000 И. Сикорский 1848-1919 гг
Что касается научной ценности этих работ, то известный нынешний психиатр, профессор В.Б. Авдеев оценивает их так:. «…Главная заслуга Ивана Алексеевича Сикорского состоит в том, что он первым создал системную картину психологии различных национальностей на основе их наследственных расово-биологических различий. Как и абсолютное большинство его современников, в своей научной деятельности он умело сочетал энциклопедическую эрудицию с гражданским мировоззрением, мало того, обилие фактов из различных областей знания он объединил в стройное философское осмысление всего исторического процесса».
Он родился 26 мая 1842 года в семье священника села Антоново Киевской губернии. Окончил Киево-Софийское духовное училище, затем Киевскую духовную семинарию. В период учебы «свободно читал и переводил классиков, занимался естественными науками, литературой, философией, изучил французский и немецкий языки».
В 20 лет сдал экстерном экзамены в Первой киевской гимназии и поступил в Университет Св. Владимира. Родители собрали сына, как могли, "дали три рубля денег и маленький самовар». «К этому же времени относится начало собрания библиотеки, которая к концу его жизни стала одной из крупных частных библиотек и содержала свыше двадцати тысяч томов ценных и редких книг». Впоследствии к научным изданиям библиотеки Сикорского прибавились «художественные фотографии и альбомы музеев всего мира», приобретенные им в многочисленных поездках. Библиотека Сикорского, которую он собирал всю жизнь, содержалась в полном порядке и служила не только своему хозяину. Для удобства пользования библиотекой был составлен специальный каталог (впоследствии изданный в печатном виде), а каждая книга помещалась в шкафу на своем месте.
В 1863 г. Сикорский перевелся с естественного факультета на медицинский, который закончил с отличием в 1869 г. Как способный студент, был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. 6 марта 1872 г. он получил степень доктора медицины за работу «О лимфатических сосудах легких». Выбрав специализацию по изучению душевных и нервных болезней, Сикорский переезжает в Петербург, где занимает должность приват-доцента Медико-хирургической академии. Сикорский был удостоен звания приват-доцента психиатрии и нервных болезней и назначен штатным ординатором психиатрической больницы Николая Чудотворца. Его избирают членом научных обществ в России и Европе.
С 1 января 1885 г. Сикорский назначается экстраординарным, а с 1889 г. ординарным профессором по кафедре систематического и клинического учения о нервных и душевных болезнях Киевского университета. Он основывает журнал «Вопросы нервно-психической медицины и психологии». В Киеве им был организован Врачебно-педагогический институт для умственно отсталых детей (1904) и первый в мире Институт детской психопатологии (1912). В конце октября 1896 г. в Киеве было создано «Юго-Западное общество трезвости» для борьбы с алкоголизмом, председателем которого был избран Сикорский.
Сикорский – автор более 100 научных работ по различным вопросам патологической анатомии, клинической психиатрии и педагогике, антропологии. Ряд работ Сикорского затрагивает темы, связанные с такими социальными проблемами, как алкоголизм, наркозависимость, проституция, суицидальные явления и пр. Как отмечает, исследователь Э.И. Колчинский, в январе 1887 г. на Первом съезде российских психиатров в Москве особую обеспокоенность вызвали именно вопросы нравственного вырождения нации, увеличения числа психических заболеваний и самоубийств.
Многие работ Сикорского переводились на немецкий, французский и английский и другие европейские языки. Работа «Душа ребенка» (СПб., 1901) выдержала в Германии свыше 14 изданий. Такая работоспособность во многом была следствием самодисциплины и ограничения. Алкоголь, курение, изысканные блюда и всевозможные развлечения были не для Сикорского. Не случайно в шутку говорили, что у него 36 часов в сутках. Иван Сикорский послужил живой моделью для образа святого Иоанна Златоуста при росписи Васнецовым алтаря во Владимирском соборе.
Но вот, в 1911 году произошло событие, которое отразилось негативно на блестящей карьере профессора. Двенадцатилетний мальчик Андрей Ющинский исчез утром 12 марта 1911 года, отправившись в школу. 20 марта в одной из небольших пещер в предместье Лукьяновка игравшими там мальчишками было обнаружено его тело, покрытое сорока семью колотыми ранами, которые были нанесены «швайкой» (большим шилом). Труп был в значительной степени обескровлен. Следователям, занявшимся страшной находкой в местечке Лукьяновка, способ убийства показался не типичным, совершенным особо жестоким изуверским способом. Возникли подозрения о ритуальном убийстве, с целью получения крови для маци - еврейского хлеба для празднования пасхи. Вскоре был задержан подозреваемый в убийстве, некто Менахем Мендель Бейлис.
И началось дело, страсти вокруг которого не утихли до сей поры. В ходе процесса проводились медицинская, психиатрическая и богословская экспертизы, которые должны были выяснить, было ли убийство А. Ющинского ритуальным. При этом эксперты — медик, профессор Косоротов, и психиатр, профессор И. А. Сикорский, — поддерживали версию обвинения о ритуальном убийстве. Защита протестовала против экспертизы Сикорского, указывая, что в обширной речи о еврейских ритуальных убийствах он далеко вышел за рамки своей компетенции как эксперта-психиатра.
Россия разделилась тогда на тех, кто поддерживал мнение Сикорского, и тех, кто яростно опровергал саму возможность подобных библейских ужасов в просвещенном времени. Судом присяжных Бейлис был оправдан и сбежал сначала в Палестину, а затем в Америку.
После начала Первой мировой войны, Сикорский присоединился к антинемецкой компании, выпустив брошюру «Современная всесветная война 1914 года. Причины войны и устранение их». Книга имела подзаголовок на титульном листе: «Сбор от продажи в пользу семейств раненых». В 1915 г. в Киеве вышла 56-страничная брошюра Сикорского «Что такое нация и другие формы этнической жизни?» Сикорский понимал важность национального самосознания и считал, что погибнет тот народ, который боится самостоятельного и уникального пути, на который поставила его божья воля. По мнению Сикорского, российская империя состояла из русской нации, на основе которой будет продолжаться развитие всего государства, как и нерусского населения – объекта ассимиляции. Другое открытие профессора Сикорского заключалось в следующем. «Революция — есть больной психоз, а больной психоз — есть революция». Таков диагноз, который поставил профессор Сикорский некоторым деятелям своего времени. Главное, что Сикорский, которого можно смело назвать первым специалистом по коллективным психозам, и тут угадал.
Последние три года жизни профессор был тяжело болен и был практически обездвиженным. По воспоминаниям, «тяжкую болезнь, поразившую его за три года до смерти и приковавшую его к постели, он переносил с величайшим терпением, ясно понимая всю картину болезни, течение ее и близкий конец. Он говаривал, что для него было большим несчастьем заболеть той самой болезнью, от которой он лечил других. Но, несмотря на тяжкий физический недуг, дух его до самой смерти продолжал оставаться бодрым, мысль продолжала свою работу».
После Октябрьской революции практически все участники обвинения по делу Бейлиса были расстреляны Киевской ЧК. Это не коснулось Сикорского, хотя его тоже вызывали в ЧК. По-видимому, наблюдая его тяжкую болезнь, чекисты решили, что расстреливать его не имеет смысла. 1 февраля 1919 года на 77-м году жизни И.А. Сикорский скончался своей смертью в Киеве.
Свидетельство о публикации №225060701703