Тюркские корни скифской легенды о Таргитае
Таргитай и три брата
В скифской мифологии, зафиксированной у Геродота, упоминается прародитель скифов по имени Таргитай, у которого было три сына: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
Каждому из них достались символические предметы, упавшие с неба — плуг, ярмо, секира и чаша, которые стали выражением их будущей роли в обществе.
В данной статье предлагается гипотеза, основанная на тюркских языках и культурных параллелях, позволяющая по-новому интерпретировать имена и сюжет легенды.
Имена трёх братьев: тюркская интерпретация;
Арпаксай
- Арпа — в тюркских языках (казахский, турецкий, узбекский и др.) означает "ячмень" или "овёс" — символ земледелия.
- Суффикс -к / -ок/ -ук в тюркских языках может выполнять как суффиксальную функцию, но также ок в ряде языков означает "род, племя". Это значение встречается, например, в таких словах, как бозок, ючок (ветвь рода), где ок (народ, союз племён).
- Это может указывать на то, что подобные элементы в именах или терминах, связанных с древними этнонимами, несли племенные или родовые функции в значении.
- -сай / -сай — тюркский аффикс, означающий "обладающий чем-либо".
- Арпаксай можно перевести как: "Обладающий ячменем" или "тот, кто сеет/производит" — земледелец, кормилец.
- Предметы, доставшиеся ему с неба — плуг и ярмо, символизируют как земледелие (использование тягловых животных), так и животноводство. Следовательно, Арпаксай воплощает образ производителя — земледельца и животновода.
Липоксай ; Альпаксай
- Предлагается, что изначально имя звучало как Альпаксай (через тюркизированное восприятие), и было переиначено греками в Липоксай.
- В карачаево-балкарском языке форма слова Альп звучит как Алип, что также подтверждает тюркскую основу этого имени.
- Альп — в тюркской традиции герой, богатырь, воин.
- Альпаксай = "воинственный", "герой, обладающий силой" — защитник народа.
- Символ, доставшийся ему — топор, символизирующий военную силу и защиту.
Колаксай
- Кол — в тюркских языках "рука"; также используется в смысле "владение, управление" (например, глагол коллама; — управлять, поддерживать).
- Колаксай = "обладающий руками" = "мастер", "правитель".
- Именно его рукам достаются золотая чаша и другие золотые предметы — символ ремесла, власти и мудрого управления.
Символика предметов
- Плуг и ярмо ; указывают на земледельца и животновода (Арпаксай)
- Секира ; оружие, сила, охрана границ (Липоксай / Альпаксай)
- Чаша и золото ; символ мудрости, власти, ремесла (Колаксай)
Новый взгляд на имя Таргитай
; Тёрегу Атай / Тёрегитай
- Тёре / Тёр; — закон, порядок, обычай, установленное правило
- -г; / -гу / -гы — суффикс принадлежности или орудия: "связанный с...", "принадлежащий к..."
- Атай — отец, прародитель, уважаемый старейшина
Тёргу Атай = "Отец закона", "Создатель порядка", "Орудие (или носитель) Тёре"
Таким образом, Таргитай может быть тюркской калькой или искажённой записью Тёргитай, означающей "отец, установивший закон и порядок" — культурный герой, подобный Огуз-хану или Деде Коркуту.
Заключение
Предложенная тюркская гипотеза даёт новую перспективу на прочтение скифской легенды и может указывать на культурно-лингвистические связи между скифами и тюркоязычными народами. Имена и символы трёх братьев раскрываются как архетипы земледельца-животновода, воина и правителя, а образ Таргитая приобретает глубокий смысл как "отца закона" — Тёреги Атай или Тёрги Атай.
Свидетельство о публикации №225060701058