Стратегическая педагогика

Полвека назад я учился на первом высшем образовании, на историческом факультете, учился в педагогическом вузе, и на том уровне моего восприятия сущности педагогики моё отношение к этой педагогике было каким-то очень, мягко сказать, критическим.

Я не очень любил лекции по педагогике, возрастной психологии, в чем сейчас, наверное, вынужден признаться, я несколько заблуждался, и на этой основе хочу создать новый термин - Стратегическая педагогика.

Что такое «стратегическая педагогика»?

Термин «стратегическая педагогика» может подразумевать принципиально новую педагогическую парадигму, направленную на систематизацию и перспективное планирование образовательных процессов.

Главная особенность данной педагогики состоит в разработке стратегических подходов к воспитанию и обучению, учитывающих современные тенденции и будущие вызовы.

Основные признаки стратегической педагогики:

1. Ориентация на длительную перспективу:

вместо традиционного краткосрочного планирования образовательный процесс выстраивается с учетом долгосрочной стратегии развития личности и общества.
   
2. Компетентностный подход: основной упор делается на формирование компетенций, востребованных в будущем. Это включает навыки коммуникации, критического мышления, инновационности и лидерства.

3. Комплексный подход:
учебный процесс интегрирует знание из различных областей (естественных наук, математики, истории, литературы и др.) для глубокого понимания сложных явлений и проблем современности.

4. Саморазвитие и рефлексия: студенты и педагоги участвуют в непрерывном анализе и совершенствовании своей учебной деятельности, стремясь достичь максимальной эффективности.

5. Инновационные методики: используются цифровые платформы, виртуальная реальность, геймификация и другие современные инструменты для повышения вовлеченности студентов и улучшения результатов обучения.

6. Партнерство и сотрудничество: школы, университеты, родители и работодатели работают совместно, создавая образовательные экосистемы, поддерживающие эффективную подготовку кадров.




 Изначальное критичное восприятие лекций по педагогике и возрастной психологии вполне естественно. Традиционная форма подачи материала зачастую кажется устаревшей и недостаточной для современных требований.

Такой личный опыт подсказывает, что новая педагогическая система должна ориентироваться на более глубокую стратегию, объединяя теорию и практику в единый процесс, соответствующий сегодняшним вызовам.

Как сформулировать определение термина «стратегическая педагогика»?

Исходя из таких  размышлений и предложенных признаков, предлагаю следующее рабочее определение:

Стратегическая педагогика — это современная образовательная парадигма, направленная на долгосрочное планирование и организацию образовательного процесса, предусматривающая формирование компетенций, соответствующих будущим вызовам, с использованием инновационных методов и инструментов, ориентированных на развитие личности и общества.

Если вы возьмёте учебник, который называется «История педагогики» или «История педагогических учений», то вы увидите, что ни одна из изложенных  многочисленных  концепций,
не отрицала нравственность.

Просто сама нравственность понимается подчас очень своеобразно.

И по сути дела, ни один грязный политик и ни один грязный чиновник не будет отрицать нравственность, он будет говорить, что он носитель высокой нравственности, но многие современные педагогические концепции не только средней школы, но и высшего образования являются не то чтобы безнравственными, они являются во многом идиотичными.

Это определение можно далее уточнить и развить, добавив детали и примеры практических приложений.

Такое вот возникает желание переосмыслить собственный опыт и предложить новый термин свидетельствует о глубокой заинтересованности в улучшении педагогической практики.

Дальнейшая разработка понятия «стратегической педагогики» позволит лучше структурировать существующие подходы и создать прочную базу для обновления образовательной системы.


Рецензии
"Стратегическая педагогика" дальновидностью жива, когда её основа на базе НРАВСТВЕННОСТИ, ведущей к Понятию непременного уважения предшествующих поколений и Осознанию того, что БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В СОЗНАТЕЛЬНОСТИ КАЖДОГО

Эд Раджкович   08.06.2025 09:15     Заявить о нарушении
Если вы возьмёте учебник, который называется «История педагогики» или «История педагогических учений», то вы увидите, что ни одна из этих концепций не отрицала нравственность.

Просто сама нравственность понимается подчас очень своеобразно.

И по сути дела, ни один грязный политик и ни один грязный чиновник не будет отрицать нравственность, он будет говорить, что он носитель высокой нравственности, но многие современные педагогические концепции не только средней школы, но и высшего образования являются не то чтобы безнравственными, они являются во многом идиотичными.

Владимир Юрьевич Колмаков   08.06.2025 18:43   Заявить о нарушении