Заполярье. Судьбы. Б. И. Тарбаев 4

     С первых же страниц приключенческого романа Бориса Тарбаева «Тень капитана» предстают узнаваемые по его неопубликованным рассказам персонажи пятидесятых. Писатель точными штрихами рисует черты внешности героев: геологов и умудрённых опытом руководителей геолого-разведочными исследованиями, «самураев», готовых пойти на риск ради новых открытий. [3,5,6]. Места, где происходят события, также знакомы по рассказам и устным воспоминаниям Бориса Игнатьевича, — просторы тундры и загадочный остров, окружённый паковым льдом. Возле острова лишь к концу июля в ледяном поле появляются разводья, и сдвигаются с места льдины. Знакомая маленькая избушка на побережье острова. Узнаваем и сам остров, его уникальный пейзаж, посёлок, шахты, в которых добывали руду заключённые, — это он, — Вайгач [1,6,19, 21,23]. Остров описан в подробностях, которые известны только человеку, на нём побывавшему.
     Могила на кладбище посёлка Варнек — не порождение фантазии автора, —  она действительно существовала в 1960-ом (году его пребывания на острове), именно она побудила Бориса Игнатьевича написать роман «Тень капитана». [20] Могила на острове с базальтовым надгробьем в виде сужающейся кверху плиты и таинственной надписью: «Здесь похоронен Капитан». О Капитане ходили легенды среди заключённых в зонах, а также и за их пределами. Учение Капитана гласило, что грядёт такое время, когда всё будет по справедливости, и всех невинно осужденных выпустят на свободу. Личностью Капитана интересовались и компетентные органы. Геолог Блохин, прибывший в деревню Катайку со специальным заданием, узнаёт от поселившегося здесь некоторое время назад человека, что в годы войны заключённый по кличке «немец» передал ему тетрадь Капитана. Ему также стало известно, что кроме этой тетради существовал ещё пакет (рукопись), в которой Капитаном приведено геологическое обоснование некой научной гипотезы о перемещении масс в глубине земли. На основании этой гипотезы и по характерным признакам на поверхности появлялась возможность находить месторождения нефти.
     Действие переносится в заполярный город, в котором не трудно узнать Воркуту 1950-ых. Дом на холме (местные жители называют его Замок) — это трест «Печорауглегеология» в пригороде Воркуты, посёлке Рудник. Командует геологическими «полками» Борис Леонидович, имеющий почтительную кличку Медведь. Прототипом героя послужил реальный управляющий в те времена трестом по фамилии Афанасьев, имевший такое же имя-отчество и ту же кличку. [5] Исследовательский дух побуждает его пойти на риск: снарядить экспедицию к избе Митрофана, месту, где хранится рукопись Капитана. Но жестокие убийцы и людоеды, беглые заключённые, опережают геологов. Они обнаружили в избе убитого ими старика листы с рукописью Капитана и использовали их для растопки печи. Но идеи, в отличие от бумаги, не горят. И через несколько лет на месте исследований появляется скважина, из которой получен нефтяной фонтан. [43]
     Посылая мне в 2015 году книгу «Тень Капитана», Борис Игнатьевич сопроводил её таким письмом: «Книга написана по заказу Дома печати “Руды и металлы” лет пять тому назад, но попала на печатный станок только в этом году. Это небольшой приключенческий роман, который я в меру своих сил и возможностей старался сделать интересным для чтения. Так, чтобы легко читалось, открыв наугад любую страницу. Придуманного там не так-то много, и будь живы прототипы, они бы себя легко узнали».
     В 2015 году Сыктывкарское информационное агентство «Север» небольшим тиражом издало объёмную книгу БорисаТарбаева «Сундук купца Игумнова». Книга состоит из двух частей: в первой — повесть «Сундук купца Игумнова», во второй — три повести-сказки для детей под общим названием «Записки дядюшки Ти-Тайпа». О первой повести я расскажу далее, поскольку её сюжет повторяется в изданной в 2017 году приключенческой повести «Пропавший сундук».
     Повести-сказки «Записки дядюшки Ти-Тайпа» («Мазь профессора Бурого», «Десять маленьких солнц» и «Приключения воронёнка» написаны в семидесятые годы прошлого века. Они получили положительные рецензии таких детских писателей как А.Г. Алексин, О.А. Хавкин и литературного критика О.Н. Языковой. Публикация повестей-сказок из-за претензий цензуры не состоялась, рецензии были частично утеряны. Об этом автор сообщает в предисловии ко второй части книги. Через тридцать лет после написания автор существенно переобработал рукопись произведения. К сожалению, как отдельная книга для детей сказки так и не увидели свет.
     Все три повести-сказки удивляют игрой воображения автора. В самом начале некий милиционер Паша Ордынский знакомится со старичком, представившемся Ти-Тайпом. Старичок сообщил, что он записывает всякие истории, которые узнаёт от уличных мальчишек. Ти-Тайп предлагает милиционеру почитать рукопись своих историй.
     Первая повесть из рукописи Ти-Тайпа о том, как два брата-школьника по наущению поселившегося в их доме незнакомца, назвавшегося доцентом, решили вступить в контакт со снежным человеком. Доцент имел деловые отношения с коллегой-профессором, который полагал, что общение со снежным человеком станет доступным, если самому превратиться в иети — обрасти шерстью. Для такого превращения профессор изобрёл специальную мазь. Доцент уговорил мальчиков отправиться в далёкое путешествие на север, где они станут помогать профессору превратиться в снежного человека. Далее ведётся рассказ о приключениях, которые ожидали мальчиков в тундре. Если вспомнить о том, что шерстистый гигант-полуобезьяна (иети) будоражил и до сих пор продолжает интриговать многих людей по всему миру, сказка представляется весьма занимательной...
     Действующие лица следующей сказки «Десять маленьких солнц» — бродяги кот по прозвищу Харитон и пес по кличке Деригорло. Они рыскают по городку в поисках еды и попадают в лапы к «ловчим». Их затолкали в закрытую машину и доставили к мистеру Загребайло, страстному коллекционеру бабочек. Мистер мечтает о том, чтобы пополнить свою коллекцию редким экземпляром бабочки. Таких бабочек в мире всего десять штук, и каждая похожа на маленькое солнце; они появляются только по ночам на пару часов и тогда ночь озаряется светом. Мистер Загребайло даёт указание коту, собаке и их новому приятелю бродяге Акульке: изловить одну из бабочек. За непослушание последует суровое наказание — из них сделают чучела. Мистер Загребайло поспорил со своим приятелем господином Хватайло, что бабочка-солнышко будет поймана и поставил на кон два чемодана звонкой монеты. Приятелей доставили через океан на остров, где возвышались горы и росли пальмы. На острове они попадают в водоворот событий и знакомятся с новыми друзьями, которые оказываются втянутыми в поиски бабочки. В финале этой истории каждый получил по заслугам…
     Не менее интересна сказка о необычном воронёнке, который вылупился из зелёного яйца и сразу проявил своевольный характер, не желая подчиняться общепринятым правилам. Для начала он, в разрез существующему порядку, отказался от имени, данного ему папой-вороном, а придумал себе имя сам. Любознательный воронёнок мечтал полететь в Африку, чтобы проверить геометрический парадокс, о котором поведали ему два джентльмена. В этой истории происходит встреча персонажей, знакомых по предыдущей сказке – старых приятелей бродячего пса Деригорло и бездомного кота Харитона. Они тоже хотят отыскать Африку, куда стремится попасть их приятель из предыдущей сказки боевой козёл Степан. С воронёнком и приятелями котом и псом происходят различные приключения. Но в Африку удаётся попасть только воронёнку, который стал взрослым вороном, многому научился, к тому же у него ведь были крылья для такого полёта.      
     В повестях-сказках для детей раскрылась ещё одна грань таланта Бориса Игнатьевич. За вымышленными фантазиями угадываются темы, заставляющие задуматься о многих вещах, имеющих место в жизни: о нелепости  и абсурдности якобы научных экспериментов (в первой сказке); о пагубности жадности и жажды наживы любой ценой; о расплате за содеянное. О бесценности дружбы и взаимовыручки, а также о том, как важно в разнородном мире сохранить свою уникальность и не поддаваться стадному искушению. [44]
     Последняя книга Бориса Игнатьевича приключенческая повесть «Пропавший сундук», изданная в 2017 году Союзом писателей Республики Коми, интригует читателя с первых же глав.
     Повествование начинается в середине XIX веке в деревеньке, приютившейся на высоком берегу таежно-тундровой речки. Сюда с особым заданием от купца первой гильдии Игумнова добрался со средней полосы России  мебельных дел мастер Суконкин. После его трагической гибели остался сундук с таинственным свёртком, упрятанным мастером в его двойном дне. Сундук со временем был приобретён кочующими оленеводами в обмен на меха и след его затерялся...
     История находит продолжение в наше время. В палаточный лагерь геологов ненецкий мальчик Вася Пырерко приносит камешки — пиропы. Они по мнению специалистов являются спутниками алмазов. Женщина-геолог Лидия, пытаясь понять, где найдены загадочные камешки, отправляется вместе с Васей на поиски людей, причастных к находке. По пути к морскому побережью спутники встречают множество обитателей тундры: птиц и зверей, каждому из них любознательный мальчик, выросший в здешних местах, даёт свою оценку. А ещё они обнаружили неподалеку от моря в низкой прибрежной части старое, хранящее загадки судно, потерпевшее крушение. Путешествуя по тундре, спутники уплыли на баркасе от штормового прилива, побывали в чуме оленеводов, а затем отправились на лошадях к «князю» тундры в поисках секретов таинственного сундука и камешек-пиропов. В этом произведении помимо великолепных зарисовок тундровой природы, простым, доступным для читателя языком рассказывается о геологических процессах, происходивших в северных районах в различные эпохи... После скитаний по тундре геологу Лидии неожиданно улыбнулась удача, лишь немного приоткрывшая тайну появления в тундре камней-пиропов, спутников алмазов, входящих в состав кимберлитовых трубок. Пятнадцать лет спустя загадку кимберлитовой трубки удастся решить ненецкому мальчику Васе Пырерко, окончившему школу, институт и ставшему специалистом по дистанционному исследованию земной поверхности с помощью космических снимков... 
     По результатам конкурса «Лучшая книга года – 2017» в Республике Коми приключенческая повесть «Пропавший сундук» названа лучшей книгой для детей и юношества. [45]
     Сюжетная линия и эпизоды повести аналогичны предыдущей книге «Сундук купца Игумнова», изданной в 2015 году. Но новое произведение переработано и содержит некоторые отличия от прежнего. Изменены названия нескольких глав, добавлена одна глава, удобнее скомпонован текст.
     В книгу «Пропавший сундук» внесено имя главной героини, женщины-геолога: Лидии. Так звали жену Бориса Игнатьевича. Во внешности героини повести, в её поведении и рассуждениях угадываются черты Лидии Александровны Анищенко, жены и соратницы Бориса Игнатьевича по жизни, которой посвящено это произведение. Лидия Александровна – под стать мужу, – была специалистом высокого уровня, верной своей профессии. В 1956 г. после окончания МГУ начала трудовой путь в г. Воркуте, тресте «Печорауглегеология». Вначале занималась изучением свойств угленосных отложений, затем – органической геохимией, – исследованиями нефти и газа. В 1969 г. в НИИ ядерной геофизики и геохимии в Москве защитила кандидатскую диссертацию. Имеет множество научных публикаций. В Ухте заведовала лабораторией нефти и газа, затем возглавила методическую партию геохимии нефти и газа (ЦНИЛ УТГУ, впоследствии преобразованную в Комплексную экспедицию Тимано-Печорского отделения ВНИГРИ). В 1990-ые годы после переезда в Сыктывкар работала в Институте геологии Коми научного центра УрО РАН, ведущим научным сотрудником лаборатории органической геохимии. Внесла весомый вклад в изучение свойств нефтей и газов, их состава и закономерности распределения. На основании исследовательских работ установила геохимические предпосылки прогноза нефтегазоносности Тимано-Печорской провинции. Она была стойкой, неунывающей оптимисткой со светлым восприятием жизни. Порядочным, надёжным, верным другом. Доброжелательным, искренним, отзывчивым человеком. И ещё – выдержанным и рассудительным, – в экстремальной ситуации способным критически оценить обстановку и найти верное решение...
     Хочу добавить несколько слов о его взглядах.
     Борис Игнатьевич отличался обширной эрудицией в разных областях знаний, — на всё у него имелась своя, чёткая позиция. Досконально знал историю Великой Отечественной войны, — не только хронологию событий, но и причины неудач, ошибки, просчёты высшего руководства страны и объективные факторы поражений начального периода ВОВ.
     Политические взгляды Бориса Игнатьевича были основаны на всестороннем изучении обстановки и подкреплены статистическими выкладками. В своём очерке 1995 года он дал резко отрицательную оценку проводимых с 1991-го года реформ Егора Гайдара. Отпустив в свободный полёт цены, Егор Тимурович создал ситуацию, противоречащую области знаний новейшей фундаментальной науки «О системах», в основе которой положены логика и математика. «С позиций этой науки народное хозяйство бывшего СССР и, соответственно, России безоговорочно рассматривается как сложившийся системный организм, который не может существовать без управления. Если таковое будет отсутствовать, система начнёт распадаться, имея в перспективе хаос и дестабилизацию». [46]
     Всесторонне рассматривая положительные и отрицательные черты нашего социалистического прошлого, в одном из своих писем он писал: «СССР в социальном плане был образцово-показательным государством, и это без всякой иронии».
     Хорошо разбираясь в вопросах экономики, он анализировал советскую модель народного хозяйства в бывшем СССР, при планово-директивном распределении производимой продукции, и – последующего периода, на постсоветском пространстве, – свободного товарообмена. Рядовому читателю будет скучно читать и нелегко воспринять детальное освещение этих вопросов: экономика весьма запутанная материя, не каждый способен понять все её тонкости. Присущую СССР экономическую модель он считал первопричиной развала советской общественной системы. «СССР не являлся генератором новых технологических идей, и вовсе не потому, что не имел нужного интеллектуального потенциала, а из-за принципа жёсткого планирования, призванного связывать все звенья хозяйственного механизма в единое целое, – плана, который составлялся с использованием имеющихся на то время технологий, и никак не мог предусмотреть, выражаясь иносказательно, появления “прядильной машины” способной революционно повысить производительность труда и внезапно лишить работы всех кустарных ткачей. И в этой связи СССР на всем протяжении своего существования являлся страной догоняющей. Новейшие технологии в СССР использовались при реализации атомного, ракетного и других проектов военного назначения, но дохода они в экономическом смысле, естественно, приносить не могли, являясь чистой воды расходом». (Цитата из переписки).
     Трезво оценивая экономические выкладки, Борис Игнатьевич резюмировал:
«Капитализм в основе аморален, не случайно он породил альтернативу в виде коммунистического учения. Но что у него не отнять, так это способность изобретать и эффективно использовать средства, повышающие производительность труда, двигая технический прогресс, создавая новые технологии». (Цитата из переписки).
     Тяжело переживал геополитическую катастрофу ХХ века – распада СССР. В предисловии к одному из своих произведений он писал: «Иногда по ночам просыпаюсь от странных снов… В той, другой жизни я всё ещё работаю в тундре. Всё ещё слышатся голоса коллег-единомышленников. Где вы, мои друзья и соратники? Живы? Здоровы? Многие имена стёрлись из памяти казалось бы навсегда. Но вдруг вспыхнет в мозгу чей-то голос… Думали ли мы, что когда-нибудь станем друг для друга иностранцами? И в той жизни всё так же мы работаем, и нет у нас ни зависти, ни злобы, а есть одна цель и один мотив. И в той жизни мы выполняем мужскую работу. Потому и щемит иногда сердце о прошлом и кажется, что лучше тех лет не будет уже никогда. [47]
     Размышляя о причинах распада СССР, Борис Игнатьевич отмечал, что предпосылки к тому, что свершилось, были заложены на заре Советской власти. «Следует сказать, что примерно треть население России имеет украинские фамилии. Как-то раз я попытался объяснить себе, почему мне так понятен украинский язык, в то время как другие испытывают некоторые затруднения. С удивлением узнал, что Калининский район Саратовской области (раньше он назывался Баландинским), где прошли мои детство и юность, на треть состоит из жителей украинского происхождения, и говорили мы на смешанном языке. Могу утверждать определенно, что среди его жителей никогда не возникал вопрос кто есть кто. Мой жизненный опыт свидетельствует: там, где люди вперемешку, – проблемы с национальностью отсутствуют. Как только формируется хотя бы небольшой анклав, – неизбежно возникает желание сказать – «это мы и на своей земле». Большевики кроили и дробили страну по национальному признаку. Рано или поздно механизм самоидентификации должен был включиться, и он включился. Экономика этому весьма способствовала». (Цитата из переписки). 
     Каждый человек на протяжение жизни ищет ответ на вопрос о счастье. Он волнует людей в юности, в зрелые годы, и в старости. Мне кажется, что на разных этапах жизненного пути это понятие представляется по разному. В юности – это романтические увлечения, любовь, мечта о возможности быть с любимым человеком. В зрелости – успех в профессии, карьерный рост, радость за достижения детей. Вот как определяет понятие счастья герой этого рассказа: «Когда жизнь прожита, и голова поворачивается преимущественно только назад, сам по себе возникает вопрос о счастье.  Оно имело место в твоей жизни, или оно тебя обошло? Хотя мы все двуногие, топчущие землю, много о себе думаем, на самом деле люди – всего лишь особи своего вида, устроенные, как и наши меньшие собратья, но с заложенной в нас более сложной программой. И тем не менее. Уместно задаться вопросом, что такое счастье? Ответов, надо полагать, будет воз и маленькая тележка, но я для себя приемлю только один. Счастье – это удовлетворение собой и тем, что ты натворил». (Цитата из переписки).
     В своих воспоминаниях и обзоре его творчества я часто ссылаюсь на неопубликованные произведения Бориса Игнатьевича 2016-2019 годов. Он практически до конца жизни (Борис Игнатьевич не дожил один месяц до своего 90-летия) оставался деятельным, творческим человеком. Как и всегда, он самоотверженно отдавался работе. Сам об этом он писал так: «Прожив жизнь, я, естественно, и выражаясь образно, вышел из игры, и чтобы как-то поддержать увядающий мозг и не дать ему окончательно «рассыпаться», по мере возможностей, мобилизуя остатки интеллектуального потенциала, пишу воспоминания. Вспомнить есть что, – жизнь получилась длинная, а за время житья-бытия произошло немало значительного и интересного. Чтобы не оставлять воспоминания на компьютере, я рассылаю их – благо есть такая возможность, всем знакомым персонам, для которых прошлое – это не пустое равнодушное пространство. Воспоминания строю в удобной для читающего форме — очерков». [41]

     Бориса Игнатьевича я называла Учителем. Он был таковым для многих молодых, и не только молодых своих друзей, среди которых и мой сын Дмитрий. Считается, что не стоит горевать об ушедшем пожилом человеке, прожившем без малого 90. Такое утверждение можно поставить под большое сомнение. Ушёл не человек, закончилась эпоха. Вместе с ним как бы безвозвратно ушла не худшая часть нашей жизни, в лице её представителя, для которого главным в жизни была работа, а смыслом — не материальные блага, а интерес и открытия.
     Память хранит события, встречи, беседы. А ещё сохраняются пожелтевшие письма (те самые, что из прошлого века, в конвертах!), которые были такими ёмкими, что в своё время иной раз заменяли встречи...
     Нам его очень не хватает. Не хватает мудрого взгляда на окружающий мир; внимательного, неравнодушного отношения (в каждом из нас он видел Личность). А также — просто доброго, утешительного слова. В вихре сегодняшних безумных мировых событий хотелось бы услышать его суждения о дне нынешнем и возможный прогноз на завтрашний день...
     И я хочу закончить обзор жизни и творчества достойного Человека цитатой из произведения так любимого им Хемингуэя: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».


 Список источников

1. Диктофонная запись. / Из архива Т. Горовой. Январь, 2019.
2. Сайт Минобороны. ОБД.
3. Борис Тарбаев. Сергей Арсеньевич Голубев. / Цикл «Портреты». / Неопубликованные
    рассказы, 2017.
4. Борис Тарбаев. Смерть Сталина. / Цикл «Из воспоминаний». / Неопубликованные
    рассказы, 2017.
5. Борис Тарбаев. Борис Леонидович Афанасьев. / Цикл «Из воспоминаний». /
    Неопубликованные рассказы, 2017.
6. Борис Тарбаев. Кусок жизни. /Посвящено Николаю Герасимову. / Неопубликованные
    рассказы, 2018.
7. Тарбаев Б.И., Василенко Я.Я. Геологическое строение левобережья низовьев реки
    Коротаихи, листы R-41-XXV, R-41-XXVI, R-41-XXXI, R-41-XXXII. (Отчет о работе
    Приморской геолого-поисково-съемочной партии 1954 г.) / Материалы к государственной
    геологической карте Союза ССР М. 1:200 000. – Воркута, Трест «Печорауглегеология».
8. Тарбаев Б.И., Урман В.А. Геологическая съемка р-на р. Талоты. Северо-восточная часть
    листа R-40-XXXVI, северная часть листа R-41-XXXI, юго-западная часть листа R-41-XXV
    и юго-восточная часть листа R-40-XXX. (Отчет Талотинской партии по работам 1955 г.) –
    Воркута, 1956г.
9. Борис Тарбаев. Памяти Володи Балашова. Неопубликованные рассказы, 2019.
10. Борис Тарбаев. Как ненцы по морю плавают. / Добрый океан. Рассказы. – М.: Детская
     литература, 1974.
11. Борис Тарбаев. Мой друг Бурка. / Старый Кру видит далеко. Рассказы. – Сыктывкар:
      Коми книжное издательство, 1967.
12. Борис Тарбаев. Старый Кру видит далеко. / Старый Кру видит далеко. Рассказы. –
      Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1967.
13. Борис Тарбаев. Дикие гуси. / Добрый океан. Рассказы. – М.: Детская литература, 1974.
14. Борис Тарбаев. Весёлый белый олень. / Старый Кру видит далеко. Рассказы. –
      Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1967.
15. Борис Тарбаев. Награда грозного царя. / Добрый океан. Рассказы. – М.: Детская
      литература, 1974.
16. Тарбаев Б.И., Липатов В.П. Геологическая съемка северной части листа Q-40-XXIII.
      (Отчет Сыняюской ГПСП N 185 по работам 1957г.), – Воркута, Росгеолфонд. 1958.
17. Тарбаев Б.И., Липатов В.П. Геологическое строение бассейна р. Шарью (южная часть
      листа Q-40-XVII м-б 1:200 000). (Отчет Шарьинской ГПСП № 191, по работам 1958 г.), –
      Воркута, Росгеолфонд. 1958.
18. Борис Тарбаев. За это не убивают. / Камень с далёкого острова. Рассказы. – Сыктывкар:
      МILЕТА, 2002.
19. Борис Тарбаев. Шестидесятый меридиан. Неопубликованные рассказы, 2018.
20. Борис Тарбаев. Несколько воспоминаний о Вайгаче. Неопубликованные рассказы, 2018.
21. Борис Тарбаев. Камень с далёкого острова. / Камень с далёкого острова. Рассказы. –
      Сыктывкар: МILЕТА, 2002.
22. Борис Тарбаев. Ветер пахнущий льдом / Старый Кру видит далеко. Рассказы. –
      Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1967.
23. Борис Тарбаев. Мистика. Неопубликованные рассказы, 2017.
24. Илья Буяновский. В  избе Лямчина у Андрея Вылко. 2017. URL:
           andreya-vylko.html (дата обращения 09.02.2024).
25. Тарбаев Б.И. Мокрушин Н.М. Захаров Н.В. и др. Отчет по теме: «Опытно-методические
      работы по созданию и развитию автоматизированных систем управления и обработки
      геологоразведочной информации в Ухтинском ТГУ». 1978 г.
26. Борис Тарбаев. Миллионы для Маэстро. / Камень с далёкого острова. Рассказы. –
      Сыктывкар: МILЕТА, 2002.
27. Тарбаев, Б. И. Геологическая история района гряды Чернышева и сопредельных
      площадей в связи с оценкой перспектив газонефтеносности. Автореферат диссертация на
      соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук. / Всесоюзный
      нефтяной научно-исследовательский геолого-разведочный институт. – Ленинград, 1970.
28. Борис Тарбаев. Алексин. Встреча. / Цикл «Из воспоминаний». / Неопубликованные
      рассказы, 2017.
29. Борис Тарбаев. Остров трёх медведей. Цикл «Из воспоминаний»./
      http://proza.ru/2016/12/11/2207, 2016
30. Борис Тарбаев. Тальмень. / Добрый океан. Рассказы. – М.: Детская литература, 1974.
31. Борис Тарбаев. Добрый океан. / Добрый океан. Рассказы. – М.: Детская литература, 1974.
32. Борис Тарбаев. Пёс Сынок./ Глаз сокола. Рассказы. – М.: Детская литература, 1990.
33. Борис Тарбаев. Коралловые бусы. / Камень с далёкого острова. Рассказы. – Сыктывкар:
      МILЕТА, 2002.
34. Тарбаев Б.И., Воинов А.С., Шутов А.С., Сивков С.Н., Муранова Г.Ф. и др. Отчет по теме
      КГ-1-83 «Обоснование основных направлений поисково-разведочных работ на газ в
      Тимано-Печорской провинции». 1985 г.
35. Борис Тарбаев. Двойное сальто. / Камень с далёкого острова. Рассказы. – Сыктывкар:
      МILЕТА, 2002.
36. Борис Тарбаев. Встреча. / Цикл «Из воспоминаний». / Неопубликованные рассказы, 2017.
37. Борис Тарбаев. День. / Цикл «Из воспоминаний». / Неопубликованные рассказы, 2017.
38. Бори Тарбаев. Старый сержант. / Камень с далёкого острова. Рассказы. – Сыктывкар:
      МILЕТА, 2002.
39. Лев Николаевич Беляков. 1926-1991. / Неопубликованные рассказы, 2016.
40. Борис Тарбаев. Два капитана. / Неопубликованные рассказы, 2017.
41. Борис Тарбаев. Николай Николаевич. Последняя встреча. / Неопубликованные рассказы,
      2018.
42. Борис Тарбаев. Золото рыжих баронов. Ироничный детектив. Роман. – Сыктывкар:
      Издательство «Маркетинг-Люкс», 2007.
43. Борис Тарбаев. Тень капитана. М.: Издательский дом «Руда и Металлы», 2014.
      ISBN 978-5-98191-078-4; http://proza.ru/2016/06/12/1984.
44. Борис Тарбаев. Записки дядюшки Ти-Тайпа.  / Сундук купца Игумнова.
      Сыктывкар: ООО «Информационное агенство Север», 2015
45. Борис Тарбаевю Пропавший сундук. Сыктывкар: Союз писателей Республики Коми, 2017.
      ISBN 978-5-9500937-7-9
46. Борис Тарбаев. Феномен. Ухта: – «Геолог Севера» №27 (324), декабрь, 1995.
47. Борис Тарбаев. Человек из тумана. Ухта: – «Геолог Севера» №№28-30 (481), октябрь,
      2001.


Рецензии