Катулл1

7  .  06  .  2025   .
Поэты  , создавшие  Римскую империю  . 1.
Катулл   профанный    .
Катулл  .  Или  щенок  Рима  .
Ибо  катулл  в  переводе  и есть  щенок  .
Что  - то  щенячье  есть в его  облике  поэта  .
Спрашивает  ,  не  понимая  :
«  Для  кого  мой  нарядный  новый  сборник  ,
Пемзою  жёсткою  только  оттёртый  ?  « 
Не понимая  того  , что писал  на  латыни  ,
И  потому  для римлян  , старой  и  новой  формации  .
Сформировывал  их  тем  , что  читали  его стихи  ,
Пересказывали  взахлёб  , сам  Цезарь  , великий 
Спустя  века  , а  тогда  , в  доме его  отца  ещё  маленький  .
В  глазах  Катулла  .  Хотя  и  полководец  .
Потому  на  него можно и потявкать  .  Цезарь  же  понимал силу  слова  , образующего  из  кучки  горлопанов  нацию  ,
Готовящуюся  не  много и ни  мало  - править миром  .
Для  этого  необходимы  служители  слова  .
Его  понимание  перешло  к  его племяннику  ,
Усыновлённому  им  -  Октавиану  Августу  .
Так  создавался  имперский  Рим  .
И  в   Вероне  ,  в  Цезарийской  Галлии  отыскался  один  ,
Готовый  взять на себя  такую роль .
Гай   Валерий   Катулл  из  рода  Валериев , который   
Прославился  на  века  стихами  о  Лесбии  .
И  портрет  римской  женщины  вырисовывался 
Благодаря  его  любовным  страстям  , 
Поэтом  , дрожащим  от  похоти  , называющим  это  любовью  ,
Любовью  - ненавистью  . Похоже  , что  это  была  обычная  форма  любви  римлянина  . Но она  поражала  как  мечом  в  веках  .
И  Пушкин  ,  и  Блок  отдали  дань  его стихам  .
Они  его понимали  . Так  ,  как  мне  не понять .
Потому  прошла  и  мимо  , как говорят  в  таких случаях  .
То есть  нужен мужчина  , ощущающий  себя  римлянином  .
После  классов  латыни  в  гимназии  , выбирая  себе  ,
Как  хотели  преподаватели  , не  Вергилия , а  Катулла 
С  его  «  крестными  « муками  :  «  И  ненавижу  тебя  и  люблю  ,
Сам  не  знаю  , но  ТАК  ЧУВСТВУЮ  , крестно  томясь  … « 
Крестные  муки  римлянина  стали  близки  гимназистам  .
Не  крестные  муки  Спасителя  , а  крестные  муки 
Римского  щенка  , который  так  и не  стал  псом  .
А  остался    щенком  ,  тявкающим  всякие  похабства  : 
«   У  Эмилия  и  рот  и  зад  друг  друга  стоят  !  «  .
И  это нравилось  читателям римским    .
Эпиграммы  Катулла  передавались  ,  можно  сказать  ,
Из  рук  в руки  , о  свитках  , передающихся  мгновенно  .
Как  похабные  частушки  в  русской  деревне  помещика 
Пушкина  .  Или  изысканного  поэта  Блока  соседские  мужики 
Затевали  песни  ,  которые  перешли  в  его поэму  ,
Но не  в  полном  размере  . И  Катулл  , не  уставая  , писал  :
«  У  Вектия  тоже  !  «  ,  «  У  Руфы  тоже  , да  ещё  она                и побирушка  «  .  Где  Катулл обонял  эти  запахи  ? 
В  окружающем  римском  мире  , издающим  их  .
Пушкин и Блок  в  окружающем  их русском  мире  .
Других  запахов  для  Катулла  нет  .  В  его подворотнях .
И незнакомые  нам  люди  выступают  перед вечностью 
Такими  ,  какими  их видел  Катулл  : «  Эгнаций  зубы  мочой  чистит  !  «  ,  «  Азиний  , ты  воруешь  полотенца  - берегись                стихов  !  «  . Вот  для  чего стихи  Катулла  - показать римский мир во всей  его красе  .  «  Талл  , ты  воруешь  в  банях  , берегись плетей  !  «  ,  «  Вибенний  - тоже  банный  вор  , а  сын  его  -  продажный  мальчишка  !  «  , эти  стихи  для  надписей  на     колоннадах  бань  , для  стен  общественных туалетов  .
Которые  современникам  моим  знакомы  по  раскопкам  из  Помпей  , вот истинный  Рим  , не  скрывающий  своих пороков  .
И  потому  притягательный   для  кого  - то  .  Такие  стихи  :
«   У  Мециллы  за  пятнадцать лет  вместо  двух  любовников  стало  две  тысячи  !  «  ,  «  Я  накрыл раба  над  рабыней  и  то  то   с  ним  расправился  !»  За  что  ?  « Девка  просит  за  себя  10000  -  с  ума  что ли  сошла  ?  «  Ну  да  , десять  любовников  -  и  имущественный  ценз  римского всадника  у  неё  на  руках  .
Для  кого  - то  из  её  любовников  ,  которым  она платила  сама  .
Это римский  мир  невероятных возможностей  , доступных                за  большие  деньги  . Как  говорил  Красс  , убитый  парфянами  ,  а  ранее  сдававший  инсулы  для  проживания  внаём  -  арендатор  :
Тот  не  богат  , кто не сможет содержать  свою армию  ! «  .
И  ограбивший  Иерусалимский  храм  по  дороге  в  Парфию .
Он  - римлянин  , с гордым  профилем  .  Который  победил восстание  Спартака  , но не  победил  парфян  . 
Так  и  остался  Рим  без победы  над  другой  половиной  мира  .
Страной  гирканов  - волков  .
Рим  - господин  над себе  подобными  .  Побеждал  сначала 
Своей  культурой  , а  потом   - войнами  .
Культурой  , которую нёс  и   Гай  Валерий  Катулл  :
«  Вот  бестолковый  муж  , который  не  умеет следить  за  женою  ,  - сбросить бы  его  с  моста  в  грязь  !  «    И  :  «  Вот  другой  бестолковый  муж  , чья  жена  водила  любовников  !  «  .
Это он  о муже 
Своей  знаменитой  любовницы  -  Лесбии  .  Она  -  жена 
Римлянина  .  Но на  неё  может посягнуть и другой  римлянин  .
Такова  судьба  римлянок  - быть  желанными  всеми  мужчинами 
Вокруг  .  Как  жена  Августа  , Ливия  , которую он  взял  замуж  ,
Беременной  от  её  прежнего мужа  . Римлянка  принадлежит  всем  римлянам  ,  кто её  взять сможет  .  Но ненадолго  может  .
И  она станет  женой  другого  тотчас  же  . Таков  Рим  .
Не  нравится  - не становись римлянином  .
Не  мечтай  быть  погребённым  в  Венеции  - последнем  оплоте 
Римских обычаев  .  Когда  блудница  -  римлянка   сможет 
Отвратить  от города  дожей   её  врагов  , переспав  с  их вождём  .
А  одна  из  древности  , переспала  , по словам  Макробия  ,
С  самим  Геркулесом  , который  отдал  ей  римские  холмы  .
А  она  завещала  их римскому  народу  , чтобы 
Те  давали  дары  манам  её  рода  ,  ларам  , которые 
Берут на себя  все  грехи римлян в обмен  на их души  .
Подземные  боги  римлян  , дававшие  им  все  их  победы  .
В  обмен на человеческие  жертвы  , и  те  убивали  пленных  .
Или  убивали  их медленно  - на  аренах  цирков  ,  цирки  -
Вот  римские  церкви  , И  Колизей  остался  как  память  .
А  Катулл оставил  в  памяти римские  обычаи  :
«  Ты  , Равид  , лезешь отбивать  , кого  я  люблю  , - берегись  ! »
«  Вы  , кабацкие  , отбили  у  меня  девчонку  - берегитесь  !  « 
Руф  отбил  у  Катулла  любовницу  ,  и  Катулл  сразу  пускает                в ход  привычные  выражения  :  «  У  тебя  козлом  пахнет из  под мышек «  , и  он  не  обнюхивает  соперника  , чтобы  написать  это  .
Это привычные  для  римской  среды  любовных страстей  выражения  .  Где там  Лесбия    , у  неё  есть  тоже  много  любовников  . Иначе  она  не  котировалась  бы  в кругу  искушенных римлян  .  Можно сказать  , что в кругу римских  богов  поощрялись такие  отношения  . Другому  сопернику  , Геллию  , Катулл   пишет в  свитке  , края  которого  обрабатывает после  пемзой  :  «  Ты  -  кровосмеситель  , ты  путаешься  и  с  матерью  ,  и  с сестрою  ,  и  с  тёткою ,  и  с  дядею  . «  ,  «  и  ещё  того  хуже  «  ,  «  как  только  персидским  волхвам  впору  «  .  И  понимаем  ,  что  это может  быть правдой  ,  Калигула  и  Нерон  тому  примеры  .
И  сам   Катулл  ,  уезжая  куда  - то  , оставляет мальчика под надзором  Аврелия  (  Имя  означает  «  подобный  золоту  «  )  ,  похоже  на  иронию  ,  но этого    человека  ,  подобного  золоту  , Катулл   грозно предостерегает  , чтобы  золотой  человек    не  трогал  мальчика  , но  тот пристаёт  к  Ювенцию  . Мало  того  , Катулл учит  Ювенция  ,  как  ему  отделываться  от  Фурия  .
Мальчика  без сомнения  одолевают  многие  фурии  .
Это  - обыденность римской  жизни  .
В  эпиграммах  Катулла  мелькает  и  имя  Юлия  Цезаря  ,  ещё  до  того  , как  после  его смерти над Римом  пролетела  комета  ,  и  Цезарь  был  причислен  к  божественным  . А  за  ним  -  Октавиан  Август  .  И  далее  . Но начало  было положено  именно  Юлием  .
Но  это  будет после  . А  теперь Катулл  пишет  о нём  ,  и  его  офицере  по имени  Маммура  :  «  Мамурра  и  Цезарь  -  мерзавцы  , друг  друга  стоят ,  с  одними  девками  гуляют  «  ,  и 
«  Мамурра  - мот и  развратник  , а  Цезарь и  Помпей  ему  потворствуют  «  , «  другие  цезарианцы  тоже  хороши  :  один  безголов  ,  другой немыт  , третий  воняет   «  ,  то есть обычные  выражения  для  соперников  в  римской  любви  и  в римской  политике  . И  добавляет  , как  гвоздь вбивает  :  «  Не  лучше                ли  помереть  , коли такие  идут в  гору  ?  «  .  Обычные  слова                во время  выборов  .    И  трудно найти  кандидата  - то есть  буквально  , того  , кто  в  белой  тоге  .  Но всё  таки  и  в  политической  борьбе  есть свои  пределы  . И  хотя  Катулл  гордо  заявляет  :  «  Сердишься  , Цезарь  или  нет  ,  а  мне наплевать  ! «
Но  о  Цезаре  больше  не  пишет  ,  а  только  о  Маммуре  , которого называет  непечатным  римским  словом men¬tu¬la , которое  перевели  как  Хрен  .  Мамурра  из  города  Формий  был начальником  сапёрных работ  при  полководце  Помпее  ,  одном   из  триумвирата  с  Цезарем  , в  войне  с  Митридатом  Понтийским  . Потом  при  Цезаре  в  его испанском  наместничестве                и  в галльских компаниях  .  Мамурра  так  разбогател  , что  Цицерон  упоминает  его  как  общеизвестный  образец  пагубы  , пришедшей  от  Цезаря  .  Плиний  пишет  так  же  много  ,  как  и  Цицерон  ,  и  о  Маммуре  тоже  . Что  Маммура  первый  в  Риме  облицевал свой  частный  дом  мрамором  и  обставил его  цельномраморными  колоннами  .  Так  что Маммура  попал  под обстрел  в  том  числе  и  Катулла  . Да  так  , что Светоний  , рассказывая  об  Юлии  Цезаре  , написал  :  «  Цезарь не скрывал  ,  что в  стишках  о  Маммуре  Катулл  заклеймил  его  вечным  клеймом  . «  . Именно  Катулл  . Так  его стихи  были  популярны  .
Катулл  перечислил  в  числе  пороков  неудачливую  учёность  .
Цезарь  был автором  сочинения  по грамматике  .
Которого  Катулл  назвал  «  Распутным  Ромулом  «   в  своих стихах
Рас¬пут¬ный Ромул  , дол¬го ль будешь все сно¬сить?
А он теперь, над¬мен¬ный, загор¬див¬ший¬ся,
По всем посте¬лям вдо¬сталь нагу¬ля¬ет¬ся
Невин¬ным голуб¬ком, самим Адо¬ни¬сом!
Рас¬пут¬ный Ромул, дол¬го ль будешь все сно¬сить?
Ты сам раз¬врат¬ник, и игрок, и взя¬точ¬ник.
Не с тем ли, пол¬ко¬во¬дец ты един¬ст¬вен¬ный,
На ост¬ро¬ве том был, на край¬нем, запад¬ном,
Чтоб этот ваш блудя¬щий хрен истас¬кан¬ный
По две¬сти и по три¬ста тысяч клал в мош¬ну?
 Впрочем  и другие  римские  авторы  называли  так  претендентов  на  царское  единовластие  : Саллюстий  так  называл  и  Суллу  ,                и  Помпея  , и  Цицерона  .  Маммура  тоже  «  на  Парнас  лез  «  :                «  Хрен  лезет  в  поэты  ,     а  Музы  его  - вилами  « .
Муза   с вилами  как  крестьянская  девка  -  это  ещё  один  образ  , который  он оставил  , но  прежде  , я  думаю  ,  видел  воочию  .
Его  Муза  -  с   вилами  должно  быть  . И  это  - не  Лесбия  .
Хотя  большинство стихов  о ней  .  Она  знакома  многим  .
И  интересна  . Потому  интересны  стихи  о ней  .
«  Лесбия  , будем  целоваться  , не  считая  поцелуев  ,  чтоб не  сглазили  !  «  .  Потому  что  всякое  чрезмерное  обилие  грозит                «  завистью  богов  «  и  возмездием  .  И  вообще  лучше  не вести  точного  счёта  , потому  что  тогда  считали  , что  для  колдовства  , наводящего порчу  , необходима  точность  данных  .

Плачь¬те, о Купидо¬ны и Вене¬ры,
Все на све¬те изыс¬кан¬ные люди!
Птен¬чик умер моей подру¬ги милой,
Птен¬чик, радость моей подру¬ги милой,
Тот, что соб¬ст¬вен¬ных глаз ей был доро¬же.
Был он меда неж¬ней, свою хозяй¬ку
Знал, как девуш¬ка мать род¬ную зна¬ет.
Нико¬гда не сле¬тал с ее он лона,
Но, туда и сюда по ней пор¬хая,
Лишь одной гос¬по¬же сво¬ей чири¬кал.
А теперь он идет доро¬гой тем¬ной,
По кото¬рой никто не воз¬вра¬щал¬ся.
Будь же про¬клят, о мрак про¬кля¬тый Орка,
Погло¬щаю¬щий все, что серд¬цу мило, —
Ты воро¬буш¬ка мило¬го похи¬тил!…
О сле¬пая судь¬ба! О бед¬ный птен¬чик!
Ты вино¬вен, что у моей подру¬ги
Покрас¬не¬ли от слез и вспух¬ли глаз¬ки!

Сколь¬ко, спра¬ши¬ва¬ешь, тво¬их лоб¬за¬ний
Надо, Лес¬бия, мне, чтоб пыл насы¬тить?
Мно¬го — сколь¬ко лежит пес¬ков сыпу¬чих
Под Кире¬ною, силь¬фи¬ем порос¬шей,

От Юпи¬те¬ро¬вой свя¬ты¬ни зной¬ной
До гроб¬ни¬цы, где Батт схо¬ро¬нен древ¬ний;
Сколь¬ко на небе звезд в мол¬ча¬ньи ночи
Видит тай¬ны люб¬ви, бла¬жен¬ство смерт¬ных!
Поце¬лу¬ев тво¬их, чтоб было вдо¬сталь
Для безум¬ца Катул¬ла, нуж¬но столь¬ко,
Чтобы их сосчи¬тать не мог завист¬ник,
Нече¬сти¬вый язык не мог бы сгла¬зить.
 Орк — рим¬ский бог смер¬ти (гре¬че¬ский Аид — Плу¬тон) и его под¬зем¬ное цар¬ство                («откуда нет выхо¬да» — опи¬са¬ние   , в гре¬че¬ской поэ¬зии тра¬ди¬ци¬он¬ное   , но в латин-ской при¬жив¬ше¬е¬ся лишь после Катул¬ла).
 «  Лесбия  меня  бранит ,  значит  , любит  , провалиться  мне  !  «  ,  «  Лесбия  меня  бранит  при  муже  - тем хуже  , если  ему  невдомёк  , что  это  значит  !  «  .
К  мужу  он не ревнует  , ревнует к  другому  :  «  Лесбия  предпочитает  мне  другого  , а  у  него  воняет  изо  рта  !  « 
Лесбия  -  это его статус  как  римлянина  , откуда  и  любовь  - ненависть  к  ней  . Она  знаменита  . Волоокой  назвал  её  Цицерон  .  «  Лесбия  , так  когда  - то мной  любимая  , блудит  теперь по подворотням  «  , то есть  Катулл  борется  за  то  , чтобы  статус  его  как  любовника  не  упал  в  глазах  окружающего  его  Рима  . Он  - статусный  мужчина  , у  него правильная  любовница  , которая  желанна  многим  .  А  доступна  должна  быть немногим  . Но как  Мессалина  позже  , похоже  ,  что Лесбия  пошла в разнос  . У  неё  своё  соревнование  с  римлянками  - сколько  мужчин  она  обслужит  за  одну  ночь  .  Так  Мессалина  соревновалась  со  знаменитыми  римскими  блудницами  .
Мир соревнований  за  то  , чтобы  быть римлянкой  .
А  Катулл  заявляет  римским  богам  о своей  честности  в любви  .
Честности  , как он  её  понимает  как  римлянин  .
«  Я  был честен в любви  , воздайте  же  мне  боги  ,   помогите  исцелиться  !  «  . Болезнь Венеры  похоже  подкосила  его  .
«  Передайте  ей  ( Лесбии  )  , друзья  : пусть надрывает всех  своих  любовников , но  обо мне  забудет  :  она  подкосила меня  как  цветок  !  «  Цветок  с    полей  Вероны  ,  пересаженный на  почву  Рима  , желающего  отчаянно стать  настоящим  римлянином  .
Говоря  себе  в  отчаянии  :
«  Праздность  , мой  Катулл  , для  тебя  зловредна  .
Праздности  ты  рад  , от  восторга  бредишь  .
Праздность  в  прошлом  и  многих  царей  и  славных 
Градов  сгубила  .  «  В  Рим  стекалось  богатство  , много праздности  , тоска  . От  этой  тоски  все  любовные  томления  римлян    того времени  .  Которая  побеждалась  походами                за  новыми  завоеваниями  , возделываниями  полей  ,  управлением  делами  общины  .  Но  … пришли  профессиональные  воины  , поля  обрабатывали  пленные  рабы  , пришли  профессиональные  политики  . И  борьба  за  власть  .
И  юношеское  буйство  , прочувствованное  юным  Пушкиным  :
Пьяной  горечью  Фалерна , мальчик  !
Так  Постумия  велела  ,
Председательница  ОРГИЙ  .
Вы  же  , воды  , прочь  теките 
И  струёй  , вину  враждебной  ,
Строгих постников  поите  :
Чистый  нам  любезен  Бахус  !
Совращение  ещё  не  совращённых  обязательно  .
Сатурналии  были  в  Риме  обязательными  .
Юноша  Катулл  жил  в Предальпийской  Галлии  .
Наместником  которой  был  Квинт  Метелл  Целер  , сенатор  .
То есть патриций  .  Катулл стал  любовником  жены  сенатора  Клодии  , которую он  называет  Лесбией  в  своих стихах  .
Несомненно  для  меня  то  , что она  соблазнила  юношу .
От скуки  и от тоски  .  И  перевезла  в  Рим  .
Мучая  его  отказами  .  Но не  долгими  . Он стал её  рабом  .
Статус  любовника  патрицианки  льстил ему  .
Римская  знать манила  его  . Он вошёл в  кружок  Гая  Лициния  Кальва  .  Я  вспомнила  ещё  об одном  , мечтавшим  стать римлянином  в  гимназические  дни  ,  и  жившим  в  городе  Кальве , на  территории  бывшей  Римской  империи германского народа  , ибо  мечта  стать римлянами  овладела  всеми  германцами  .
Они  завоевали  Рим  для  этого  .  И  город назвали  Кальв  .
 Герман  Гессе  , создавший  росчером  пера  орден  ,  похожий  на  орден  римской  католической  церкви  .
И  имя  проповедника  противника римской  католической  церкви  было  Кальвин  .  Римский  корень    присутствовал  и присутствует                у  тех  , кто мечтает стать  Римом  .
От  латинского  calva -  череп  .
Гай  Лициний  Кальв  , молодой  оратор  и поэт  , дружбою                с  которым  Катулл так  гордился  .  Он  был  потомком  древнего  рода  , гордившегося  традициями  «  борьбы  за  народ  «  .
Его  отец  Лициний  Макр  .  Макр  - римский  корень    фамилии  Макрона  .  Лициний  Макр  был  трибуном  73  года  до  Р  . Х  .
Которому  Саллюстий  приписывает патетическую  речь   за  возрождение  древней  народной  свободы  .  Сам  же  Кальв  был мал ростом  и  слаб  здоровьем  .  «  Поборник  народа  «  Кальв  ,  как  и  патриций  Метелл  встали  против Юлия   Цезаря  .
И  Катулл примкнул  к ним  . Наверное  поэтому  Метелл  смотрел сквозь пальцы  на  связь  Катулла  со своей  женой  . Может  быть  даже    советуя  ей  околдовать  Катулла  . Метелл  был  циником                и  прожженным  политиком  . Цель  у него оправдывала средства  .
Катулла  использовали  как  слепое  орудие  своей  ненависти                в  политической  борьбе  .  Но недолго  . Цезарь умел превращать  врагов  в  своих  друзей  .  А  Катулл  - не стихийный  поэт  .
Катулл  -  «  учёный  поэт  «  по примеру  «  учёного поэта                в  египетской  Александрии  , который  не  бездумно творит                по привычным  образцам  предшественников  , хотя  и  к  этому  пути иногда  прибегает  , как бы  разогреваясь  , а  сознательно                и  целенаправленно  отбирает  одно  , возрождает  другое  , сочетает  третье  и  четвёртое  . Так  считает  филолог  Михаил  Гаспаров  . Знаток  римской  поэзии  и  римских нравов  .
Катулла  он назвал   «  изобретателем  чувства   «  .  Вот так  .
По его  же  словам  , собираясь  уехать  от изменившей  ему  Лесбии  со всем  пылом  юности  , не    умеющей  обращать   предательство                в  любви  и дружбе  в  свою  пользу  , ещё  не  ставший  циником  , просит  друзей  (  как  обычно в  Риме  то происходило  , в  бане  ) передать  ей  на  прощанье   «   слов от   меня  немногих  , злых                и   последних  . Со своими  пусть    кобелями  дружит  !  По три сотни  их обнимает сразу  , никого  душой  не  любя  ,  но печень  каждому  руша  (  как  орёл  Зевса  , это его работа  в  борьбе                с  титанами  .) ,   (  давясь    пьяными  слезами  ,  поддерживаемый  друзьями  )  :  только  о моей  пусть  любви  забудет  !  По  её  вине  иссушилось сердце  . Как  степной  цветок  , проходящим  плугом  тронутый  насмерть  !  (  плуг  губит  цветок  - сильное  сравнение  , которое  повергло многих  в  подобные  слёзы  . Как  «  белые  розы  ,  беззащитны  шипы  , что  с вами  сделал снег  и  морозы  … «  ) .
В  той  же  бане  Катулл доверяется  другу  со слезами  ,  свидетелями  чувств  , говоря  :  «  Целий  , Лесбия   НАША  ,  ЭТА  Лесбия  , что была  Катуллу  и  себя  самого  ,  и  всех милее  .
В  переулках теперь  , на  перекрёстках величавого Рима   ,  внуков  ловит  .  «  Жена  патриция  ,  опора  Рима  .  Как  оформил  в  признании  Катулл своё  чувство  :  «  И ненавижу  её  и  люблю  .
Почему  же  , ты  спросишь , сам не  знаю  , но так  чувствую  ,                и  ТОМЛЮСЬ  «    «  . Томление в  членах   поэта  ведёт  к действиям  , выраженным  в стихосложении  . На  века   и века  .  Так  вот  .
Но  так  бы  остался  Катулл  поэтом  ,  которых  много  ,
Поэтом  , пишущим  на  заборах  римских  , если  бы  …
Если  бы  не  писал  он о том  ,  что взяли  следующие  за  ним  поэты  на  заметку  , Вергилий  в  том  числе  :  о  богах  .
Возвышенно  .  Порой  напыщенно  .  Но  с теми  же  чувствами  , 
С  которыми  он  писал  о Лесбии  . Писал  о  священном .
Принадлежащим  вечности  .  О  Гименее  , о Латоне  .
И  об  Аттисе  , жреце  фригийской  богини  Кибеле  .
Потому  что  его  брат  был похоронен  возле  Трои  .
Потому  слёзы  Катулла  о  брате  стали  заметны 
И  в  нынешнем  веке  ,  и  в  прошлом   .
В  прошлом  , благодаря тому  , что гимназисты  учили  латынь  .
Выбирая  себе  поэтов римских  для  перевода  .
Поэтому  пренебрегая  Вергилием  , не  видя  того  , что 
И  в  Вергилии  видны  следы  любимого  российскими 
Гимназистами  Катулла  .  Катулл  был на  устах  у  всех 
В  древнем императорском    Риме  ,   и  в    Царскосельском  лицее 
Императорской  России ,   и  в  столах  следующих  гимназистов 
Российских  . Делая  своё  дело  . Передавая  императорскую идею  Подспудно  .  Вместе  с  желанием  к  российским  женщинам  ,
Видя  в  каждой  из них  Лесбию  . Разве  это  не привело 
В  конце  концов  к  вседозволенности  , воплощённой  в  нигилизме
В  томлениях  Блока  ,  «  по вечерам  «  ,  где  воздух над ресторанами  рисовал ему   « Незнакомку  «  .
В  томлениях  гимнастических  юнцов  о  Риме  ,
А  не  об  Иерусалиме  . Как  бы  не твердили  на  уроках 
Закона  Божьего  те  , которые  не  хотели  Иерусалима  .
А  хотели  Третьего  Рима  . В  разных видах  -  Рима  Вергилия  .
Но  и  Рима  Катулла  тоже  .  Это  и   называется  -                попасть в вечность  ,  хоть  щенком  , но  всё  же  попасть  .
Или  в  пасть вечности  , возможно  ,  в  бездну  .
И  там забронзоветь  вместе  с  вечным  Римом  .


Рецензии