041 И. Сикорский 1848-1919 гг
Наш современник, психиатр, профессор В.Б. Авдеев оценивает его труды так: «Главная заслуга Ивана Алексеевича Сикорского состоит в том, что он первым создал системную картину психологии различных национальностей на основе их наследственных расово-биологических различий. Как и абсолютное большинство его современников, в своей научной деятельности он умело сочетал энциклопедическую эрудицию с гражданским мировоззрением, мало того, обилие фактов из различных областей знания он объединил в стройное философское осмысление всего исторического процесса».
И. Сикорский родился 26 мая 1842 года в семье священника села Антоново Киевской губернии. Окончил Киево-Софийское духовное училище, затем Киевскую духовную семинарию. В период учебы «свободно читал и переводил классиков, занимался естественными науками, литературой, философией, изучил французский и немецкий языки».
В 20 лет юноша сдал экстерном экзамены в Первой киевской гимназии и поступил в Университет Св. Владимира. Родители собрали сына, как могли, "дали три рубля денег и маленький самовар». К этому времени относится начало собрания обширной библиотеки И. Сикорского, которая к концу его жизни стала одной из самых крупных частных библиотек и содержала свыше двадцати тысяч томов ценных и редких книг. Впоследствии к научным изданиям библиотеки Сикорского прибавились художественные фотографии и альбомы музеев всего мира, приобретенные им в многочисленных поездках. Библиотека Сикорского, которую он собирал всю жизнь, содержалась в полном порядке и служила не только хозяину, но была открыта для всех заинтересованных лиц.
В 1863 г. Сикорский перевелся с естественного факультета на медицинский, который закончил с отличием в 1869 г. Как одаренный студент, он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В марте 1872 г. он получил степень доктора медицины за работу «О лимфатических сосудах легких». Наибольший интерес Сикорского вызывали душевные и нервные болезни, и чтобы заниматься этим делом он переехал в Петербург. Со временем он был удостоен звания приват-доцента психиатрии и нервных болезней и назначен штатным ординатором психиатрической больницы Николая Чудотворца. Он становится членом научных обществ в России и Европе.
В январе 1885 г. Сикорский назначается экстраординарным, а в 1889 г. ординарным профессором по кафедре систематического и клинического учения о нервных и душевных болезнях Киевского университета. Он основывает журнал «Вопросы нервно-психической медицины и психологии». В Киеве им был организован Врачебно-педагогический институт для умственно отсталых детей (1904) и первый в мире Институт детской психопатологии (1912). В октябре 1896 г. в Киеве было создано «Юго-Западное общество трезвости», председателем которого стал Сикорский.
Сикорский – автор более 100 научных работ по различным вопросам патологической анатомии, клинической психиатрии, педагогике, антропологии. В работах Сикорского поднимаются темы, связанные с такими социальными проблемами, как алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство и пр. Как отмечает, исследователь Э.И. Колчинский, в январе 1887 г. на Первом съезде российских психиатров в Москве особую обеспокоенность вызвали именно вопросы нравственного вырождения нации, увеличения числа психических заболеваний и самоубийств.
Многие работы Сикорского переводились на немецкий, французский и английский и другие европейские языки. Работа «Душа ребенка» (СПб, 1901) выдержала в Германии около 14 изданий. Высокая работоспособность во многом была следствием самодисциплины и ограничения. Алкоголь, курение, изысканные блюда и всевозможные развлечения были не для Сикорского. Не случайно окружающие говорили, что у него 36 часов в сутках. Иван Сикорский послужил живой моделью для образа святого Иоанна Златоуста при росписи Васнецовым алтаря во Владимирском соборе.
Но вот, в 1911 году произошло страшное событие, которое отразилось негативно на блестящей карьере профессора. Двенадцатилетний мальчик Андрей Ющинский отправился в школу утром 12 марта 1911 года, и исчез. А 20 марта в одной из небольших пещер в Лукьяновке, игравшими там мальчишками, было обнаружено его тело. Оно было покрыто сорока семью колотыми ранами, которые были нанесены «швайкой» (большим шилом). Труп был в значительной степени обескровлен. Следователям, занявшимся расследованием, способ убийства показался не типичным, совершенным особо жестоким изуверским способом. Возникли подозрения о ритуальном убийстве с целью получения крови для маци - еврейского хлеба для празднования пасхи. В скором времени был задержан подозреваемый в убийстве, им оказался Менахем Мендель Бейлис.
И началось дело, страсти вокруг которого не утихают до сих пор. В ходе процесса проводились медицинская, психиатрическая и богословская экспертизы, которые должны были выяснить, было ли убийство Андрюши Ющинского ритуальным. При этом эксперты — медик, профессор Косоротов, и психиатр, профессор И. А. Сикорский, — поддерживали версию обвинения о ритуальном убийстве. Защита протестовала против экспертизы Сикорского, указывая, что в его речи о еврейских ритуальных убийствах он далеко вышел за рамки своей узкой компетенции как эксперта-психиатра.
Россия разделилась тогда на тех, кто поддерживал сторону обвинения, и тех, кто яростно опровергал саму возможность подобных библейских ужасов в просвещенном времени. Судом присяжных Бейлис был оправдан и сбежал сначала в Палестину, а затем в Америку.
После начала Первой мировой войны, Сикорский, как русский патриот, присоединился к антинемецкой компании и выпустил брошюру «Современная всесветная война 1914 года. Причины войны и устранение их». На титульном листе книги стоял подзаголовок: «Сбор от продажи в пользу семейств раненых». В 1915 г. в Киеве вышла брошюра Сикорского «Что такое нация и другие формы этнической жизни?» Сикорский хорошо осознавал важность национального самосознания и писал, что погибнет тот народ, который боится самостоятельного и уникального пути, на который поставила его божья воля. По мнению врача и общественного деятеля, российская империя состояла из русской нации, на основе которой будет продолжаться развитие всего государства, как и нерусского населения – объекта ассимиляции. Другое важное открытие профессора Сикорского заключалось в утверждении: «Революция — есть больной психоз, а больной психоз — есть революция». Такой диагноз, наблюдая происходящее в предреволюционное время, поставил профессор Сикорский некоторым деятелям своего времени. Его можно смело назвать не только врачом-психиатром, но и первым специалистом по коллективным психозам.
Последние три года жизни профессор был тяжело болен и практически обездвижен. По воспоминаниям близких: «Тяжкую болезнь, поразившую его за три года до смерти и приковавшую его к постели, он переносил с величайшим терпением, ясно понимая всю картину болезни, течение ее и близкий конец. Но, несмотря на тяжкий физический недуг, дух его до самой смерти продолжал оставаться бодрым, мысль продолжала свою работу».
После Октябрьской революции практически все участники обвинения по делу Бейлиса были расстреляны Киевской ЧК. Это не коснулось Сикорского, хотя его тоже вызывали в ЧК. По-видимому, видя его тяжкую болезнь, чекисты решили, что расстреливать его не имеет смысла. 1 февраля 1919 года на 77-м году жизни И.А. Сикорский скончался своей смертью в Киеве. И.А. Сикорский был отцом гениального русского и американского авиаконструктора Игоря Сикорского.
Свидетельство о публикации №225060701703