Катулл1
Поэты , создавшие Римскую империю . 1.
Катулл профанный .
Катулл . Или щенок Рима .
Ибо катулл в переводе и есть щенок .
Что - то щенячье есть в его облике поэта .
Спрашивает , не понимая :
« Для кого мой нарядный новый сборник ,
Пемзою жёсткою только оттёртый ? «
Не понимая того , что писал на латыни ,
И потому для римлян , старой и новой формации .
Сформировывал их тем , что читали его стихи ,
Пересказывали взахлёб , сам Цезарь , великий
Спустя века , а тогда , в доме его отца ещё маленький .
В глазах Катулла . Хотя и полководец .
Потому на него можно и потявкать . Цезарь же понимал силу слова , образующего из кучки горлопанов нацию ,
Готовящуюся не много и ни мало - править миром .
Для этого необходимы служители слова .
Его понимание перешло к его племяннику ,
Усыновлённому им - Октавиану Августу .
Так создавался имперский Рим .
И в Вероне , в Цезарийской Галлии отыскался один ,
Готовый взять на себя такую роль .
Гай Валерий Катулл из рода Валериев , который
Прославился на века стихами о Лесбии .
И портрет римской женщины вырисовывался
Благодаря его любовным страстям ,
Поэтом , дрожащим от похоти , называющим это любовью ,
Любовью - ненавистью . Похоже , что это была обычная форма любви римлянина . Но она поражала как мечом в веках .
И Пушкин , и Блок отдали дань его стихам .
Они его понимали . Так , как мне не понять .
Потому прошла и мимо , как говорят в таких случаях .
То есть нужен мужчина , ощущающий себя римлянином .
После классов латыни в гимназии , выбирая себе ,
Как хотели преподаватели , не Вергилия , а Катулла
С его « крестными « муками : « И ненавижу тебя и люблю ,
Сам не знаю , но ТАК ЧУВСТВУЮ , крестно томясь … «
Крестные муки римлянина стали близки гимназистам .
Не крестные муки Спасителя , а крестные муки
Римского щенка , который так и не стал псом .
А остался щенком , тявкающим всякие похабства :
« У Эмилия и рот и зад друг друга стоят ! « .
И это нравилось читателям римским .
Эпиграммы Катулла передавались , можно сказать ,
Из рук в руки , о свитках , передающихся мгновенно .
Как похабные частушки в русской деревне помещика
Пушкина . Или изысканного поэта Блока соседские мужики
Затевали песни , которые перешли в его поэму ,
Но не в полном размере . И Катулл , не уставая , писал :
« У Вектия тоже ! « , « У Руфы тоже , да ещё она и побирушка « . Где Катулл обонял эти запахи ?
В окружающем римском мире , издающим их .
Пушкин и Блок в окружающем их русском мире .
Других запахов для Катулла нет . В его подворотнях .
И незнакомые нам люди выступают перед вечностью
Такими , какими их видел Катулл : « Эгнаций зубы мочой чистит ! « , « Азиний , ты воруешь полотенца - берегись стихов ! « . Вот для чего стихи Катулла - показать римский мир во всей его красе . « Талл , ты воруешь в банях , берегись плетей ! « , « Вибенний - тоже банный вор , а сын его - продажный мальчишка ! « , эти стихи для надписей на колоннадах бань , для стен общественных туалетов .
Которые современникам моим знакомы по раскопкам из Помпей , вот истинный Рим , не скрывающий своих пороков .
И потому притягательный для кого - то . Такие стихи :
« У Мециллы за пятнадцать лет вместо двух любовников стало две тысячи ! « , « Я накрыл раба над рабыней и то то с ним расправился !» За что ? « Девка просит за себя 10000 - с ума что ли сошла ? « Ну да , десять любовников - и имущественный ценз римского всадника у неё на руках .
Для кого - то из её любовников , которым она платила сама .
Это римский мир невероятных возможностей , доступных за большие деньги . Как говорил Красс , убитый парфянами , а ранее сдававший инсулы для проживания внаём - арендатор :
Тот не богат , кто не сможет содержать свою армию ! « .
И ограбивший Иерусалимский храм по дороге в Парфию .
Он - римлянин , с гордым профилем . Который победил восстание Спартака , но не победил парфян .
Так и остался Рим без победы над другой половиной мира .
Страной гирканов - волков .
Рим - господин над себе подобными . Побеждал сначала
Своей культурой , а потом - войнами .
Культурой , которую нёс и Гай Валерий Катулл :
« Вот бестолковый муж , который не умеет следить за женою , - сбросить бы его с моста в грязь ! « И : « Вот другой бестолковый муж , чья жена водила любовников ! « .
Это он о муже
Своей знаменитой любовницы - Лесбии . Она - жена
Римлянина . Но на неё может посягнуть и другой римлянин .
Такова судьба римлянок - быть желанными всеми мужчинами
Вокруг . Как жена Августа , Ливия , которую он взял замуж ,
Беременной от её прежнего мужа . Римлянка принадлежит всем римлянам , кто её взять сможет . Но ненадолго может .
И она станет женой другого тотчас же . Таков Рим .
Не нравится - не становись римлянином .
Не мечтай быть погребённым в Венеции - последнем оплоте
Римских обычаев . Когда блудница - римлянка сможет
Отвратить от города дожей её врагов , переспав с их вождём .
А одна из древности , переспала , по словам Макробия ,
С самим Геркулесом , который отдал ей римские холмы .
А она завещала их римскому народу , чтобы
Те давали дары манам её рода , ларам , которые
Берут на себя все грехи римлян в обмен на их души .
Подземные боги римлян , дававшие им все их победы .
В обмен на человеческие жертвы , и те убивали пленных .
Или убивали их медленно - на аренах цирков , цирки -
Вот римские церкви , И Колизей остался как память .
А Катулл оставил в памяти римские обычаи :
« Ты , Равид , лезешь отбивать , кого я люблю , - берегись ! »
« Вы , кабацкие , отбили у меня девчонку - берегитесь ! «
Руф отбил у Катулла любовницу , и Катулл сразу пускает в ход привычные выражения : « У тебя козлом пахнет из под мышек « , и он не обнюхивает соперника , чтобы написать это .
Это привычные для римской среды любовных страстей выражения . Где там Лесбия , у неё есть тоже много любовников . Иначе она не котировалась бы в кругу искушенных римлян . Можно сказать , что в кругу римских богов поощрялись такие отношения . Другому сопернику , Геллию , Катулл пишет в свитке , края которого обрабатывает после пемзой : « Ты - кровосмеситель , ты путаешься и с матерью , и с сестрою , и с тёткою , и с дядею . « , « и ещё того хуже « , « как только персидским волхвам впору « . И понимаем , что это может быть правдой , Калигула и Нерон тому примеры .
И сам Катулл , уезжая куда - то , оставляет мальчика под надзором Аврелия ( Имя означает « подобный золоту « ) , похоже на иронию , но этого человека , подобного золоту , Катулл грозно предостерегает , чтобы золотой человек не трогал мальчика , но тот пристаёт к Ювенцию . Мало того , Катулл учит Ювенция , как ему отделываться от Фурия .
Мальчика без сомнения одолевают многие фурии .
Это - обыденность римской жизни .
В эпиграммах Катулла мелькает и имя Юлия Цезаря , ещё до того , как после его смерти над Римом пролетела комета , и Цезарь был причислен к божественным . А за ним - Октавиан Август . И далее . Но начало было положено именно Юлием .
Но это будет после . А теперь Катулл пишет о нём , и его офицере по имени Маммура : « Мамурра и Цезарь - мерзавцы , друг друга стоят , с одними девками гуляют « , и
« Мамурра - мот и развратник , а Цезарь и Помпей ему потворствуют « , « другие цезарианцы тоже хороши : один безголов , другой немыт , третий воняет « , то есть обычные выражения для соперников в римской любви и в римской политике . И добавляет , как гвоздь вбивает : « Не лучше ли помереть , коли такие идут в гору ? « . Обычные слова во время выборов . И трудно найти кандидата - то есть буквально , того , кто в белой тоге . Но всё таки и в политической борьбе есть свои пределы . И хотя Катулл гордо заявляет : « Сердишься , Цезарь или нет , а мне наплевать ! «
Но о Цезаре больше не пишет , а только о Маммуре , которого называет непечатным римским словом men¬tu¬la , которое перевели как Хрен . Мамурра из города Формий был начальником сапёрных работ при полководце Помпее , одном из триумвирата с Цезарем , в войне с Митридатом Понтийским . Потом при Цезаре в его испанском наместничестве и в галльских компаниях . Мамурра так разбогател , что Цицерон упоминает его как общеизвестный образец пагубы , пришедшей от Цезаря . Плиний пишет так же много , как и Цицерон , и о Маммуре тоже . Что Маммура первый в Риме облицевал свой частный дом мрамором и обставил его цельномраморными колоннами . Так что Маммура попал под обстрел в том числе и Катулла . Да так , что Светоний , рассказывая об Юлии Цезаре , написал : « Цезарь не скрывал , что в стишках о Маммуре Катулл заклеймил его вечным клеймом . « . Именно Катулл . Так его стихи были популярны .
Катулл перечислил в числе пороков неудачливую учёность .
Цезарь был автором сочинения по грамматике .
Которого Катулл назвал « Распутным Ромулом « в своих стихах
Рас¬пут¬ный Ромул , дол¬го ль будешь все сно¬сить?
А он теперь, над¬мен¬ный, загор¬див¬ший¬ся,
По всем посте¬лям вдо¬сталь нагу¬ля¬ет¬ся
Невин¬ным голуб¬ком, самим Адо¬ни¬сом!
Рас¬пут¬ный Ромул, дол¬го ль будешь все сно¬сить?
Ты сам раз¬врат¬ник, и игрок, и взя¬точ¬ник.
Не с тем ли, пол¬ко¬во¬дец ты един¬ст¬вен¬ный,
На ост¬ро¬ве том был, на край¬нем, запад¬ном,
Чтоб этот ваш блудя¬щий хрен истас¬кан¬ный
По две¬сти и по три¬ста тысяч клал в мош¬ну?
Впрочем и другие римские авторы называли так претендентов на царское единовластие : Саллюстий так называл и Суллу , и Помпея , и Цицерона . Маммура тоже « на Парнас лез « : « Хрен лезет в поэты , а Музы его - вилами « .
Муза с вилами как крестьянская девка - это ещё один образ , который он оставил , но прежде , я думаю , видел воочию .
Его Муза - с вилами должно быть . И это - не Лесбия .
Хотя большинство стихов о ней . Она знакома многим .
И интересна . Потому интересны стихи о ней .
« Лесбия , будем целоваться , не считая поцелуев , чтоб не сглазили ! « . Потому что всякое чрезмерное обилие грозит « завистью богов « и возмездием . И вообще лучше не вести точного счёта , потому что тогда считали , что для колдовства , наводящего порчу , необходима точность данных .
Плачь¬те, о Купидо¬ны и Вене¬ры,
Все на све¬те изыс¬кан¬ные люди!
Птен¬чик умер моей подру¬ги милой,
Птен¬чик, радость моей подру¬ги милой,
Тот, что соб¬ст¬вен¬ных глаз ей был доро¬же.
Был он меда неж¬ней, свою хозяй¬ку
Знал, как девуш¬ка мать род¬ную зна¬ет.
Нико¬гда не сле¬тал с ее он лона,
Но, туда и сюда по ней пор¬хая,
Лишь одной гос¬по¬же сво¬ей чири¬кал.
А теперь он идет доро¬гой тем¬ной,
По кото¬рой никто не воз¬вра¬щал¬ся.
Будь же про¬клят, о мрак про¬кля¬тый Орка,
Погло¬щаю¬щий все, что серд¬цу мило, —
Ты воро¬буш¬ка мило¬го похи¬тил!…
О сле¬пая судь¬ба! О бед¬ный птен¬чик!
Ты вино¬вен, что у моей подру¬ги
Покрас¬не¬ли от слез и вспух¬ли глаз¬ки!
Сколь¬ко, спра¬ши¬ва¬ешь, тво¬их лоб¬за¬ний
Надо, Лес¬бия, мне, чтоб пыл насы¬тить?
Мно¬го — сколь¬ко лежит пес¬ков сыпу¬чих
Под Кире¬ною, силь¬фи¬ем порос¬шей,
От Юпи¬те¬ро¬вой свя¬ты¬ни зной¬ной
До гроб¬ни¬цы, где Батт схо¬ро¬нен древ¬ний;
Сколь¬ко на небе звезд в мол¬ча¬ньи ночи
Видит тай¬ны люб¬ви, бла¬жен¬ство смерт¬ных!
Поце¬лу¬ев тво¬их, чтоб было вдо¬сталь
Для безум¬ца Катул¬ла, нуж¬но столь¬ко,
Чтобы их сосчи¬тать не мог завист¬ник,
Нече¬сти¬вый язык не мог бы сгла¬зить.
Орк — рим¬ский бог смер¬ти (гре¬че¬ский Аид — Плу¬тон) и его под¬зем¬ное цар¬ство («откуда нет выхо¬да» — опи¬са¬ние , в гре¬че¬ской поэ¬зии тра¬ди¬ци¬он¬ное , но в латин-ской при¬жив¬ше¬е¬ся лишь после Катул¬ла).
« Лесбия меня бранит , значит , любит , провалиться мне ! « , « Лесбия меня бранит при муже - тем хуже , если ему невдомёк , что это значит ! « .
К мужу он не ревнует , ревнует к другому : « Лесбия предпочитает мне другого , а у него воняет изо рта ! «
Лесбия - это его статус как римлянина , откуда и любовь - ненависть к ней . Она знаменита . Волоокой назвал её Цицерон . « Лесбия , так когда - то мной любимая , блудит теперь по подворотням « , то есть Катулл борется за то , чтобы статус его как любовника не упал в глазах окружающего его Рима . Он - статусный мужчина , у него правильная любовница , которая желанна многим . А доступна должна быть немногим . Но как Мессалина позже , похоже , что Лесбия пошла в разнос . У неё своё соревнование с римлянками - сколько мужчин она обслужит за одну ночь . Так Мессалина соревновалась со знаменитыми римскими блудницами .
Мир соревнований за то , чтобы быть римлянкой .
А Катулл заявляет римским богам о своей честности в любви .
Честности , как он её понимает как римлянин .
« Я был честен в любви , воздайте же мне боги , помогите исцелиться ! « . Болезнь Венеры похоже подкосила его .
« Передайте ей ( Лесбии ) , друзья : пусть надрывает всех своих любовников , но обо мне забудет : она подкосила меня как цветок ! « Цветок с полей Вероны , пересаженный на почву Рима , желающего отчаянно стать настоящим римлянином .
Говоря себе в отчаянии :
« Праздность , мой Катулл , для тебя зловредна .
Праздности ты рад , от восторга бредишь .
Праздность в прошлом и многих царей и славных
Градов сгубила . « В Рим стекалось богатство , много праздности , тоска . От этой тоски все любовные томления римлян того времени . Которая побеждалась походами за новыми завоеваниями , возделываниями полей , управлением делами общины . Но … пришли профессиональные воины , поля обрабатывали пленные рабы , пришли профессиональные политики . И борьба за власть .
И юношеское буйство , прочувствованное юным Пушкиным :
Пьяной горечью Фалерна , мальчик !
Так Постумия велела ,
Председательница ОРГИЙ .
Вы же , воды , прочь теките
И струёй , вину враждебной ,
Строгих постников поите :
Чистый нам любезен Бахус !
Совращение ещё не совращённых обязательно .
Сатурналии были в Риме обязательными .
Юноша Катулл жил в Предальпийской Галлии .
Наместником которой был Квинт Метелл Целер , сенатор .
То есть патриций . Катулл стал любовником жены сенатора Клодии , которую он называет Лесбией в своих стихах .
Несомненно для меня то , что она соблазнила юношу .
От скуки и от тоски . И перевезла в Рим .
Мучая его отказами . Но не долгими . Он стал её рабом .
Статус любовника патрицианки льстил ему .
Римская знать манила его . Он вошёл в кружок Гая Лициния Кальва . Я вспомнила ещё об одном , мечтавшим стать римлянином в гимназические дни , и жившим в городе Кальве , на территории бывшей Римской империи германского народа , ибо мечта стать римлянами овладела всеми германцами .
Они завоевали Рим для этого . И город назвали Кальв .
Герман Гессе , создавший росчером пера орден , похожий на орден римской католической церкви .
И имя проповедника противника римской католической церкви было Кальвин . Римский корень присутствовал и присутствует у тех , кто мечтает стать Римом .
От латинского calva - череп .
Гай Лициний Кальв , молодой оратор и поэт , дружбою с которым Катулл так гордился . Он был потомком древнего рода , гордившегося традициями « борьбы за народ « .
Его отец Лициний Макр . Макр - римский корень фамилии Макрона . Лициний Макр был трибуном 73 года до Р . Х .
Которому Саллюстий приписывает патетическую речь за возрождение древней народной свободы . Сам же Кальв был мал ростом и слаб здоровьем . « Поборник народа « Кальв , как и патриций Метелл встали против Юлия Цезаря .
И Катулл примкнул к ним . Наверное поэтому Метелл смотрел сквозь пальцы на связь Катулла со своей женой . Может быть даже советуя ей околдовать Катулла . Метелл был циником и прожженным политиком . Цель у него оправдывала средства .
Катулла использовали как слепое орудие своей ненависти в политической борьбе . Но недолго . Цезарь умел превращать врагов в своих друзей . А Катулл - не стихийный поэт .
Катулл - « учёный поэт « по примеру « учёного поэта в египетской Александрии , который не бездумно творит по привычным образцам предшественников , хотя и к этому пути иногда прибегает , как бы разогреваясь , а сознательно и целенаправленно отбирает одно , возрождает другое , сочетает третье и четвёртое . Так считает филолог Михаил Гаспаров . Знаток римской поэзии и римских нравов .
Катулла он назвал « изобретателем чувства « . Вот так .
По его же словам , собираясь уехать от изменившей ему Лесбии со всем пылом юности , не умеющей обращать предательство в любви и дружбе в свою пользу , ещё не ставший циником , просит друзей ( как обычно в Риме то происходило , в бане ) передать ей на прощанье « слов от меня немногих , злых и последних . Со своими пусть кобелями дружит ! По три сотни их обнимает сразу , никого душой не любя , но печень каждому руша ( как орёл Зевса , это его работа в борьбе с титанами .) , ( давясь пьяными слезами , поддерживаемый друзьями ) : только о моей пусть любви забудет ! По её вине иссушилось сердце . Как степной цветок , проходящим плугом тронутый насмерть ! ( плуг губит цветок - сильное сравнение , которое повергло многих в подобные слёзы . Как « белые розы , беззащитны шипы , что с вами сделал снег и морозы … « ) .
В той же бане Катулл доверяется другу со слезами , свидетелями чувств , говоря : « Целий , Лесбия НАША , ЭТА Лесбия , что была Катуллу и себя самого , и всех милее .
В переулках теперь , на перекрёстках величавого Рима , внуков ловит . « Жена патриция , опора Рима . Как оформил в признании Катулл своё чувство : « И ненавижу её и люблю .
Почему же , ты спросишь , сам не знаю , но так чувствую , и ТОМЛЮСЬ « « . Томление в членах поэта ведёт к действиям , выраженным в стихосложении . На века и века . Так вот .
Но так бы остался Катулл поэтом , которых много ,
Поэтом , пишущим на заборах римских , если бы …
Если бы не писал он о том , что взяли следующие за ним поэты на заметку , Вергилий в том числе : о богах .
Возвышенно . Порой напыщенно . Но с теми же чувствами ,
С которыми он писал о Лесбии . Писал о священном .
Принадлежащим вечности . О Гименее , о Латоне .
И об Аттисе , жреце фригийской богини Кибеле .
Потому что его брат был похоронен возле Трои .
Потому слёзы Катулла о брате стали заметны
И в нынешнем веке , и в прошлом .
В прошлом , благодаря тому , что гимназисты учили латынь .
Выбирая себе поэтов римских для перевода .
Поэтому пренебрегая Вергилием , не видя того , что
И в Вергилии видны следы любимого российскими
Гимназистами Катулла . Катулл был на устах у всех
В древнем императорском Риме , и в Царскосельском лицее
Императорской России , и в столах следующих гимназистов
Российских . Делая своё дело . Передавая императорскую идею Подспудно . Вместе с желанием к российским женщинам ,
Видя в каждой из них Лесбию . Разве это не привело
В конце концов к вседозволенности , воплощённой в нигилизме
В томлениях Блока , « по вечерам « , где воздух над ресторанами рисовал ему « Незнакомку « .
В томлениях гимнастических юнцов о Риме ,
А не об Иерусалиме . Как бы не твердили на уроках
Закона Божьего те , которые не хотели Иерусалима .
А хотели Третьего Рима . В разных видах - Рима Вергилия .
Но и Рима Катулла тоже . Это и называется - попасть в вечность , хоть щенком , но всё же попасть .
Или в пасть вечности , возможно , в бездну .
И там забронзоветь вместе с вечным Римом .
Свидетельство о публикации №225060701154