Игорь Шелковский. Небесный город

Ретроспектива творчества Игоря Шелковского «Небесный город. Мастерская художника», проходящая в Мультимедиа Арт Музее   (Время проведения выставки: 08.10.2024 – 16.02.2025.), не только предоставляет возможность погрузиться в мир этого  выдающегося  художника, но и приоткрывает тайну художественного творчества вообще. Это происходит благодаря тому, что в экспозицию в полном составе перенесена  мастерская художника.
Пребывание в ней меня заворожило; все ее пространство заполнено артефактами, - картинами и пластикой различных размеров; их количество таково, что, многократно  пересекая мастерскую туда и обратно, всякий раз я находил что-нибудь новое, недоуменная: - как я мог раньше не заметить этот шедевр?
Когда, достигнув точки насыщения, я вышел из мастерской в относительно разреженное пространство выставочного зала, мне сразу бросилось в глаза различие в характере артефактов, собранных в мастерской, и представленных в остальной экспозиции.
Нет, вещи, собранные в мастерской, нельзя считать эскизами; - это полностью законченные произведения самого высокого уровня. От работ, выставленных за пределами мастерской, - как правило, - абстракций, - все артефакты, собранные в мастерской, - фигуративны.
Естественно предположить, что в мастерской художника отражена первая фаза его творческого процесса – перевод реальности в ортогональный ей мир искусства, где она представлена на специфическом авторском языке. После этого, комбинируя собранный им материал (он находится в мастерской), он может приступить ко второй фазе - : творению  мира Иного. Каждый такой акт заканчивается созданием абстрактного произведения; - абстрактного в том смысле, что оно не имеет очевидного аналога в окружающей нас действительности. Однако, содержа в себе элементы нашей реальности (почерпнутые из мастерской), мир, творимый Шелковским, предполагая  развитие, позволяет предвидеть виртуальное будущее, предлагая зрителю мысленно поучаствовать в нем. Зритель, позволивший Шелковскому увлечь себя в его художественный мир, вернувшись из него, будет и на окружающую его реальность смотреть изменившимся взглядом.
Выражаясь языком философии, Шелковский в своем творчестве осуществляет процесс деконструкции  по Деррида.
У скептика может возникнуть вопрос: показывая возможное будущее, не заведет ли художник людей туда, куда им не надо? Думаю, этого бояться не нужно; - ведь он не загоняет нас в какую-либо новую утопию, а,  создавая множество разных произведений, демонстрирует бесконечную вариативность жизни; это тем более справедливо  в отношении Шелковского, что его  мир – это пространство свободы, согретое человеческим теплом.
                Январь 2025 г.


Рецензии