к своему сподвижнику Алексею Григорьевичу Орлову. Тот отправился в Италию, где на тот момент находилась самозванка, и притворился, что влюблён в неё. Согласовав все свои действия с императрицей Екатериной, Орлов клятвенно пообещал Таракановой быть ей верным и помогать ей в её нелегком деле. Также граф пригласил девушку на русскую эскадру, сообщив, что все моряки готовы вступить в ряды её верных соратников.

После того, как самозванка явилась осмотреть русский флот, в её честь прогремел салют, а спустя несколько минут она была арестована и отправлена в Петербург. В мае преступницу вместе с несколькими её польскими союзниками доставили в Петропавловскую крепость, где началась череда допросов, которые лично контролировала Екатерина II.

Союзники самозванки тут же раскололись, сообщив, что не верили рассказам Таракановой, а лишь преследовали свои интересы. Однако сама княжна так и не раскрыла своих истинных намерений. На допросах женщина упорно твердила, что она родилась в Петербурге, а после сбежала в Персию. Также пленница рассказала о нескольких тщетных попытках Петра III убить её. Тараканова заявила, что никогда не называла себя наследницей российского престола, а лишь пыталась выяснить своё происхождение, а также обратиться к императрице за помощью в восстановлении фамилии и титула. От своей правды княжна не отступилась даже в разговоре со священником.

Во время заключения Тараканова написала письмо Алексею Орлову, думая, что он также находился под арестом. Граф ответил, что не может оказать ей какую-либо помощь, поскольку сам был задержан. Историки считают, что этот шаг Орлов предпринял для того, чтобы княжна не покончила жизнь самоубийством, осознав потерю поддержки всех своих союзников.

Также пленница направила несколько писем самой императрице Екатерине, в которых просила о личной встрече. Однако подписав свои письма именем Елизавета, самозванка лишь накликала ещё больший гнев императрицы. Екатерина II отказалась встречаться с княжной.

Вскоре врачи, осмотревшие пленницу, обнаружили у той признаки чахотки. По их заключению, княжна заболела ещё до ареста, а её состояние только ухудшалось день ото дня. Тогда императрица предложила пленнице сделку — в обмен на правдивые сведения о её происхождении Тараканова получила бы свободу и право выйти замуж или уехать в Германию. Однако княжна продолжала настаивать на своём. По всей видимости, для неё была важнее легенда о знатном происхождении, чем собственная свобода.

Во время одного из допросов Таракановой сообщили, что появились слухи о том, что она является дочерью пражского трактирщика. Княжна бурно отреагировала на сообщение и заявила, что если бы увидела того, кто распускает эти сплетни, то выцарапала бы ему глаза.

Княжна Тараканова умерла в заключении от туберкулеза 4 декабря 1775 года. Она ушла из жизни, так и не раскрыв истинной правды о своём рождении, и, казалось, сама уверовала в свою ложь. Её тело было захоронено близ Петропавловской крепости без всяких почестей.

Однако эта история — лишь одна из многочисленных версий о том, как сложилась судьба княжны Таракановой. Например, советский историк Игорь Владимирович Курукин склонялся к мнению, что лже-принцессу отправили в один из петербургских монастырей, где она и доживала свои последние дни в полной изоляции, лишённая права даже на минимальное общение.

Жан Анри Кастера, французский дипломат и биограф, который, к слову, и прозвал самозванку «княжной Таракановой», считал, что девушка действительно была дочерью Елизаветы Петровны и её фаворита, а из России её вывез родственник, опасавшийся за жизнь юной наследницы. Именно Кастера объединил факты и домыслы, создав печальную и знаменитую легенду о смерти княжны — по его словам, запертая в темнице девушка погибла во время наводнения.

Итальянский писатель Джузеппе Горани также предложил альтернативную версию: княжна Тараканова была отправлена в тюрьму, где и погибла во время допросов с применением жесточайших пыток.

Свой взгляд на события предложил и другой историк в 1867 году. Пётр Долгорукий в своей книге «Записки» сообщил, что княжна Тараканова была родом из семьи польских евреев. При поддержке Литовского князя Радзивилла самозванка смогла укрепить свои позиции в Европе. Позже союзником Таракановой стал сам граф Орлов, однако он предал её и участвовал в её аресте. Также Долгорукий сообщил, что княжна была беременна от графа Орлова, а умерла она при родах.

Скорее всего, мир так и не узнает о настоящем происхождении княжны Таракановой, однако её имя навсегда вошло в историю как имя женщины, которая всеми силами старалась заполучить желаемое — деньги и безбедную жизнь, а также титул и красивую легенду о своей нелёгкой судьбе.

Использованы материалы marieclaire.ru


МОИ КИНОМИРЫ

Предки Рональда Рейгана были прослежены до X в. мастерами политической рекламы республиканской партии, руководство которой было уязвлено широко распространившимся в стране утверждениями о полной непригодности бывшего киноактёра Рейгана...

Подробнее о политической карьере актёра из вестернов Рональда
Рейгана читайте в книге о синематографе: СЪЕШЬТЕ БОТИНОК И СНИАЙТЕ КИНО

Репортажи Барона Олшеври (Николае Карпати) с международного кинофестиваля "Послание к Человеку".

Эссе "Европа в зеркале фильмов Уве Задля".


Съёмка в сериале Нурбека Эгена "Фандорин. Азазель".

Ответ пресс-службы Минкультуры РФ по теме предложения кинокомпании "Вещий Олег" запретить прокат на территории России детективного кинофильма «Чижик-Пыжик возвращается»
vk.com/wall553665584_4464, proza.ru/2023/09/16/22

КНИГИ О КИНО


ДА ЗДРАВСТВУЕТ КЛУНИ!


СЪЕШЬТЕ БОТИНОК И СНИМАЙТЕ КИНО


СОЛНЦЕПОЛИС. С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ


ОДИССЕЯ. НОЧНАЯ СТРАНА


НАД ОБРЫВОМ


Фильм о мемориале ЧВК Вагнера, все эпизоды НАРОДНЫЙ МЕМОРИАЛ. МУЗЫКАНТЫ, КОТОРЫХ ЗНАЕТ ВЕСЬ МИР nikkarpati.livejournal.com/117450.html

Полностью фильм о полумарафоне 22 сентября 2024 года в Петербурге опубликован на странице в живом журнале nikkarpati.livejournal.com/126227.html

Дополнительные бонусные материалы в тг канале Партия Трезвая Россия
t.me/soberros


Петербург без чижика-пыжика
proza.ru/2023/09/16/22

Чижик-пыжик на ВДНХ
proza.ru/2023/12/20/98

Ответ пресс-службы Минкультуры РФ по теме предложения кинокомпании "Вещий Олег" запретить прокат на территории России детективного кинофильма «Чижик-Пыжик возвращается»
vk.com/wall553665584_4464

Просьба к коллегам по кинематографическому цеху России и стран мира: при использовании материалов указывать авторство независимой кинокомпании "Вещий Олег"

Иллюстрация. Самое известное «изображение» княжны Таракановой — картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова», 1864 год


Рецензии