Поэзия трубадуров 11-14вв
Новоевропейская литература опирается на литературную школу поэтов, которые себя называли «трубадурами» (от провансальского «находить», «слагать стихи»). Но перед тем, чтобы более подробно узнать о трубадурах, напомним читателю о становлении Франции, как государства. После распада империи Карла Великого, юг Франции, называемый Провансом, стал независимым от севера Франции, который считался доменом французского короля. В южной области появился свой провансальский язык. Ученые отмечают, что в 11в. Прованс считался экономически передовой частью Франции; там произошел ранний расцвет самоуправляющихся городов, около которых процветало рыцарство, состоятельное и образованное. В Провансе рано сложился куртуазно-рыцарский идеал, на который влияла и близость Италии и арабской Испании. Ученые замечают, что рыцарская лирика родилась и от избытка жизнерадостности; эта психологическая черта тоже сыграла важную роль. Название в Провансале поэтов «трубадурами» было дано не зря – они собирали и пропускали через себя поэтические народные волны и их энергию преобразовывали на создание своих песен. Трубадурами назывались творцы независимо от жанра и характера его произведений; были трубадуры и рыцарского стиля, и городского и даже религиозного направления. Мы пока поговорим о трубадурах рыцарского стиля. Поэты – трубадуры часто употребляли термины «мастерить» и «обрабатывать» - подразумевалась работа над стилем, забота о благозвучии, сложное построение строфы. Ученые замечают, что в дошедших до нас текстах насчитывается до 900 различных строфических форм. Эту увлекательную поэтическую игру подметил А.С. Пушкин: «Когда в 12 столетии под небом полуденной Франции отозвалась рифма в провансальском наречии, ухо ей обрадовалось: трубадуры стали играть ею, придумывать для нее всевозможные изменения стихов, окружили ее самыми затруднительными формами». Появились разные стили изображения разных манер – «ясного» и «темного» стилей. Представители «темного» стиля усложняли синтаксис, перегружая стихи непонятными намеками, сознательно стремились к малопонятности (Арнаут Даниель). Представители другого стиля выражались так:
«… Пусть поет
Любой, как петь его влечет, -
Но все же сам
Хвалу воздам
Лишь простоте певучих строк:
Что всем понятно…»
(Гераут де Борнель)
У трубадуров строфическая структура и система рифм стихотворений были связаны с их тематикой. Ученые отметили главные из этих жанровых форм: кансона (любовная песня), сирвента (стихотворение на определенную тему), тенсона (прение – спор на определенную тему), пасторела (отображение различных ситуаций – встреча рыцаря с пастушкой и их любовь или ссора). Надо сказать несколько слов об общественном положении трубадуров – короли, крупные феодалы, мелкие рыцари, купцы, юристы, священники и женщины.
Отмечается, что общей трубадурской лирики является стремление к земной радости, живой красоте и внутреннему благородству чувств. Но не надо думать, что чувственная любовь рыцаря была всегда идеальна, читая средневековые исторические хроники, иногда, убеждаешься в обратном.
У провансальской поэзии были многочисленные песенные и литературные источники. Ученые утверждают, что основным источником ее является народная поэзия, которую рыцарская среда по-своему переработала (тенсона возникла из спора двух жонглеров-потешников; влияние народных обрядовых игр четко видна в споре Зимы и Лета; строфика песен, остатки припевки и т. д.).
Классическим периодом творчества трубадуров является последняя четверть 12 в., а всего их творчество развивалось в 12-13 вв. Исторические хроники 13 в. показывают нам жизнь некоторых поэтов-трубадуров. Пример – граф Джауфре Рюдель влюбился в графиню Гриполийскую по одному только описанию ее красоты и сложил в ее честь много песен. Граф отправился в далекое путешествие, чтобы с ней встретится; по дороге он тяжело заболел и, прибыв на место встречи, умер на ее руках; графиня после его смерти постриглась в монахини. Интересна биография Пейре Видаля – он влюбился в даму по имени Лоба (перевод «Волчица»), влюбленный решил ради нее «сделаться волком» - надел волчью шкуру, собаки его сильно покусали. Эти и другие истории частично вымышленные и принадлежат к числу «бродячих» сюжетов.
Мы познакомимся с творчеством некоторых известных трубадуров.
Бернарт де Вентадорн творил в классический период; воспевал сначала жену своего сеньора (виконта де Вентадорна), позже – Элеонору, королеву Англии; его считали самым выдающимся трубадуром из-за задушевной мелодичности стихов и по выражению чувств; его поэзия проникнута любовной темой. Он писал: «Тот мертв, кто не чувствует в своем сердце нежного вкуса любви…»
Кансона
«Уж не вернусь я, милые друзья,
В наш Вентадорн: она ко мне сурова,
Туда, где ждал любви напрасно я,
Не захочу я возвращаться снова.
Ее люблю – лишь в том вина моя,
И лишь за то в далекие края
Красавица изгнать меня готова.
Как рыбку мчит послушная струя
К приманке злой, на смерть со дна морского,
Так и любовь направила меня
К ней – на крючок жестокого улова.
Не уберег я сердце от огня,
И пламя жжет сильней день ото дня,
А на руках – любовные оковы…»
Джауфре Рюдель (1140-1170) – послужил основанием для создания легенды о любви Джауфре к графине Триполитанской – Мелисавде.
Кансона
«Мне в пору долгих майских дней
Мил щебет птиц издалека,
И снова в памяти живой
Моя любовь издалека.
Вольной душе отрады нет,
И дикой розы белый цвет,
Как стужа зимняя, не мил.
Всей жизни счастье только в ней –
В моей любви издалека.
Прекрасной указать сумей, -
Вблизи или издалека!
Я б, благостью ее согрет,
В отрепья нищего одет,
По царству сарацин бродил…»
Бертран де Ворн (1140-1215) – видный политический поэт своего времени, прославлял войну, рыцарские поединки. Отрицательно относился к крестьянам и горожанам. В приведенном отрывке боевой сирвенты автор неожиданно дает описание весны (обычно эту картину дают в любовной кансоны).
Сирвента
«Люблю усладу вешних дней,
Цветов и зелени красу,
Люблю, чтоб песнею своей
Нас птицы тешили в лесу
И радости не скрою,
Лишь погляжу на ряд шатров,
Пестреющих среди лугов,
И на готовых к бою,
Вооруженных до зубов
И всадников, и скакунов.
Люблю я видеть, как народ,
Отрядом воинским гоним,
Бежит, спасая скарб и скот,
А войско следует за ним,
И радуясь душою,
Смотрю, как замок осажден,
Как приступом берется он,
Иль вижу над рекою
Ряды построенных полков,
Укрытые за тын и ров…»
Пейре Видаль (1175-1215) – ему приписывают ряд авантюрных новелл:
Кансона
«Полной грудью я вдыхаю
Провансальский ветер милый,
И чудесной дышит силой
На меня страна родная.
Я бы слушать стал стократ!
Как о ней мне говорят,
Слух лаская похвалою.
Сердце там, где оба края
Рона с Венсой охватила,
Альп громада подступила,
В берег бьет волна морская.
И к одной мечты летят,
К той, что в каждом без преград
Торжествует над тоскою.
О прекрасной вспоминая,
Сердце б горя не вкусило,
Без нее же - все постыло…»
Беатриса графиня де Диа
Кансона повествует о неудачной любви графини.
«Я этой песни петь бы не хотела,
Так из-за друга сердце изболело.
Я полюбить сильней бы не умела,
Но все ничто – душа моя и тело,
И жалость, и любви закон святой.
Обманутая, я осиротела,
Как будто в чем была тому виной!
Я только тем себя я утешаю,
Что вас не огорчила никогда я,
Что нежностью Сегвиса превзошла я,
И если в доблести вам уступаю,
Зато любовь в вас не была такой.
Но всех других приветом награждая,
Суровы и надменны вы со мной…»
Познакомимся кратко с образцом повествовательной прозы этого периода.
Биографии трубадуров (первая половина 13 в.). Ученые отмечают, что композиция и тематика их предвосхищают в некоторых случаях формы позднейшей новеллы.
Маркабрюн
«…Он никогда не любил ни одну женщину и ни одною не был любим.» Он был одним из первых трубадуров, слагал стихи и сирвенты, полные зла и обид, о женщинах и о любви…»
Джауфре Рюдель – князь Блаи
«…Он полюбил графиню Триполитанскую, не видав ее никогда, за ее великую добродетель и благородство, про которые он слышал от паломников, приходивших из Антиохии, и он сложил о ней много прекрасных стихов с прекрасной мелодией и простыми словами…»
Гильом де Кабестань.
«…Был рыцарь из графства Руссильон… Был он очень строен станом и умел ловко обращаться с оружием и служить дамам и был благовоспитан. Он был влюблен в даму, которая была женой знатного и очень ревнивого графа. Этот граф убил рыцаря, вырезал из груди его сердце, зажарил и накормил им свою очаровательную жену, та узнав правду о роковом кушанье лишила себя жизни – прыгнула с балкона… А граф умер в темнице короля Арагонского…»
Несколько слов я скажу о труверах – северофранцузские труверы в своих стихах прославляли воинские доблести и ратный труд; они говорили, что «сердце принадлежит дамам, а рука – мечу».
Бертран де Борн
«…Жизнь в мире мне не дорога:
Не любо есть мне, пить и спать.
Люблю я криком «На врага!»
И ржанию коней внимать
Пред схваткой боевою…»
Литература:
1. Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков. М., 1953г.
2. Хрестоматия по мировой художественной культуре. М. 2000
3. Поэзия трубадуров. М., 1974г.
4. История зарубежной литературы. М., 1973г.
Свидетельство о публикации №225060600431