Глава 139. Услыхал или нет?
«Деды» сидели в лоджии в пластмассовых креслах и тихо разговаривали.
Вечерние посиделки в отремонтированной и утеплённой лоджии по субботам стали в доме уже традиционными. Михаил Яковлевич приносил из магазина полуторалитровую бутылку с пивом, Александра Степановна нарезала кусок копчёного кетового балыка, в узорчатую пиалу насыпались два пакетика солёных орешков, на столик водружались два стеклянных бокала и ставилась хрустальная салатница со льдом.
Неторопливый, расслабляющий разговор на этих посиделках включал в себя и недельные события, и услышанные интересные истории, и телепередачи, – всё, чередуясь, обговаривалось супругами.
Конечно, дела сыновей тоже обсуждались в эти вечерние часы.
Вот и сегодня они как-то незаметно, разговаривая о том - о сём, вышли на отношения Бориса и Альбины в те времена, когда те жили вместе – непростые, безобразные порой своими стычками...
Говорили они и о Яше – откуда в нём нынешняя агрессивность, грубость. Дом ли так его настраивает, гены ли… «Возьми хоть скандальную Альбину, хоть взрывчатого Бориса – оба не сахар, - говорил Михаил Яковлевич. - Как тушить в Якове эмоции?..»
(Яша открыл дверь в ванную и вдруг услышал голос деда Миши:
- … как бы не пришлось его по дворам ловить, отбивается от рук. Насмотрелся я на чужих сыновей – плохие люди из таких выходят: учиться не хотят, ищут лёгкой жизни, и родители с ними горе мыкают. И у Яшки что-то в ту сторону лыжи повёрнуты. Нету у внука хорошего отцовского авторитетного надсмотра, и мы с тобой тут – не состоятельны. Он и не считается с нами, скорее – использует. Понимает, что мы от него никогда не откажемся, любого примем и простим, вот и наглеет…)
Яша осторожно, без щелчка, нажал выключатель в ванной, вошёл туда и прикрыл дверь так, чтобы слышать голоса с балкона. Но разговор стих, и через секунду в ванную зашла баба Ася:
- Спать собрался?
- Да, только помоюсь.
Она пытливо глянула ему в лицо, вышла и закрыла дверь.
Больше Яша ничего не мог уловить.
А Александра Степановна вышла к мужу с испуганным лицом:
- Яшка нас мог слышать.
- Да что ты! Нехорошо-о-о!
Перед сном Александра Степановна зашла в Алёшину комнату, где в раскладном кресле лежал, уткнувшись в одеяло, Яша. Бабушка постояла над ним и решилась погладить. Внук выпростал лицо, открыл глаза и сердито басом рявкнул:
- Ну, чего? Я уже сплю, а ты меня разбудила.
Александра Степановна отдёрнула руку:
- Извини, спи.
Как же ей хотелось спросить…
Ночью она вдруг неожиданно проснулась с ясным вопросом: «Слышал, нет ли?». Сон слетел. Она прислушалась - внук протопал по коридору.
- Яша, что случилось?
Прозвучал в ответ раздраженный голос:
- Я иду в туалет, ничего не случилось!
И ей опять было не понятно – обычный ли это его тон или всё же парень из колеи выбит разговором «дедов» о нём и его родителях.
Так Александра Степановна и провела эту ночь – из дремоты в бессонницу с тягучими мыслями и ощущением вины: «Как же мы неосторожно!..»
Но утром вроде всё развеялось: Яша, проснувшись, вышел к ней на кухню с вопросом:
- Ты ко мне вечером заходила?
- Заходила. Думала спокойной ночи пожелать, так ты так рявкнул…
- Правда, что ли? Не помню. Я думал – во сне тебя видел…
Александра Степановна пытливо глядела ему в лицо – врёт или… Но Яшка ответил ей совершенно безмятежным взглядом.
«Кажется, пронесло, не слышал», - перевела бабушка дыхание.
Её больше всего беспокоило – услышал ли внук часть разговора, когда обсуждалась жизнь его родителей.
Александра Степановна была убеждена, что если узнавать подробности семейных дрязг, то лучше уже будучи взрослым, когда тебе без разницы, что там у кого было; когда ты уже приобрёл жизненный опыт, и тебя, в основном, волнуют собственные взаимоотношения с людьми. А вот в подростковом, когда только знакомишься с миром взрослых, теневых сторон о ближайших родственниках лучше знать поменьше.
Жизнь сложна, а в юности всё воспринимаешь в лоб. Юношеская категоричность и неудовлетворённое желание понятных отношений, простых ответов и однозначности может так воздействовать на неокрепшую психику, что растерявшийся человек с неокрепшей психикой от несовершенства мира может и в петлю полезть. Сколько таких примеров!.. А это «несовершенство» лишь в том и заключается, что близкие люди нарушили данные друг другу обещания – обычное дело среди взрослых, к сожалению.
У Александры Степановны в отношении внука не было таких сомнений, как у мужа, но его взрывной характер и её настораживал. К Якову можно было «соваться», когда тот был в благодушном расположении. Когда же парень был чем-то взвинчен или увлечён, то – это ж вулкан: только приблизься – окатит такой обжигающей волной, что за лучшее сочтешь – отойти подальше и оставить в покое. И тут хоть заувещевайся: «Ты с кем разговариваешь?»! Результат получишь один - ещё большее раздражение.
Глава следующая: http://proza.ru/2025/06/06/266
Свидетельство о публикации №225060500636