Первое посещение Онапу. ч. 1
Раньше не было прохода к священному дереву, мешали железные ворота. По настоянию верующих, открыв железные ворота, появился свободный доступ к дереву. Кто верит чимарийской вере, можно помолиться, повесить ленточки и оставить дар.
До сих пор жители деревни Шоруньжа приходят в Петров день(12 июля) в священную рощу. Главный карт в национальной марийской одежде и головном уборе теркупше читает молитву. Встав на колени, приходящие молятся, затем по очереди подходят к карту с полотенцем. Получив благословение от карта и отдав в дар полотенце, помощник карта по лестнице с полотенцами поднимается к липе Онапу, завязывает веревками и вешает на толстый сучок дерева. Никто из жителей деревни дары не трогает и не забирает домой. Они висят на сучке дерева в дождь и знойную жару, в холодную зиму и весенние дни прожигаются солнечными лучами. С годами полотенца тлеют и превращаются в труху.
Вновь наступает Петров день. Жители приходят в священную рощу, приносят в качестве дара липе Онапу полотенца, молятся, просят здоровье и счастья в семье, просят, чтоб в хозяйстве живность хорошо росла, не болела...
Я несколько раз в деревне посещала священную рощу(кусото).
В давние времена предки по маминой линии жили в этой местности. В округе жили чимарийцы. Мой дед Илья, которого никогда не видела, верил чимарийской вере, посещал священную рощу. Жаль, но фото деда не сохранилось. По разговорам деревенских жителей узнала, что он по внешности напоминал мою маму, дочь Анну и сына Максима.
4 апреля в Йошкар-Оле мне удалось обнять березу Онапу. Дерево «плакало». Вокруг него на землю «слезы» капали. На березу посмотрела, и у самой слезы появились. Кто-то обломал ветки священного дерева. Из каждой обломанной ветки на землю сочится березовый сок. Вся земля вокруг березы Онапу в живительной влаге.
Обняв дерево, вспомнила прабабушку по отцовской линии чимарийку Пераскева, прожившую долгую и тяжелую жизнь. Как отец рассказывал, она на своей спине могла таскать 70-ти килограммовый мешок ржи, хотя ей тогда исполнилось было больше 85 лет. Отец запомнил ее семилетним мальчиком. Жаль, прабабушка умерла голодной смертью в конце тридцатых годов. Когда внучка Лина, приехавшая из деревни Купсола в гости к бабушке, в руки ей подала ржаного хлебушка. Она кусочек нюхала и до последнего вздоха хранила за пазухой.
Прабабушка похоронена в священной роще Суремото, где до сих пор стоят могучие липы и дуб. Около мощной липы на ее могиле лежит огромный белый камень. Она охраняет деревенское кладбище Суремото. Моя родня около камня поставила железный крест. Правильно ли они сделали, не могу сказать. И нужен ли крест чимарийке?
Приезжая в погост, я всегда поминаю прабабушку Пераскеву, охранника Суремото.
После посещения Онапу благоприятным получился день. В священном месте запрещается ломать ветки, забирать дары. Издревле чимарийцы, принося дары, просили здоровья и благополучия в семье. Неведомая сила существует, нам неведомо только увидеть. Эта сила любому приходящему дает энергию. Только верьте. К дереву Онапу всегда приходите с дарами.
4.04.2025
Свидетельство о публикации №225060500685