Типы композиции, ее составляющие, художественные м

Внешняя организация текста (Архитектоника)  – это деление художественного произведения на структурные блоки: пролог, эпилог, главы, эпиграфы, лирические отступления. Архитектоника обеспечивает дозированную подачу информации, делая восприятие крупных форм (например, объемных романов) комфортным для читателя.

 Внутренняя композиция  охватывает более широкий спектр структурных элементов. Ее цель – представить текст как целостное единство и полноценно раскрыть авторский замысел. Для этого используются разнообразные сюжетные, речевые и образные средства, которые будут рассмотрены ниже.

 Классификация композиционных форм по способу подачи материала:

1.   Линейная:  События излагаются последовательно, в хронологическом порядке, без временных скачков. Пример: «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
2.   Обратная (Инверсионная):  Повествование начинается с финальных событий, а последующие эпизоды раскрывают их предысторию. Этот прием характерен для детективов (сцена преступления в начале) и использован Н.Г. Чернышевским в «Что делать?». Читатель возвращается к начальной точке с новым пониманием.
3.   Параллельная:  История развивается через пересекающиеся сюжетные линии нескольких главных героев (например, жизнь разных семей в «Войне и мире» Л.Н. Толстого).
4.   Полифоническая:  Миры и голоса множества персонажей представлены как равнозначные, формируя сложное смысловое единство. Яркий образец – «Имя розы» Умберто Эко. Основоположником считается Ф.М. Достоевский.
5.   Кольцевая:  Начало и конец произведения зеркально отражают друг друга через повтор ключевых образов или событий (старуха у разбитого корыта в начале и конце сказки Пушкина). Отличается от обратной композиции именно симметрией, а не инверсией хронологии.
6.   Зеркальная:  Основана на симметричном отражении ситуаций или отношений между персонажами в начале и конце текста (признание Татьяны Онегину и ответное признание Онегина Татьяне в «Евгении Онегине»).
7.   Умолчание:  Важное событие, произошедшее до начала основной истории, намеренно скрывается автором, создавая интригу (часто в детективах, как у Кормака Маккарти в «Кровавом меридиане»).
8.   Концентрическая (Спиралевидная):  Каждое последующее событие напрямую вытекает из причин, заложенных в прошлом («Преступление и наказание» Ф.М. Достоедовского).
9.   Ретроспективная:  Повествование включает частые возвращения (флешбэки) к прошлым событиям, повлиявшим на текущий конфликт («Машенька» В.В. Набокова).
10.  Рамочная:  Основной сюжет «обрамлен» другим повествованием (например, рассказом от лица персонажа, как биография Шарля в «Госпоже Бовари» Флобера, обрамляющая историю Эммы). Если рамка – воспоминания, это ретроспекция.
11.  Свободная (Смешанная):  Комбинация нескольких перечисленных типов для создания динамики и удержания внимания (характерно для Уильяма Фолкнера).

 Элементы композиционной структуры:

*    Пролог:  Вводная часть, задающая тон или предысторию.
*    Завязка:  Возникновение основного конфликта.
*    Развитие действия:  Цепь событий, ведущих к кульминации.
*    Кульминация:  Наивысшая точка напряжения, переломный момент.
*    Развязка:  Разрешение конфликта после кульминации.
*    Эпилог:  Заключительная часть, подводящая итоги, показывающая дальнейшую судьбу героев или авторские выводы.

 Речевые средства композиции:

*    Диалоги и монологи:  Оживляют текст, раскрывают характеры, ускоряют динамику.
*    Лирические отступления:  Авторские размышления, напрямую не связанные с сюжетом.
*    Портреты персонажей:  Описания героев, часто включающие авторскую оценку.

 Образные средства композиции:

*    Персонажи:  Движущая сила сюжета и носители идей.
*    Пространственные образы:  Описания мест действия, ландшафта, среды.

 Дополнительные элементы (вставки):  Эпизоды, которые можно изъять без ущерба для фабулы, но обогащающие текст эмоционально и смыслово:

*   Воспоминания (ретроспекции).
*   Вставные жанры: сказки, притчи, стихи, песни.
*   Сны и видения.

 Художественные приемы построения композиции:

1.   Усиление:  Накопление однородных деталей для усиления впечатления (особенно в хорроре).
2.   Ретроспекция (Флешбэк):  Показ событий, предшествовавших началу действия.
3.   Лейтмотив:  Повторяющийся образ, деталь или тема, скрепляющая текст.
4.   Разрыв (Задержанная информация):  Обрыв повествования на самом напряженном моменте для поддержания интриги.
5.   Экспозиция:  Вводная часть, описывающая время, место и обстоятельства перед завязкой.
6.   Монтаж:  Соположение контрастных сцен или образов, создающее новый смысл при их взаимодействии («Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Пиковая дама» А.С. Пушкина).
7.   Противопоставление (Контраст):  Резкое чередование контрастных сцен, тем или миров для усиления драматизма (война vs мир у Толстого, лагерь vs жизнь коменданта у Ремарка в «Искре жизни»).

 Специфика сюжетной композиции

Важно различать:
*    Фабула:  Фактическая последовательность событий в их естественном хронологическом порядке.
*    Сюжет:  Художественно организованная последовательность событий, как ее представляет автор.

Например, в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова сюжет (порядок глав) не совпадает с фабулой (хронологией событий Печорина). Теоретики (вроде Гёте) пытались выделить ограниченное число базовых сюжетных схем.

 Особенности композиции сказки

Фольклорные произведения имеют устойчивую структуру:

1.   Присказка:  Рифмованное вступление, не связанное с сюжетом (“На море-океане, на острове Буяне…”).
2.   Зачин:  Традиционное начало, представляющее героев и завязку конфликта (“В некотором царстве, в некотором государстве…”).
3.   Развитие сюжета:  Цепь испытаний и событий.
4.   Кульминация:  Главное испытание или решающая битва.
5.  Развязка: Преодоление зла/разрешение конфликта.
6.  Концовка: Финал, часто ритмичный (“И я там был, мед-пиво пил…”).

Характерен троекратный повтор (три испытания, три поездки и т.д.).

Заключение

Композиция – ключевой инструмент автора, определяющий восприятие произведения. Она позволяет донести замысел, увлечь читателя, даже если сюжет не нов. Критически важен  принцип правдоподобия : мотивация поступков героев и развитие событий должны быть убедительны, избегать искусственных совпадений (“случайная” встреча с благодетелем).

Выбор композиционной формы часто диктуется жанром (инверсия для детектива, концентрическая для психологической драмы). Однако творческий процесс может порождать уникальные гибридные формы. Знание теории композиции дает основу, но ее применение требует авторской смелости и индивидуальности.

Статья основана на материалах сайта Литрес


Рецензии