Что такое обида

Обида – сложное эмоциональное состояние, которое большинство людей время от времени испытывает. В бытовом смысле обиду часто описывают как чувство горечи и досады, возникающее, когда мы считаем, что с нами обошлись несправедливо. С научной точки зрения обида не является базовой врождённой эмоцией, а представляет собой комплекс переживаний, включающий в себя сразу несколько чувств. Это реакция на нарушение ожиданий: когда ожидаемое отношение или поведение со стороны другого человека расходится с реальностью, возникает болезненное чувство разочарования и уязвимости.

Итак, современная психология рассматривает обиду как сложную социальную эмоцию, возникающую в ответ на воспринимаемую несправедливость или оскорбление. В отличие от базовых эмоций (таких как гнев или страх), обида не считается врождённой: младенцы не умеют обижаться, они выражают прямой гнев, тогда как чувство обиды формируется позже, в раннем детстве.

Психологи определяют обиду как комбинацию нескольких эмоциональных компонентов. Во-первых, в обиде всегда присутствует гнев по отношению к обидчику – ведь нарушено наше представление о справедливом отношении. Во-вторых, одновременно возникает жалость к себе, чувство себя пострадавшей стороны. Например, в Википедии обиду описывают как реакцию на несправедливо причинённое огорчение, включающую гнев на обидчика и жалость к себе, особенно когда ситуацию уже нельзя исправить. В-третьих, психологи отмечают, что в структуре обиды часто присутствует страх открыто показать свой гнев и прямое несогласие. Компонента страха связана с уязвимостью: обиженный чувствует себя ранимым и нередко подавляет открытое выражение эмоций, что приводит к внутреннему напряжению.


Формирование чувства обиды

С точки зрения развития личности обида – это усвоенное в детстве чувство. Исследователи отмечают, что дети начинают обижаться примерно в возрасте от 2 до 5 лет, перенимая этот способ реакции у окружающих. Важную роль играет воспитание: если ребёнок сталкивается с ситуацией фрустрации (например, другой малыш сломал его игрушку), реакция взрослых может либо помочь адекватно пережить разочарование, либо закрепить обидчивость. Так, один взрослый может успокоить ребёнка, назвав его чувство («тебе обидно, потому что твой замок разрушили»), и переключить внимание – тогда малыш учится, что неприятность можно пережить и отпустить. Другой вариант – взрослый начинает чрезмерно жалеть и баловать обиженного («какой ты несчастный, тебя обидели, давай купим тебе конфету взамен») – в таком случае ребёнку транслируется установка, что он особенный и мир должен исполнять его желания. Закрепляется детская позиция: «Я буду обижаться, пока кто-то не придёт и не сделает мне хорошо».

В дальнейшем такой человек легко обижается в любой ситуации, где реальность не соответствует его ожиданиям, пассивно ожидая, что окружающие исправят положение. Психологи называют позицию хронически обиженного инфантильной, ведь она подразумевает отказ от собственной активности: обижаясь, человек невольно ставит себя в роль беспомощной жертвы, а от другого требует решения проблемы. Именно поэтому в культуре обида порой ассоциируется с детским поведением и незрелостью.


Обида в философии и культуре

В философии чувств обиде уделялось внимание в контексте морали и межличностных отношений.

Например, античные стоики считали, что мудрец не подвержен обидам, поскольку воспринимает мир объективно и не зависит от чужой оценки. Римский философ Сенека писал, что «сколько стрел ни выпусти в мудреца – они не ранят его, он неуязвим», подчёркивая идеал невосприимчивости к обидам.

В мировых религиях обида также рассматривается отрицательно: в буддизме её называют вредным переживанием для самого чувствующего, в христианстве обидчивость приравнивается к греху (поскольку связана с гордыней, злопамятностью и желанием мести), а в исламе верующему рекомендуется не держать обиду более трёх дней и стремиться к примирению.

С позиций философии морали наиболее глубокое исследование феномена обиды связано с понятием «рессентимента». Фридрих Ницше и Макс Шелер описывали рессентимент как застарелое чувство обиды и бессильной злобы, которое подавляется и со временем искажает систему ценностей человека. В таком состоянии обида превращается в хроническое озлобление и зависть к тем, кто причинил реальную или мнимую несправедливость.

Философы предупреждают, что жить в состоянии обиды опасно для души: оно мешает развитию, порождает жажду мести и разрушает способность радоваться чужим успехам.

Таким образом, в этическом плане обида часто фигурирует как чувство, от которого нужно освобождаться через прощение и работу над собой.


Обида как полноценная эмоция

С точки зрения эмоционального интеллекта, обида – это полноценная эмоция, которую не следует игнорировать или стыдиться, но важно научиться ею управлять конструктивно.

Популярные психологи отмечают, что «нет плохих и хороших чувств – нужны абсолютно все, и отказ от любого из них приводит к "отключению" эмоциональной сферы».

Обида сигнализирует о том, что нарушена наша внутренняя норма – возможно, задеты чувства, не оправданы ожидания или переступлены границы. Высокий эмоциональный интеллект помогает распознать это чувство, назвать его и понять причину, вместо того чтобы автоматически подавлять или, наоборот, бесконечно в нём вариться. Более того, умение отпускать обиды считается одним из признаков эмоциональной зрелости. Психологи указывают, что склонность застревать в обиде и долго её держать в себе – скорее свидетельство низкого эмоционального интеллекта, тогда как способность прощать и освобождаться от груза обид характеризует людей с развитой эмоциональной сферой.

Иначе говоря, эмоционально зрелый человек признаёт свою обиду («да, мне сейчас обидно»), но не позволяет ей разрушать себя или отношения, а старается извлечь урок из ситуации и при необходимости трансформировать это чувство в откровенный разговор, изменение ожиданий или прощение.


Рецензии